Фактчекинг: проект «Билет в будущее» определяет обязательную образовательную программу, по которой будет учиться ребенок в школе, а также принудительно выбирает дальнейший профессиональный путь человека

9 ноября 2023

Распространяется информация о том, что внедрение профориентации и индивидуальных образовательных траекторий в школах приведет нас к обществу, близкому к цифровому тоталитаризму. Так ли это разберемся в совместном проекте учёных ДВФУ с «Лапша Медиа» (https://lapsha.media/o-nas/), направленном на разоблачение недостоверной информации.

Сообщение содержит несколько основных тезисов: информацию относительно профориентационного проекта «Билет в будущее», оценку перспектив введения профориентации и индивидуальных образовательных траекторий, информацию о правовом статусе внеурочной работы со ссылками на нормативно-правовые акты. Разберем каждый из этих тезисов.

Действительно, существует образовательный проект «Билет в будущее», направленный на профориентационную работу со школьниками. На сайте Минпросвещения России сообщается: «”Билет в будущее” – проект ранней профессиональной ориентации учеников 6–11-х классов. Он реализуется Минпросвещения России в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта “Образование”». Проект запущен еще в 2018 году и постепенно увеличивает свой охват и инфраструктуру. Заместитель Министра просвещения Российской Федерации Татьяна Васильева в 2021 году заявляла: «детям важно не только выбрать и спланировать своё профессиональное будущее, но и уметь переобучиться, попробовать что-то новое, развить свои базовые знания и компетенции. На это направлен новый перезапущенный проект “Билет в будущее”». Цель проекта - обеспечить равные возможности для каждого ученика, подготовить их к будущим вызовам в быстро меняющемся мире, а также создать комфортную образовательную среду, которая будет стимулировать творческий и интеллектуальный потенциал каждого ребенка. При освещении данного проекта отмечается (1, 2), что необходимость в создании миллиона специалистов рабочих профессий сформулировал президент России Владимир Путин. На основании интервью руководителя проекта, члена Общественной палаты РФ, Ивана Есина, а также материалов официального сайта проекта можно выделить следующие особенности и задачи платформы:

1. «Билет в будущее» направлен на создание условий для адаптации образования под индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка. Это включает возможность выбора предметов, гибкость в формате обучения и траектории прогресса в учебных достижениях.

2. Проект предоставляет разнообразные инструменты и программы для развития потенциала талантливых учеников. Будучи ориентированным на развитие инноваций в образовании, он способствует созданию условий для развития творческих и интеллектуальных способностей на основе интерактивных и игровых площадок платформы.

3. Уделяется особое внимание развитию цифровых компетенций учащихся. Внедрение новых технологий в учебный процесс позволяет создавать интерактивные и инновационные методы обучения, а также готовить учащихся к цифровой эпохе.

4. «Билет в будущее» также направлен на обновление и совершенствование образовательных стандартов с учетом современных требований и потребностей общества. Это включает в себя пересмотр учебных планов, акцент на развитии ключевых навыков и компетенций, создание профессиональных и профориентационных онлайн курсов, а также поддержку учителей в применении инновационных методов обучения.

5. Платформа уделяет внимание содействию профориентации учащихся и их подготовке к выбору профессии. Это включает проведение мероприятий, лекций и консультаций, осуществляемых специалистами по профориентации, экскурсий на предприятия, взаимодействие с будущими потенциальными работодателями, а также разработку программ подготовки к карьере.

6. Проект в 2023 году вышел на федеральный уровень, к нему подключилось большинство субъектов России. Сайт содержит разделы с определенным инструментарием (тесты, методические материалы, лекции и пр.) отдельно для школьников, родителей, педагогов и работодателей, что в свою очередь позволяет вовлечь и адаптировать в профориентационную деятельность ключевых акторов данного процесса, создать общероссийскую коммуникационную площадку.

Проект "Билет в будущее" Минпросвещения РФ усиливает внимание к значимости индивидуальных потребностей и успехов каждого ученика. Путем внедрения новых подходов и использования современных технологий он стремится создать благоприятные условия для полноценного роста и развития молодого поколения. Платформа "Билет в будущее" также интегрирует в себя задачи профминимума.

Минпросвещения России разработало и внедрило с 1 сентября 2023 г. во всех школах Российской Федерации единую модель профориентационной деятельности (профминимум). Профминимум – единый универсальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся, который включает в себя семь направлений:

  • профильные предпрофессиональные классы (инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские, ориентированные на востребованные профессии на рынке труда);

  • урочная деятельность (профориентационное содержание уроков по предметам общеобразовательного цикла, где рассматривается значимость учебного предмета в профессиональной деятельности и т.д.);

  • внеурочная деятельность: цикл профориентационных занятий «Россия – Мои горизонты» (проведение занятий организовано с 1 сентября 2023 г. еженедельно по четвергам);

  • практико-ориентированный модуль (экскурсии на производство, экскурсии и посещение лекций в образовательных организациях СПО и ВО, посещение профориентационной выставки «Лаборатория будущего» и других, посещение профессиональных проб, выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в образовательных организациях СПО и ВО, открытых уроков технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий и др.);

  • дополнительное образование (выбор и посещение занятий в рамках дополнительного образования с учетом склонностей и образовательных потребностей);

  • профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих (получение профессии по образцу существовавших учебно-производственных комбинатов);

  • взаимодействие с родителями или законными представителями (родительские собрания, участие родительского сообщества во встречах с представителями разных профессий).

Профориентационная работа с учащимися является важным аспектом школьного образования, поскольку помогает подготовить школьников к осознанному выбору профессионального пути и успешному вхождению в мир труда. Профориентационная работа помогает учащимся лучше понять свои интересы, увлечения и потенциал. Она предоставляет им возможность исследовать различные профессии, изучать свои навыки и природные способности, а также рассматривать возможности развития в различных сферах деятельности. Такой процесс самопознания помогает учащимся принять осознанные решения о выборе будущей профессии, что снижает риск неподходящего выбора и позволяет строить успешную карьеру. Профориентационная работа помогает учащимся лучше понять связь между образованием и будущей карьерой. Когда школьники осознают, как учебные предметы связаны с определенными профессиями и реальной жизнью, их мотивация к учебе может усилиться. Знание того, что их учеба имеет практическое значение и полезна для достижения профессиональных целей, способствует повышению успеваемости и активному участию в учебном процессе. Профориентационная работа требует от учащихся принятия решений относительно выбора будущей профессии и плана действий по достижению своих целей. Это помогает им развивать важные навыки принятия решений, которые будут полезны во всех сферах жизни. Процесс обдумывания вариантов, анализа возможностей и оценки последствий учит молодых людей принимать осознанные и обдуманные решения.

Таким образом, наблюдается развитие и внедрение профориентационных проектов в систему школьного образования России под патронажем Минпросвещения. Результаты данной работы будут оценены позже, но уже сейчас можно прогнозировать положительное влияние на образование и подготовку кадров для экономики.

Сообщение критикует индивидуальные образовательные траектории, которые якобы «предпишут» будущую жизнь обучающихся. Индивидуальные образовательные траектории (ИОТ) — это практика в школьном образовании, которая направлена на адаптацию образовательного процесса к потребностям и способностям каждого ученика (1, 2, 3). В Российской Федерации ИОТ уже внедряется на уровне высшего образования. Система индивидуальных образовательных траекторий критикуется, так приведенное в сообщении мнение профессора социологии Аргуновой В.Н. действительно высказано на сетевой площадке VK. Введение индивидуальных образовательных траекторий в школьное образование имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества включают большую учет потребностей учащихся, повышение мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации. Недостатки же включают дополнительные расходы преподавательских ресурсов, сложности в планировании и оценке, усугубление неравенства в образовании. Внедрение данных практик на уровне школьного образования вызывает опасения, обозначенные в сообщении, что требует от органов власти, образовательных учреждений тщательного планирования и организации, общественных дискуссии, чтобы обеспечить максимальную пользу для всех учеников и справиться с возможными ограничениями и сложностями. Но формулировка, что ИОТ способствует «построению у нас кастового общества», где «каждому будет приписано кем он будет» противоречит сущности нововведений, основанных на свободном выборе, содержат технопессимизм (страх относительно новых технологий, что наблюдается (1, 2) на странице автора сообщения) и алармизм.

Что касается статуса внеурочной деятельности как активности, проводимой на добровольной основе и выборе участников образовательных отношений, то ссылки (1, 2) сообщения корректны. Профориентационная деятельность действительно входит во внеурочную деятельность, это подтверждается приказом Минпросвещения России и методическими рекомендациями. Таким образом, участники образовательных отношений могут выбрать иные формы внеурочной деятельности, в том числе профориентацию, несвязанную напрямую с проектом «Билет в будущее». Для того, чтобы побороть скептицизм по отношению к данному проекту, необходимо демонстрация позитивных результатов его внедрения и продолжение обсуждения с участниками образовательных отношений.