О значимых событиях 2018 года в Азиатско-Тихоокеанском регионе
![]() |
Заместитель директора Экспертно-аналитического центра Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Дмитрий Шелест. |
Уходящий 2018 год не прогремел какими-либо из ряда вон выходящими событиями в Восточной Азии. Тем не менее, в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) произошло несколько знаковых событий, которые представляют интерес с российской точки зрения.
На общероссийском уровне значимыми стали выборы Президента в марте 2018 года. Опубликованные позднее «майские указы» Президента России Владимира Путина (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года») фактически обозначили стратегическое видение действующего главы государства. Касательно Дальнего Востока была озвучена необходимость развития транспортного коридора «Запад—Восток» и сокращение времени железнодорожного транзита, увеличение мощностей дальневосточных портов, Транссиба и Байкало-Амурской магистрали, а также рост объема энергоснабжения Дальневосточного федерального округа (ДФО).
Отдельно следует рассматривать активизацию развития Северного морского пути в 2018 году. Конечно, этот процесс не имеет четко выраженной событийности по сравнению с единичными мероприятиями. Это, скорее, процесс. Тем не менее, форсированная организация транспортного потока, который свяжет месторождения Северного ледовитого океана и государства-потребителей полезных ископаемых в АТР, обеспечит доставку грузов, обретает законченный вид. Как следствие, это повлияет и на развитие военной, инженерной и транспортной инфраструктуры в северных районах ДФО.
Если же говорить об иной геополитической конфигурации — Индо-Тихоокеанском регионе, то можно отметить и российско-индийские учения «Индра-2018», сухопутная часть которых проводилась в штате Уттар-Прадеш (Индия), а военно-морские учения «Индра-Нэви-2018» — в Бенгальском заливе.
В международной проблематике следует обратить внимание на событие, напрямую не связанное с АТР. На саммите «Большой двадцатки», который состоялся 30 ноября — 1 декабря в Буэнос-Айресе (Аргентина), в заключительном коммюнике был поднят вопрос о реформировании Всемирной торговой организации (ВТО) и высказано намерение продолжить дискуссию в этом направлении на следующей встрече в Токио (Япония). Необходимость перемен в ВТО активно обсуждалась в 2018 году, и вероятность того, что какие-либо значимые решения в этой сфере будут приняты в ближайшее время, очевидны. В свою очередь, следует ожидать, что трансформация наднациональной организации повлечет за собой серьезные перемены в экономическом сотрудничестве государств Тихоокеанского бассейна.
Значимым событием стало заявление северокорейского лидера Ким Чен Ына о прекращении ядерных испытаний и приостановке ядерной программы Пхеньяном. За этим сразу же последовала встреча лидера КНДР и президента Республики Корея Мун Чжэ Ина. Поэтому неудивительно, что весь 2018 год на Корейском полуострове проходил под знаком сближения Севера и Юга, который закончился соединением железных дорог двух стран в декабре. Такой поворот событий несколько ограничил милитаристскую риторику Вашингтона и Токио, вызвал осторожный энтузиазм у Москвы и Пекина и в целом расширил горизонты международного сотрудничества.
Не столь заметны в России были выборы в местные органы власти на Тайване, где в большинстве городов и уездов победила оппозиционная партия Гоминдан. Провал Демократической прогрессивной партии Тайваня вполне ощутимо повлияет и на повестку президентских выборов в Тайбэе в 2020 году. Это связано, прежде всего, с тем, что Гоминдан выступает за сближение с материковым Китаем на «особых условиях». Такой подход, в свою очередь, косвенно повлияет и на политику США в регионе, и на шаги Пекина в отношении спорных территорий в «южном подбрюшье» КНР.
Подытоживая вышесказанное, можно утверждать, что Российская Федерация, несмотря на все проблемы внутреннего характера и давления извне, по-прежнему занимает одно из лидирующих положений в мировой системе. Это помогает России постепенно увеличивать объем связей в Восточной Азии и преобразовать Тихоокеанскую часть России. Остается лишь пожелать, чтобы Дальний Восток России в своем развитии не отставал от темпов внешнеполитической активности государства в этом направлении.