Никита Анисимов: ДВФУ становится российским и международным брендом

30 декабря 2016

Эдуард Попов,
информационное агентство
«Восток России»

За четыре года, прошедшие со дня Саммита глав стран АТЭС во Владивостоке, визитной карточкой города стали не только уникальные мосты, Океанариум, Приморская сцена Мариинского театра, но и Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), расположенный на живописном острове Русский. Созданный на базе ведущих вузов Приморского края, он принял первых студентов сразу после Саммита — в сентябре 2012-го. О том, что сегодня представляет собой российский дальневосточный «Стэнфорд», в интервью информационному агентству «Восток России» рассказал исполняющий обязанности ректора ДВФУ Никита Анисимов.


— Никита Юрьевич, ДВФУ остается в центре внимания Правительства России. Какие задачи сегодня ставятся перед главным вузом региона?

— Руководство страны видит в работе ДВФУ одну из основ развития всего Дальневосточного региона. Миссия вуза — готовить специалистов, которые поднимут новую экономику Дальнего Востока, определяемую особыми режимами хозяйствования, такими как Свободный порт и территории опережающего развития. Нам важно, чтобы наши выпускники были не просто рабочими руками, а становились интеллектуальными лидерами в бизнесе, образовании и науке, создавали успешные стартапы, свои компании. 

Одно из основных предназначений ДВФУ — не сочтите за пафос — демонстрировать и подтверждать всю мощь и величие России в научном, образовательном и деловом пространстве Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

— Какие направления научно-образовательной деятельности являются стратегическими для Университета?

— В феврале 2016 года Правительством России были одобрены и утверждены изменения в Программу развития ДВФУ. В соответствии с ними приоритетными для Университета определены следующие направления: биомедицина, изучение Мирового океана, интеграция в экономическое и социокультурное пространство стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Это не значит, что другие направления остаются вне зоны нашего внимания. К примеру, в числе приоритетных также подготовка специалистов для сферы высоких технологий и машиностроения. Большое внимание мы уделяем фундаментальным наукам, гуманитарной сфере, востоковедению. Здесь еще предшественники ДВФУ — Дальневосточный госуниверситет эпохи СССР и Восточный институт времен Российской Империи — накопили богатейший багаж знаний и традиций.

— Не прошло и полгода, как Вы переехали во Владивосток из Москвы, чтобы возглавить ДВФУ. Как прошел период адаптации? Насколько сильно отличается новое место работы от предыдущего — Московского политехнического университета (бывшего МАМИ), которым Вы также руководили?

— К сожалению или к счастью, но времени на адаптацию у меня не было. В должность исполняющего обязанности ректора ДВФУ я вступил 18 августа — по сути, за две недели до начала второго Восточного экономического форума (ВЭФ). Он, как известно, теперь ежегодно проводится в ДВФУ. Необходимо было без промедления включиться в подготовку этого важнейшего события, проводимого под председательством Президента России Владимира Путина. А вслед за ВЭФ начался учебный год. Его тоже надо было встречать во всеоружии.

Стремительное развитие событий сделало столь напряженный темп работы для меня, по сути, привычным. Наверное, положительно сказался и опыт работы в аналогичной должности в МАМИ. Да и более чем 20-летнее пребывание в системе высшего образования выработало определенную закалку. А работа ректора, как в шутку говорил ректор МГУ В.А. Садовничий, везде одинакова: входящие документы подписываешь сверху, а исходящие снизу.

Но если серьезно, я стараюсь соблюдать известную заповедь академика С.П. Капицы — не мешай работать хорошим людям. А в Дальневосточном федеральном университете их, как и в Московском политехническом, слава Богу, хватает.

— Как Вы относитесь к двухуровневой системе подготовки студентов «школа — кафедра» по сравнению с той же трехуровневой «институт — факультет — кафедра». У какой больше достоинств, по Вашему мнению?

— Я не думаю, что структура вуза играет определяющую роль в его деятельности. Главное — содержание, то, чему вуз учит, и та научная среда, в которой работают и общаются преподаватели и студенты. Важно, чтобы первые увлеченно передавали, а вторые с горящими глазами приобретали профессиональные знания и навыки.

С этого учебного года мы запустили новую образовательную модель, которая позволяет синхронизировать образовательные программы ДВФУ с программами зарубежных вузов — из стран-соседей по Азиатско-Тихоокеанскому региону.

К слову, ДВФУ — единственный российский университет, входящий в Ассоциацию ведущих вузов АТР. И наши студенты имеют возможность посещать страны региона в рамках взаимного обмена, учиться там в течение семестра или даже года, овладевать языковыми и профессиональными знаниями.

Кстати, по своей структуре зарубежные вузы тоже очень разные, что не мешает им давать самую лучшую подготовку для работы в современных реалиях высококонкурентных ведущих мировых экономик.

— Что представляет собой студенческий контингент ДВФУ сегодня? Из каких регионов и стран поступают в Университет? Какие направления и образовательные программы востребованы?

— ДВФУ сегодня находится в точке своего становления, когда происходит определенный перелом сложившихся тенденций. По своей структуре — это мега-университет. Всего несколько лет назад он был составлен из четырех самостоятельных вузов, расположенных на территории Приморского края. К примеру, одно из нынешних структурных подразделений — Школа педагогики (бывший Уссурийский государственный педагогический институт, находится в ста километрах к северу от Владивостока) — притягивает преимущественно абитуриентов из Приморья и иностранцев, которые связывают свое будущее с педагогической деятельностью.

В то же время многие школы и кафедры привлекают самых лучших ребят из всех краев и областей Дальнего Востока, более того — из европейской части России. К примеру, если пять лет назад доля студентов, прибывших учиться в ДВФУ из-за пределов Приморья, составляла одиннадцать процентов, то в этом году — уже сорок!

Год от года все больше людей в нашей стране и за рубежом узнают о Дальневосточном федеральном университете, его колоссальных образовательных и научных возможностях. Мы прилагаем для этого максимум усилий. Растущей популярности в значительной степени способствует то, что вуз работает на федеральную повестку, в нем действуют десятки образовательных программ, в том числе англоязычных, а наряду с цветом российской науки в ДВФУ читают лекции известные профессора со всего мира.

Наша стратегическая цель — сделать ДВФУ российским вузом мирового уровня, в который приезжала бы молодежь со всей страны и после окончания обучения связывала свое профессиональное будущее с Дальним Востоком. Как руководитель вуза считаю одной из своих основных задач создание комплексной системы поддержки преподавателей и ученых. Именно от качества их работы зависит профессиональный уровень наших выпускников.

— Абитуриентов из европейской части России не отпугивает мысль о поездке на Дальний Восток?

— Знаете, в конце ноября я в числе ректоров других российских вузов представлял ДВФУ в Ярославле на форуме «Будущие интеллектуальные лидеры России». Читал часовую лекцию о Дальнем Востоке, государственной политике по развитию Тихоокеанского побережья России, о нашем университете. И после этого ко мне подошла школьница, будущая выпускница, из Белгорода и сказала: «Я хочу изучать в ДВФУ химию». Я спросил ее: «А ты можешь назвать главного химика Дальнего Востока?» Она ответила: «Да, это академик Сергиенко (председатель Дальневосточного отделения РАН)». Я уверен — она станет нашей студенткой в следующем году. И таких ребят очень много. Если раскрыть всю красоту, всю мощь, все возможности Дальнего Востока, он перестанет быть для них дальним. И сотни, если не тысячи, захотят связать свою юность и последующие годы с нашим Университетом, Владивостоком, Приморьем.

— Насколько доступна учеба в ДВФУ в финансовом отношении? Много ли бюджетных мест?  

— Сегодня в вузе в общей сложности обучение проходят 19 тысяч студентов очной формы, включая бакалавриат, специалитет, магистратуру. Из них более 60 процентов — на бюджетных местах. Это очень высокий процент. И количество выделяемых для ДВФУ бюджетных мест с каждым годом только увеличивается.

— И все студенты живут в кампусе на острове?

— Общежития нынешнего кампуса на острове Русский, пока не введена вторая его очередь, рассчитаны на 10 тысяч человек. Преимущественным правом при поселении в кампус обладают иногородние студенты, остальные, в основном жители Владивостока, проживают в материковой части города. Добраться до острова можно на муниципальном общественном транспорте, кто-то ездит на своем авто.

В кампусе созданы максимально комфортные условия. На выбор — одно-, двух- и трехместные номера, в каждом — отдельный санузел с ванной. В комнатах студентов производится регулярная уборка. Все здания спроектированы с учетом доступности для лиц с ограниченными возможностями передвижения.

Обеспечены все условия для полноценной жизни в пределах университетского городка — имеется сеть столовых и кафе, продуктовые магазины, аптеки, отделения почты и банков, прачечные, ателье и другие объекты бытового назначения.

— Много ли иностранных студентов?

— В этом году у нас учится 3200 иностранцев. Примерно 60 процентов из них — граждане Китая. Из всего иностранного контингента по различным программам высшего образования обучаются 1600 человек. Остальные — слушатели различных курсов, прежде всего по русскому языку и русской культуре. Год от года численность иностранных студентов в ДВФУ растет, сегодня они представляют уже 52 страны.

— Насколько я знаю, иностранцы охотно едут в ДВФУ не только учиться, но и преподавать...

— В настоящее время у нас на постоянной основе работают 160 зарубежных преподавателей. Есть еще категория Visiting Professors, те, кто приезжает в Университет на небольшой срок для чтения своих спецкурсов или проведения мастер-классов. Таких преподавателей в 2016 году у нас было 216 человек. Кстати, профессора из ведущих вузов Москвы, Санкт-Петербурга других университетских центров России тоже преподают в ДВФУ, со многими университетами заключены соответствующие соглашения.

— Большинству ваших выпускников придется иметь дело с восточно-азиатской культурой ведения бизнеса, особым деловым менталитетом и управленческими традициями. Включает ли процесс образования «восточную составляющую»?

— Этой составляющей просто не может не быть. ДВФУ как наследник той научной школы, что была основана при создании Восточного института в 1899 году, сквозь века пронес модель особой подготовки кадров, ориентированную на региональную специфику. Сегодня в структуре Университета действует Центр Азиатско-Тихоокеанских исследований. С его помощью наши студенты — в рамках основной образовательной программы — осваивают не только историю и географию АТР, но и навыки ведения бизнеса, переговоров, технологического управления, проектной деятельности в контексте азиатской культуры. Причем процесс обучения построен так, что ребята одновременно получают фундаментальные знания и прикладные навыки по целому комплексу профильных предметов.

— ДВФУ — единственный российский вуз, имеющий свой филиал в Японии, причем в префектуре Хоккайдо, граничащей с пресловутыми «северными территориями». Каких специалистов он готовит, кто в нем учится и преподает?

— Вы знаете, мне очень приятно, что сегодня наблюдается ощутимое потепление в отношениях между Россией и Японией, во всех сферах, включая образование. Кстати, на днях, в рамках декабрьского визита Владимира Путина в Токио, было подписано Соглашение об учреждении Ассоциации вузов России и Японии. Это очень важная веха в истории взаимодействия двух стран.

Что касается филиала ДВФУ на Хоккайдо (в портовом городе Хакодатэ), то это во многом символ присутствия нашего Университета в Японии. В филиале ДВФУ обучаются всего около 70 человек. Учащиеся — вчерашние японские школьники. Они изучают русский язык, историю и культуру России, международные отношения. Преподавателями там трудятся как россияне (сотрудники ДВФУ), так и граждане Японии. Филиал ДВФУ в Хакодатэ уже более 20 лет представляет собой своеобразный интеллектуальный и культурный мостик дружбы между нашими странами. Для нас это важная и почетная миссия.

— Насколько эффективно удается взаимодействовать с предприятиями Дальневосточного региона в плане подготовки кадров для них? Есть ли уже отработанные схемы такого взаимодействия?

— Сегодня ДВФУ реализует множество программ целевой подготовки кадров в интересах крупных госструктур и компаний-работодателей, как в инженерной, так и в гуманитарной сфере. Наши выпускники востребованы на предприятиях «Роснефти», «Транснефти», в Дальневосточном центре судостроения и судоремонта (структура Объединенной судостроительной корпорации), в Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» и других.

Взаимодействие с ними строится по следующей схеме: Министерство образования и науки по заявкам работодателей на определенное количество специалистов организует конкурс между вузами. Победитель берет на себя обязательство в течение четырех — пяти лет подготовить специалистов в рамках выделяемых ему для этих целей бюджетных мест. Сами же студенты с момента зачисления зачастую уже знают, в какой компании им предстоит трудиться после окончания вуза.

Редко, но бывает, что работодатель недоволен уровнем подготовки выпускников. Это поле для дискуссий и выработки оптимальных решений. Одно из них связано с тем, что работодателям надо активнее вовлекать своих специалистов в процесс обучения, участвовать в модернизации учебного оборудования, стремиться к наиболее эффективной организации студенческой практики на предприятии. Со своей стороны, и Университет должен так преподносить учебный материал, чтобы это максимально соответствовало современным экономическим и техническим реалиям.

— Что, по вашему мнению, можно отнести к наиболее значимым для ДВФУ итогам 2016 года. И каковы планы на 2017-й?

— Главные итоги года — повышение узнаваемости Университета, бренда ДВФУ в России и в мире, продвижение вуза в различных международных рейтингах, запуск современной образовательной модели, которая позволит синхронизировать учебный процесс в ДВФУ с университетами других стран АТР. И то, что ДВФУ начал формироваться как единый коллектив на прекрасном острове Русский, — это тоже весьма значимый итог уходящего года.

В планах на следующий год — дать старт проекту по возведению второй очереди кампуса ДВФУ, чтобы в будущем предоставить возможность не только учиться, но и проживать на острове Русский всему 20-тысячному контингенту студентов, а также, при необходимости, педагогам и сотрудникам Университета.

Это непростая задача. Процесс реализации имущества на материке продолжается, но, вопреки привычным представлениям, средства от продажи зданий не поступают автоматически на строительство второй очереди кампуса, а перечисляются в федеральный бюджет. Необходимо, чтобы в нашем бюджете появилась соответствующая весомая строка. В решении этого вопроса особая надежда на председателя Наблюдательного совета ДВФУ, вице-премьера и полномочного представителя Президента России на Дальнем Востоке Юрия Петровича Трутнева, вице-премьера Ольгу Юрьевну Голодец, главу Минвостокразвития Александра Сергеевича Галушку, министра образования и науки Ольгу Юрьевну Васильеву. С этими людьми я как руководитель вуза имею честь непосредственно общаться, решать вопросы развития ДВФУ. Они искренне заинтересованы в создании эффективной системы образования на российском Дальнем Востоке. Ядром этой системы уже сегодня является Дальневосточный федеральный университет, но впереди нас ждет большая и чрезвычайно интересная совместная работа.