Женские имена современной российской педагогики в новом выпуске библиотечного проекта «Круг интересов»

10 июля 2023

Библиотечный проект «Круг интересов» представляет четвертый выпуск рубрики «Педагогический бестселлер», рассказывающий о женщинах-ученых, которые внесли существенный вклад в развитие современной отечественной педагогической науки.

История России хранит  имена выдающихся женщин,  посвятивших себя делу образования и просвещения, оставивших яркий след в педагогике: инокиня Ефросиния Полоцкая (1101-1167), российская императрица Екатерина II Великая (1729-1796), писательница и педагог, княгиня Е.Р. Дашкова (1743-1810); лидеры женского движения 70-х годов XIX в. М.В. Трубникова, А.П. Философова, Н.В. Стасова, Н.А. Белозерская и др. Они принадлежали к разным сословиям, и их роль в формировании национальной образовательно-воспитательной системы определялись социальным статусом и возможностями, которые  давал этот статус (Е.Л. Черкасова, Ф.М. Яналетдинова «Женщины в истории отечественного образования») 

Среди современных российских исследователей в области педагогики много женщин – кандидатов и докторов наук, профессоров и академиков – талантливых ученых, которые разработали оригинальные образовательные концепции, основали научные школы, создали учебники и учебно-методические пособия, составляющие «золотой фонд» педагогической литературы. В рамках одного выпуска невозможно рассказать обо всех, поэтому мы выбрали восемь имен, известных каждому студенту педагогического вуза. 

ladies01.jpg

Байбородова Людмила Васильевна – доктор педагогических наук, профессор, действительный член Российской академии естественных наук, зав. кафедрой педагогических технологий Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, автор инновационной концепции развития сельской малочисленной школы. В книгах Л.В. Байбородовой «Организация воспитательного процесса в школе» (2001) и «Теория и методика воспитания» (2004) особое внимание уделяется подготовке будущих педагогов к работе классного руководителя.

Бордовская Нина Валентиновна – доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики личностного и профессионального развития Санкт-Петербургского государственного университета, академик РАО. Специалист в области общей педагогики, методологии педагогики и педагогических исследований. Учебник Н.В. Бордовской и С.И. Розум «Педагогика и психология» (2013) отражает тесную взаимосвязь дисциплин, способствуя максимальному развитию компетенций в области психологии и педагогики. 

Васильева Зинаида Ивановна (1924-2013) – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, академик АПН СССР (1989), академик РАО (1993), основатель научно-педагогической школы «Теория и методика нравственного воспитания учащихся». Еще одним направлением экспериментальных исследований известного советского и российского педагога была профессиональная ориентация студентов педагогических вузов. Она установила и доказала, что педагогическая практика в школе оказывает мощное положительное влияние на мотивацию профессионального образования будущих учителей. З.И. Васильева является редактором учебного пособия «История образования и педагогической мысли за рубежом и в России» (2001), в котором представлены ведущие педагогические идеи и характеристики образовательных систем в разные эпохи. 

О жизни ученого и об удивительном человеческом и педагогическом таланте вдохновляющего научного руководства З.И. Васильевой с большим уважением и теплотой написали воспоминания ее многочисленные ученики и последователи:

Галагузова Миннесур Ахметхановна – доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики Уральского государственного педагогического университета, академик Международной Академии наук педагогического образования, действительный член Академии социального образования – участвовала в разработке Государственных стандартов и первых учебных пособий по социальной педагогике. Под ее руководством получила развитие научная школа по направлению социальной педагогики «Пенитенциарная и постпенитенциарная социальная реабилитация осужденных».

ladies02.jpg

Десяева Наталья Дмитриевна – доктор педагогических наук, профессор, начальник Департамента методики обучения Института педагогики и психологии образования Московского городского университета. В сферу научных интересов Н.Д. Десяевой входит профессиональная речь педагога, которая рассматривается как главное средство обучения и воспитания. Учебное пособие Н.Д. Десяевой, Т.А. Лебедевой, Л.В. Ассуировой «Культура речи педагога» (2006) неоднократно переиздавалось и стало педагогическим бестселлером.

Захарова Ирина Гелиевна – кандидат физико-математических наук, доцент, профессор кафедры программного обеспечения Тюменского государственного университета, автор учебного пособия для студентов педагогических вузов «Информационные технологии в образовании». В книге рассматриваются принципы и возможные пути интеграции НТО в учебно-воспитательный процесс, а также даны практические рекомендации педагогам по применению гипертекстовой технологии для создания электронных учебников и авторских образовательных сайтов.

Коджаспирова Галина Михайловна – доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и истории педагогики Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, член корреспондент Международной академии информатизации. Г.М. Коджаспирова признанный специалист в области дидактики и методики применения традиционных и совершенно новых ТСО и компьютера в учебно-воспитательном процессе. Автор более 30 учебников и учебных пособий по педагогическим дисциплинам.

ladies03.jpg

Полат Евгения Семеновна (1937-2007) – советский и российский педагог, доктор педагогических наук, профессор, преподаватель и эксперт ИИТО ЮНЕСКО, руководитель Лаборатории дистанционного обучения Научно-исследовательского института содержания и методов обучения (ИСМО РАО). Е.С. Полат и сотрудники ее лаборатории открыли новое направление в методике обучения иностранным языкам, связанное с использованием информационно-коммуникационных технологий; теоретически обосновали использование современных педагогических технологий (метода проектов и др.) в школе; разработали отечественную теорию дистанционного обучения. Учебное пособие Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной «Современные педагогические и информационные технологии в системе образования» (2007) построено таким образом, чтобы читатели могли не только познакомиться с теоретическими основами использования новых технологий в учебном процессе, но и освоили их практически. По отзывам экспертов, публикация этой книги внесла существенный вклад в реализацию новой гуманистической личностно-ориентированной парадигмы образования в России (М.З. Биболетова. «Научная деятельность лаборатории дидактики иностранных языков ИСМО РАО как отражение развития отечественной методики»). Подробнее об исследовательской работе Лаборатории дистанционного обучения ИСМО РАО можно прочитать на сайте.

Обзор книг Л.В. Байбородовой, Н.В. Бордовской, З.И. Васильевой, М.А. Галагузовой, Н.Д. Десяевой, И.Г. Захаровой, Г.М. Коджаспировой, Е.С. Полат из фондов библиотеки представлен в нашей презентации.

Е.В. Васильева, 
заведующий информационно-библиографическим отделом библиотеки.