Педагогическая практика студентов: правовая база и юридические нюансы

22 июня 2020

Доцент кафедры исторического образования Школы педагогики ДВФУ Евгений Пазенко.    

В России принят закон, разрешающий студентам преподавать в школах (Федеральный закон от 06.06.2020 г. №165-ФЗ «О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Несмотря на некоторые риски, новелла открывает новые возможности как для решения проблемы кадрового дефицита школьных учителей, так и для повышения качества педагогического образования. Рассказываем о юридических особенностях и нормативных актах, регулирующих такую деятельность.

27 мая 2020 года Государственной думой Федерального собрания Российской Федерации в третьем чтении принят закон «О внесении изменений в статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (в части обеспечения допуска студентов к осуществлению образовательной деятельности). Закон одобрен Советом Федерации и подписан Президентом России В.В. Путиным.

Responsive image

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 25.07.2017 г. № Пр-1432 (подпункт «б» пункта 1) Государственной Думой принят в окончательной редакции проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Статья 46 дополняется положением, предусматривающим возможность допуска лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования, к занятию педагогической деятельностью по основным и дополнительным общеобразовательным программам в течение периода прохождения ими обучения. Лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки» и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения, допускаются к занятию педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам. К занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.

Таким образом, согласно новому закону, студенты теперь могут преподавать в школе (если они — будущие педагоги) или в системе дополнительного образования детей (кружках, секциях, студиях и т.п.) — если профиль программы, по которой учится студент, совпадает с профилем обучения.

Допуск студентов к занятиям педагогической деятельностью по основным и дополнительным общеобразовательным программам будет способствовать их профессиональной и личностной реализации и социализации, адаптации в профессиональном сообществе, а также послужит стимулом к развитию наставничества на всех уровнях системы образования.

Responsive image

С учетом специфики законопроекта, полагаем, что потребуется дополнительная корректировка отдельных нормативных правовых актов в сфере образования.

Так, например, в действующей редакции профессионального стандарта «педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) предусматривается в качестве требований к образованию и обучению по должности «учитель» наличие высшего образования или среднего профессионального образования в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо высшего образования или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации, что в связи с принятием нового закона, скорее всего, потребует изменений.

Важный вопрос — ревизия и развитие регионального и муниципального законодательства, регулирующего систему мер социальной поддержки педагогов. Нормативно-правовые акты, определяющие и регулирующие такую систему мер, есть сегодня практически в каждом субъекте РФ.

Так, например, Законом Приморского края от 23.11.2018 г. N 389-КЗ «О предоставлении мер социальной поддержки педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных организаций Приморского края» (в редакции Законов Приморского края от 05.07.2019 г. N 539-КЗ, от 26.12.2019 г. N 686-КЗ, далее — 389-КЗ) предусмотрена мера социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты, которая предоставляется однократно специалисту, впервые трудоустроившемуся в образовательную организацию в течение трех лет со дня окончания профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования на должность педагогического работника, при условии заключения трудового договора по основному месту работы по штатной должности педагогического работника не менее одной ставки (далее — молодой специалист). С молодым педагогом заключается договор, по которому работник обязуется исполнять свои трудовые обязанности в течение трех лет со дня заключения трудового договора. Дифференциация размера выплат поставлена в зависимость от места трудоустройства (в городских округах или муниципальных районах) и от наличия диплома о высшем образовании или диплома о высшем образовании с отличием.

Таким образом, статус молодого специалиста, предусмотренный региональным законодательством Приморского края, связывается с наличием высшего (среднего профессионального) образования, учитывает качество освоения образовательной программы высшего образования, предусматривает наличие трудовой правоспособности специалиста брать на себя обязательства работать по должности в течение трех лет со дня заключения трудового договора, работу по основному месту работы по штатной должности педагогического работника не менее одной ставки. Студенты старших курсов, допущенные к занятию педагогической деятельностью, не смогут воспользоваться данной мерой до получения диплома. Для признания статуса молодого специалиста и обеспечения прав на меры социальной поддержки необходимо получение диплома о высшем (среднем профессиональном) образовании, и в этом смысле действующий закон стимулирует студентов к успешному завершению обучения и продолжению педагогической деятельности после получения диплома.

Представляется необходимым внесение изменений в краевой закон, в частности, его дополнение соответствующим положением, устанавливающим право лиц, привлекавшихся к осуществлению педагогической деятельности во время обучения по образовательным программам высшего образования, на получение мер социальной поддержки наравне с другими молодыми педагогами, не занимавшимися педагогической деятельностью до окончания обучения. В настоящее время п.1 ст.2 389-КЗ трактуется неоднозначно в отношении молодых специалистов, занимавших педагогические должности до окончания обучения, связывая право на получение единовременной денежной выплаты с трудоустройством в государственную (краевую) или муниципальную образовательную организацию после окончания университета впервые.

Помимо этого, возникают число практические вопросы. Например, если работающий на педагогической должности студент будет отчислен из вуза до окончания обучения, он должен быть уволен, поскольку его деятельность в этом случае оказывается незаконной? Каким образом образовательная организация сможет своевременно получить данную информацию? И насколько просто будет уволить педагога в течение учебного года в условиях дефицита учителей? Каков правовой механизм такого увольнения? Регулирование подобных вопросов в подзаконных актах, определяющих порядок реализации нового закона, является залогом его успешного применения на практике.

Responsive image

Следует отметить, что ранее, до вступления в силу действующего в настоящее время ФЗ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», российским законодательством предусматривалась возможность привлечения к педагогической деятельности лиц, не имеющих дипломов о высшем образовании, но иным способом. Федеральный закон от 22.08.1996 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в статье 6 п.3 устанавливал незаконченное высшее образование в качестве отдельной ступени высшего профессионального образования, подтверждаемое соответствующими документами, которые давали право на трудоустройство в определенных областях и на определенных должностных позициях, а также возможность использования в полном объеме трудовых прав, социальных гарантий и мер социальной поддержки.

Ч.3 ст.6 Федеральный закон от 22.08.1996 г. №1 25-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (утратил силу):

Образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения), признается неполным высшим профессиональным образованием и подтверждается выдачей дипломов установленного образца.

Современное законодательство исходит из иных правовых позиций, работа студента в качестве учителя рассматривается как исключение из общей нормы, дающее возможность успевающим и наиболее деятельным студентам получать профессиональные навыки в практической деятельности. Новый закон в совокупности с региональным законодательством, определяющим систему мер социальной поддержки педагогов, открывает для образовательных организаций, столкнувшихся с проблемой дефицита педагогических кадров, возможность не только оперативно ее решить, пригласив на работу студента, но и удержать молодого специалиста, обеспечив ему условия для развития в педагогической профессии.

Возвращение права занятия педагогической деятельностью лицам, не завершившим освоение образовательной программы высшего образования, возможно, улучшит адаптацию в профессии, позволит сделать осознанный выбор. Вместе с тем система мер социальной поддержки педагогов в регионах должна быть верно «настроена», чтобы мотивировать студентов успешно завершить обучение и остаться работать в системе образования уже после получения диплома.

Мнение студентов

Студенты, обучающиеся в ДВФУ по программам бакалавриата по направлению «Образование и педагогические науки», положительно относятся к появлению у них права на работу по своей будущей профессии. Видят в этом прекрасную возможность зарабатывать на жизнь, получая практику и опыт преподавания, что актуально для тех, кто не имеет постоянной материальной поддержки со стороны родителей. Школы получат молодых и активных педагогов, с интересом осваивающих азы профессии, способных и желающих пробовать новые методы и технологии, творчески самовыражаться.

Responsive image

Соболева Дарья, образовательная программа бакалавриата по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «История и обществознание», 4 курс: «Я считаю, что это очень полезный закон для студентов. Лично мне давно хотелось уже попробовать себя. Ведь мы уже 4 курс, а настоящей практики в школе всё еще не было. Мы уже изучили курс методики преподавания предметов. Конечно, охватить все невозможно, но многое мы уже усвоили и есть желание, если можно так выразиться, протестировать свои теоретические знания на практике. Я знаю, что многим ребятам уже хотелось бы реально работать. Есть те, кто действительно уже имеет хорошую базу знаний, но вынужден заниматься лишь только репетиторством. Здорово, что теперь можно работать по профессии без рисков. Конечно, поначалу будет трудно молодым неопытным студентам, но опыт брать где-то нужно, и чем раньше, тем лучше. Мне кажется, молодежь быстро включается в процесс, а для того, чтобы помочь начинающим специалистам, нужна поддержка опытных учителей-наставников».

Студенты отмечают и трудности, которые могут возникнуть в связи с реализацией этого права: на некоторых программах методика преподавания предмета изучается на 4 курсе, поэтому могут возникать трудности с качеством преподавания. Важен и вопрос о совмещении очного обучения с постоянной работой. Беспокоит и проблема высокой вероятности неудачного педагогического старта из-за пока еще недостаточной методической подготовки и большого объема одновременно возникающих проблем разного уровня сложности, с которыми сталкивается молодой педагог при отсутствии опыта, и, как следствие, возможное разочарование в профессии и принятие решения уйти в другую сферу, которое вряд ли будет объективным.

Практикующие молодые учителя-магистранты выражают опасения по поводу негативных эффектов преподавания «незрелых» и «недоучившихся» специалистов, не обладающих необходимой личностной зрелостью и психологической готовностью для постоянной напряженной работы с детьми и подростками, их родителями и коллегами. На старших курсах на основе приобретенных знаний происходит важный процесс нарабатывания рефлексивной и аналитической культуры, которая, собственно, и составляет компетентность выпускника-педагога. И происходит эта невидимая образовательная работа через обсуждения проблемных вопросов и кейсов в группах, участии в проектах, общении с преподавателями и экспертами, чего «работающие» студенты будут лишены. Однако, важно учитывать, что практика онлайн-обучения весны 2020 года ввела в систему высшего образования инструменты дистанционного взаимодействия, которые могут продолжать использоваться и в аудиторных занятиях — участие в семинарах посредством видеоконференций, изучения записи практических занятий, групповой работы над заданиями, использования коммуникативных сервисов. В любом случае, представляется важным участие вузов, занимающихся подготовкой педагогов, в реализации норм данного закона.

В Школе педагогики ДВФУ длительная педагогическая практика с полным погружением в школьную среду на выпускном курсе бакалавриата включена в учебные планы, начиная с 2018 года. Студенты фактически работают в школах в течение целого школьного полугодия, выполняя функции учителя, классного руководителя, некоторые из них остаются в школах на весь учебный год, завершая обучение по индивидуальному плану. При этом студенты продолжают собственное образование, активно используя дистанционное и онлайн-обучение. Вновь принятый закон открывает новые возможности для развития практикоориентированного обучения будущих педагогов, разнообразия индивидуальных маршрутов и повышения качества педагогического образования. В сочетании с хорошо освоенными в ДВФУ технологиями электронного обучения, он позволяет организовать обучение педагогов на старших курсах по модели «педагогической интернатуры», что позволит студентам нарабатывать профессиональный опыт еще до получения диплома, получая при этом законную возможность вполне достойного для студента заработка и накопления педагогического стажа.

Людмила Кравчук, заместитель начальника Управления по работе с муниципальными учреждениями образования города Владивостока: «Принятие нового закона открывает новые возможности для решения проблемы кадрового дефицита учителей, о которой так много говорят. Мы уже настроили тесное сотрудничество с ДВФУ. Будущие учителя приходят к нам в школы на длительную педагогическую практику, а после получения дипломов зачисляются на штатные должности. Это помогает им быстро и без лишних стрессов адаптироваться к непростой профессии учителя, престиж которой год от года растет. Сегодня молодой учитель получает хорошую материальную поддержку от государства, далеко не каждый выпускник вуза на старте карьеры имеет такие возможности: достойная заработная плата за 18 часов нагрузки, внушительные подъемные, компенсация аренды жилья, льготная ипотека. Теперь мы сможем официально принимать студентов на работу уже в период практики и платить им официальную зарплату. Мы надеемся, что совместно с ДВФУ сможем развернуть масштабный проект по привлечению лучших выпускников на работу в школы города Владивостока».