Эксперт ДВФУ: Николай Шестаков о Спасском землетрясении 2017 года

1 марта 2017

Подготовила Анастасия Печенкина, 
пресс-служба ДВФУ

Николай Шестаков — кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой геодезии, землеустройства и кадастра Инженерной школы Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). Совместно с коллегами из Дальневосточного отделения Российской академии наук (ДВО РАН) и зарубежных университетов в течение многих лет ученый исследует современные геодинамические процессы Дальнего Востока России на основе технологий глобального спутникового позиционирования GPS и ГЛОНАСС. Тесно сотрудничает с сейсмологами в области исследования и моделирования очага землетрясения по геодезическим и сейсмологическим данным.


Николай Шестаков рассказал о недавнем землетрясении, ощущавшемся 21 января 2017 года жителями г. Спасск-Дальний и близлежащих населенных пунктов. Это событие широко освещалось в средствах массовой информации и породило много предположений о его источнике и возможных последствиях.

— Николай Владимирович, нам известно, что Вы интересуетесь Спасским землетрясением и даже просили пресс-службу университета оказать содействие в поиске очевидцев. Расскажите, что уже известно ученым об этом событии?

— К сожалению, известно сравнительно немного. Специалисты Сахалинского филиала Геофизической службы РАН, в зону ответственности которого входит Приморский край, получили информацию от различных сетей сейсмических станций. По их данным, очаг землетрясения располагался вблизи юго-восточного побережья озера Ханка, примерно в 20 км к северо-западу от г. Спасск-Дальний на глубине порядка 10 км. Основной толчок произошел в 13:22:23 по местному времени. Магнитуда землетрясения составила около 3.3. В 13:41:48 был зафиксирован повторный толчок (афтершок), также ощущавшийся населением. Интенсивность сотрясений, вызванных главным толчком, находилась в пределах 2-4 баллов. В г. Спасск-Дальний и его ближайших окрестностях она составила 3-4 балла.

Для получения достоверных оценок интенсивности землетрясения очень важно было провести опрос как можно большего числа очевидцев, находившихся в разных пунктах относительно эпицентра землетрясения и, особенно, на побережье озера вблизи эпицентра, то есть в юго-восточной части Ханкайского заповедника. Опрос проходил в течение недели после сейсмического события, но любые дополнительные сведения об ощущениях и наблюдавшихся явлениях вместе с контактными данными очевидцев были бы очень полезны для изучения землетрясения. Информацию можно предоставить по электронной почте: shestakov.nv@dvfu.ru.

— А что, по данным Вашего, опроса ощущало население?

— Ощущения опрошенных существенно различались. Некоторые жители Спасска-Дальнего и окрестных населенных пунктов слышали низкий гул и даже грохот. Затем ощутили, как их «колыхнуло». У некоторых дребезжала посуда. Интересно отметить, что, по сообщениям ряда очевидцев, землетрясение сопровождалось беспокойством домашних животных в этот день — подобное наблюдается далеко не для каждого сейсмического события. Некоторые респонденты ощутили повторный, более слабый, толчок после основного. Многие, кто находился на улице или в автомобиле, ничего не заметили. Другие не придали колебаниям и звуковым явлениям особого значения, так как подумали, что это результат промышленного взрыва в карьере АО «Спасскцемент» или учений на ближайшем военном полигоне. Паники не было, хотя некоторые люди испугались. Только два очевидца сообщили о незначительных повреждениях построек.


— Николай Владимирович, Вы используете несколько терминов: очаг, эпицентр, интенсивность, магнитуда. Слова эти на слуху, но что все-таки они означают? Кроме того, во многих публикациях СМИ было отмечено, что в Спасске были толчки силой до 4,4 баллов. Это сильное землетрясение?

— Начну с того, что сила (можно сказать «энергия») землетрясения характеризуется магнитудой, которая является безразмерной величиной (имеет только численное значение, без единиц измерения) и, теоретически, может быть как отрицательной, так и положительной. Введена в обиход в 1935 году американским сейсмологом Чарльзом Рихтером. Чем больше магнитуда, тем сильнее землетрясение — больше энергии выделяется. Максимальная инструментально полученная до настоящего времени магнитуда землетрясения составила 9.5 (Чилийское землетрясение 1960 года). Минимальные регистрируемые чувствительной сейсмической аппаратурой землетрясения имеют магнитуду менее 1. Землетрясения с магнитудами от 6 и более можно назвать сильными.

В СМИ магнитуду часто путают с интенсивностью, то есть степенью проявления землетрясения на поверхности Земли. Именно интенсивность сотрясений измеряется в баллах и определяется, как правило, путем опроса населения и обследования повреждений зданий и сооружений, а также разных проявлений на земной поверхности. Для характеристики сейсмических сотрясений применяют и иную методику — измеряют пиковые ускорения земной поверхности во время землетрясения при помощи специальных приборов — акселерометров. Такой метод позволяет в автоматизированном режиме и очень оперативно получать информацию об интенсивности сотрясений.

В разных странах используются различные шкалы интенсивности. Например, в России принята 12-балльная шкала MSK-64 (ее часто ошибочно называют «шкалой Рихтера»), а в Японии 7-балльная. Именно интенсивность землетрясения позволяет понять, какие эффекты и разрушения произошли на поверхности. 7-8-балльные сотрясения уже представляют значительную опасность для населения, хотя и меньшие сотрясения могут привести к ранениям и даже жертвам в случае нахождения людей в ветхих строениях или при падении тяжелых предметов с полок.

Понятие очага землетрясения сформулировать более сложно. Находится он на глубине от нескольких до 700 километров и в первом приближении представляет собой некоторый объем горных пород, вмещающий разрыв или систему разрывов — источник сейсмических волн. Проекция начала сейсморазрыва на поверхность называется эпицентром. В результате инструментальных сейсмических наблюдений сначала всегда определяются магнитуда землетрясения, глубина очага, координаты эпицентра и время в очаге. Впоследствии могут быть определены и другие параметры.

Чтобы понять, какой эффект произведет землетрясение на поверхности, необходимо знать его магнитуду и глубину. Сейсмические колебания от сейсмического источника даже большой магнитуды доходят до поверхности Земли в очень ослабленном виде и могут совершенно не ощущаться населением. Например, те же СМИ информируют жителей о толчках довольно значительной магнитуды, происходящих на глубинах в сотни километров. Однако никакого дискомфорта от таких землетрясений население не испытывает. Наоборот, сейсмическое событие с магнитудой 4-6, произошедшее на глубине нескольких километров, может привести к значительным разрушениям и даже жертвам в близкой к эпицентру области. Спасское землетрясение можно охарактеризовать как относительно слабое как по магнитуде, так и по интенсивности сотрясений. Однако, если бы оно произошло на глубине менее пяти километров, а его эпицентр был бы расположен ближе к городу, последствия могли бы быть весьма серьезными.

— Сразу после землетрясения в социальных сетях появилось множество постов, что «это землетрясение — только начало» и «МЧС предупреждает о сильном землетрясении в ближайшее время». Можно ли в реальности дать какие-либо прогнозы, когда снова случится землетрясение?

— Что делать и как себя вести во время землетрясения, действительно, должен знать каждый житель Приморья, но вот давать какие-либо прогнозы относительно следующего землетрясения ни специалисты МЧС, ни ученые не в состоянии, так как такой прогноз пока принципиально невозможен. Слишком сложное это явление — землетрясение, хотя накоплен уже огромный багаж знаний о том, каковы его причины, механизмы, проявление на поверхности, возможные места и т.д.

Ученым известно, что район озера Ханка является сейсмически активным. Например, в 1962 году здесь произошло землетрясение с магнитудой 5, глубиной очага около 30 км и интенсивностью проявлений до 6 баллов. Очаг располагался в 42 км к юго-западу от г. Лесозаводска. В 1967 году произошло сейсмическое событие с аналогичной магнитудой, но значительно меньшей глубиной гипоцентра в южной части озера, характеризовавшееся максимальной интенсивностью до 7-8 баллов и значительно повредившее сельские постройки в ближайшей к эпицентру зоне. Даже из этих двух примеров видно, что жителям близлежащих к озеру населенных пунктов нужно быть готовыми и знать, как следует действовать в случае интенсивных сейсмических колебаний, которые неизбежно будут происходить в будущем. Но вот где, когда и какой силы, мы сможем ответить только после всесторонних и многолетних исследований региона, которые проводятся на кафедре геодезии, землеустройства и кадастра Инженерной школы ДВФУ в тесном сотрудничестве с ДВО РАН и коллегами из Китая и Японии.