«Рыцарь научной педагогики»: педагогическое наследие Володара Викторовича Краевского в новом выпуске библиотечного проекта «Круг интересов»

15 июня 2023

Библиотечный проект «Круг интересов» представляет третий выпуск рубрики «Педагогический бестселлер», посвященный педагогическому наследию Володара Викторовича Краевского.

Krajewski.jpg

Краевский Володар Викторович (1926-2010) – российский педагог, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, действительный член РАО, создатель научной школы методологии педагогики.

Коллектив сотрудников лаборатории дидактики Института теории и истории педагогики АПН РСФСР под руководством В.В. Краевского в 80-е годы ХХ века разработал культурологическую концепцию содержания образования, в которой четко разделялось два источника формирования содержания общего среднего образования: наука и культура. Цель новаторской концепции Володара Краевского заключается в том, чтобы помочь школьникам «раскрыться навстречу миру, всей культуре, а не замыкаться в рамках знания основ наук – важного, но не единственно нужного для достойной жизни» (В.В. Краевский. «Следы на песке. Опыт документальной автобиографии»).

kra01.jpg

К сфере научных интересов В.В. Краевского относятся вопросы методологии педагогики, педагогической теории, дидактики, методики педагогического образования, повышения профессиональной квалификации учителей. Результаты его работы нашли отражение в книгах и статьях. В серии «Высшее профессиональное образование» были опубликованы учебные пособия В.В. Краевского (в том числе написанные в соавторстве с Е.В. Бережновой, А.В. Хуторским): «Общие основы педагогики» (2003), «Методология педагогики. Новый этап» (2006), «Основы обучения. Дидактика и методика» (2007). Эти учебные пособия и учебник «Педагогика» (2004) под редакцией П.И. Пидкасистого, в создании которого принимал участие В.В. Краевский, неоднократно переиздавались; они вошли в «золотой фонд» педагогической литературы, став, по мнению специалистов, «системообразующим концептуальным основанием для преподавания педагогических дисциплин в вузах страны и методологическим ориентиром для научной работы в области образования» (Н.Л. Коршунова, Е.В. Бережнова, А.А. Арламов).

kra02.jpg

Важной заслугой В.В. Краевского и его Школы является возрождение ежегодного семинара по методологии педагогики, на заседаниях которого обсуждаются методологические аспекты инновационного развития образования. С 2001 года сессии Всероссийского методологического семинара проходят в разных городах нашей страны, а в 2007 году была организована Дальневосточная секция семинара, избравшая В.В. Краевского своим Почетным председателем и научным руководителем. 

Володар Викторович Краевский родился 23 июня 1926 года в Самаре в семье партийного работника. Свое имя он получил в честь революционного деятеля В. Володарского. В судьбе В.В. Краевского воплотились многие характерные черты его поколения. О жизни, научной деятельности и увлечении поэзией он рассказал в автобиографической повести «Следы на песке» (2010). Есть в биографии известного педагога страницы, связывающие его с нашим городом и Уссурийским педагогическим институтом. 

kra03.jpg

Володара Викторовича Краевского называют одним из самых ярких ученых в области методологии педагогики и дидактики ХХ века, оригинальным педагогическим мыслителем, публицистом. В памяти коллег и учеников он остался как порядочный и принципиальный человек, преданный любимому делу.

Талант В.В. Краевского не ограничивается только научной сферой. Он реализовался как писатель-эссеист и самобытный поэт. В 2008 году в Санкт-Петербурге увидел свет сборник «Сверху вниз по лестнице». По словам доктора пед. наук, профессора Михаила Викторовича Богуславского, особой чертой Краевского-поэта является тонкий «английский» юмор: «Его стихи – сплав остроумия, сарказма и протеста против лжи и бездарности, против трусости и лицемерия в жизни и в науке» (М.В. Богуславский. «Рыцарь педагогики» // «Учительская газета» № 26 от 29 июня 2021 г.)

Обзор книг Володара Викторовича Краевского из фондов библиотеки представлен в нашей презентации

Полный список публикаций В.В. Краевского, материалы Всероссийского методологического семинара, интервью с ученым, автобиографическая проза, публицистика и подборки стихов разных лет размещены на персональном сайте педагога

Уникальные фрагменты из мемуаров В.В. Краевского опубликованы в журнале «Самарские судьбы».

Результатам исследований учеников В.В. Краевского и дальнейшему развитию научных идей, волновавших в свое время Учителя, посвящена статья Н.Л. Коршуновой и Е.В. Бережновой «Ценности научной школы: В.В. Краевский и его ученики в пространстве общих научных интересов». Авторы статьи провели краткий анализ работ тех учеников, непосредственным научным руководителем которых являлся Володар Викторович Краевский, на чьих титульных листах диссертаций стояло его имя.

Е.В. Васильева,
зав. информационно-библиографическим отделом библиотеки.