Научный кружок «Исследовательский инструментарий историка» продолжает свою работу

26 мая 2022

23 мая состоялось заседания научного студенческого кружка «Исследовательский инструментарий историка». Согласно плану работы кружка, тема очередного занятия «Повседневность»: отражение в источниках личного происхождения» была посвящена проблемам реконструкции исторических событий и явлений по воспоминаниям участников и очевидцев событий.

О сложности и особенности проведения исследований на основе историко-биографического метода рассказала О.А. Лихарева. Участники заседания были подробно проинформированы о принципах проведения интервью, о типах вопросов, которые обладают большим исследовательским потенциалом. В ходе сообщения особый акцент был сделан на этических аспектах интервьюирования. Студенты задавали вопросы о правилах, которые необходимо соблюдать в ходе интервью. Интересовали их и способы проверки сведений на достоверность, прежде чем использовать собранные факты в научном исследовании.

Теоретические рассуждения о важности источников личного происхождения получили дальнейшее развитие в двух тематических сообщениях. Студентка 1 курса профиля «История и обществознание» Коршунова Анастасия представила результаты работы, которую она проводила в течение нескольких месяцев, – «День пионерии 1970–1980 гг. в Приморском крае (по материалам интервью учителей и учащихся)». В основе ее исследования – анализ нескольких интервью, которые Анастасия записала в разных образовательных организациях края. Она не только реконструировала сам праздник «День пионерии», который ежегодно отмечался в СССР 19 мая, но раскрывала механизм сбора, систематизации и анализа полученных материалов. По общему мнению, участников заседания, первый опыт научной работы Анастасии стал «многообещающим»; ей пожелали успехов в продолжении ее научной работы.

Очень интересное сообщение «Жизнь советских граждан на территории Эфиопии в 1986–1988 гг. (по словам очевидцев)» сделала студентка 4 курса профиля «История и обществознание» Ая Бартенева. Она не только разъяснила истоки политического кризиса в Эфиопии, причины, по которым советские граждане оказались в Африке, но и описала условия повседневной жизни жен и детей военнослужащих – военных советников в Эфиопии. Ее сообщение сопровождали не только интересные факты и примеры, но и фотографии (из личного архива), фрагменты воспоминаний и посланий, карты и открытки. Участники заседания высоко оценили работу и поздравили Аю Бартеневу с успехом.

В ходе заседания проходило обсуждение проблемных вопросов:

  • можно ли использовать интервью как исторический источник при проведении научного исследования?
  • чем отличается интервью, записанное исследователем, от интервью, размещенного в средствах массовой информации (в газете)?
  • как бороться с «мифами» в человеческой памяти? Каковы функции исторической памяти? Какие цели достигаются в ходе изучения повседневной истории на основе источников личного происхождения.

Выражаем надежду, что эта важная тема найдет свое дальнейшее воплощение в следующих заседаниях научного кружка.


Руководители кружка — преподаватели Департамента
социально-гуманитарного образования и образовательной
политики Школы педагогики ДВФУ:
Пчела Инна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент
Лихарева Оксана Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент