Государственные гарантии и льготы для молодых учителей: как это работает?

10 января 2020

Эффективность работы образовательных организаций определяется качеством работы учителя. Непростую кадровую ситуацию, сложившуюся в системе образования конкретного региона, можно рассмотреть как вызов, требующий нелинейных решений, которые, будучи применены вдумчиво, с опорой на опыт регионов и стран-лидеров и с учетом контекста, могут принести хорошие дивиденды в виде качественных скачков и существенных позитивных изменений в системе образования, закладывающих прочный фундамент для долгосрочного устойчивого развития.

Для Приморского края остро стоит проблема нехватки квалифицированных педагогов. Для решения кадрового вопроса принят Закона Приморского края от 23 ноября 2018 года № 389-КЗ «О предоставлении мер социальной поддержки педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных организаций Приморского края».

Закон направлен на поддержку молодых педагогов - специалистов, впервые трудоустроившихся в образовательную организацию в течение 3 лет со дня окончания по очной форме обучения профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования. Проведенное исследование позволило оценить первые результаты принятых в крае мер.

В ходе подготовки материала были использованы статистические данные, изучены законы и иные нормативные акты, официальные отчеты (открытые данные) и данные мониторингов, проводимых органами власти в соответствии с законодательством об образовании, а также материалы опросов студентов выпускных курсов, обучающихся по образовательным программам бакалавриата по направлениям подготовки в рамках УГСН 44.00.00 «образование и педагогические науки».

Авторы искренне благодарны Департаменту образования и науки Приморского края за сотрудничество, экспертам за обсуждение материала, ценные замечания, дискуссии и комментарии.

Потребность в педагогических кадрах

В Приморском крае в 2018-2019 учебном году функционировало 539 школ (из них 267 городских и 272 сельских). 23% школ края относятся к малокомплектным, где обучаются только 3% учащихся. Но это школы в отдаленных, в том числе, приграничных территориях. Общее количество образовательных организаций за последние 10 лет снизилось.

Количество городских и сельских школ в крае примерно одинаковое, несмотря на то что большая часть населения сконцентрирована в городских округах.

Можно выделить ряд особенностей проблемы кадрового дефицита для Приморского края по сравнению с Российской Федерацией и другими регионами Дальневосточного федерального округа.

1. Доля учителей, имеющих высшее профильное педагогическое образование, в Приморском крае составляет 75,4%, тогда как в среднем по Российской Федерации этот показатель составляет 91%.

2. В приморских школах гендерный дисбаланс в кадровом корпусе школ выражен сильнее, чем в среднем по Российской Федерации. Доля учителей – женщин в школах Приморского края составляет 92,9%, тогда как в среднем по РФ – 85,5%.

3. Необходимо отметить и особенности возрастной структуры педагогов Приморского края. Анализ показал, что доля педагогов до 35 лет в приморских школах составляет 9,3%, что ниже, чем в регионах ДФО. Каждый третий учитель Приморского края – пенсионного возраста. Для сравнения, в среднем по Российской Федерации этот показатель достигает 11%.

В крае – в 2018-2019 учебном году открытыми остаются 5,4% вакансий от общего числа педагогических работников. Следует отметить, что 81% вакансий педагогических работников в Приморском крае приходится на городские округа.

Острый дефицит педагогических кадров испытывает город Владивосток - доля в общем количестве вакансий по ГО составляет 61%.

76% всех потребностей в специалистах в ГО — это воспитатели ДОУ, учителя начальных классов, русского языка, математики и иностранного языка.

В ряде сельских школ Приморского края проблема дефицита педагогических кадров острая. В муниципальных районах открыты вакансии учителей русского языка и литературы, иностранных языков, математики и начальных классов.

Подготовка педагогических кадров

Вклад Приморского края в подготовку педагогических кадров Дальневосточного федерального округа составляет 11,3%.

Выпуск педагогических кадров по направлению 44.00.00 «Образование и педагогические науки» в крае осуществляет Дальневосточный федеральный университет.

Произошло снижение контрольных цифр приема на педагогические специальности с 2015 по 2018 годы: высшее образование (за счет средств федерального бюджета) – на 20%, среднее профессиональное образование (бюджет Приморского края) – на 35%.

Количество вакансий в образовательных организациях Приморского края превышает количество подготовленных специалистов системой высшего профессионального образования Приморского края.

В крае осуществляется подготовка кадров со средним профессиональным образованием по программам подготовки специалистов среднего звена по специальностям в рамках УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» по трем направлениям: 44.02.01 Дошкольное образование, 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.04 Специальное дошкольное образование.

Назрела необходимость расширить список специальностей и начать подготовку по направлениям 44.02.03   Педагогика дополнительного образования, 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании, 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям).

56% выпускников Школы педагогики ДВФУ 2019 года пришли на работу в образовательные организации края.83% выпускников 2019 года филиала ДВФУ в г. Уссурийске (Школы педагогики) трудоустроились в образовательные организации городских округов Приморского края и 14% - в организации муниципальных районов.

Дефицит педагогических кадров в системе общего образования Приморского края осложняет решение важных стратегических задач по выполнению целевых показателей национального проекта «Образование». В последнее время решение данной проблемы все более смещается в сторону совершенствования управления региональной системой образования, что нашло свое выражение в принятии целого ряда программ, направленных не только решение общей проблемы дефицита педагогических кадров, но и на увеличение доли молодых педагогов в возрастной структуре педагогических кадров Приморского края. Кроме того, принятые меры ставят своей целью повысить статус учителя как успешный карьерный выбор профессии, основанной на знаниях и привлечь более способных людей к работе в школе.

С 2018 года реализуется федеральная программа «Учитель будущего» национального проекта «Образование». В ее рамках администрация Приморского края запустила совместный с Дальневосточным федеральным университетом проект «Учитель для Приморья». Наряду с реализацией программ, принят Закон Приморского края от 23 ноября 2018 года № 389-КЗ «О предоставлении мер социальной поддержки педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных организаций Приморского края». Закон предусматривает комплекс мер социальной поддержки молодых специалистов: ежемесячные и единовременные денежные выплаты, компенсация расходов за наем (поднаем) жилого помещения и ряд других.

Закон о мерах социальной поддержки (результаты исследования)

Для того, чтобы определить, насколько принятые меры могут повлиять на решение студентов (направление подготовки 44. 03.05 «Педагогическое образование») пойти работать в общеобразовательные организации после окончания учебы, был проведен опрос студентов выпускных курсов Школы педагогики. Всего было опрошено 84% от списочного состава студентов выпускных курсов. В результате были получены следующие результаты.

После прохождения педагогической практики большая часть студентов (59,5%) отмечает, что не разочаровались в профессии «учитель».

О высокой степени заинтересованности в мерах поддержки говорит тот факт, что больше, чем половина респондентов (51%) на момент опроса уже хорошо изучила принятые меры соцподдержки и знают, какие льготы, единовременные и ежемесячные выплаты полагаются в случае трудоустройства в школу.

Мера социальной поддержки молодых специалистов: ежемесячные денежные выплаты. В общем количестве респондентов, выбравших профессию учителя, доля тех, кто оценил влияние данной меры как очень высокое составило 78,7%.

Мера социальной поддержки молодых специалистов: единовременные денежные выплаты. В общем количестве респондентов, выбравших профессию учителя, доля тех, кто оценил влияние данной меры как очень высокое составило 76,6%.

Мера социальной поддержки педагогическому работнику: компенсация части стоимости путевки на санаторно-курортное лечение. В общем количестве респондентов, выбравших профессию учителя, доля тех, кто оценил влияние данной меры как очень высокое составило 42,6%.

Мера социальной поддержки молодых специалистов: компенсация расходов за наем (поднаем) жилого помещения. В общем количестве респондентов, выбравших профессию учителя, доля тех, кто оценил влияние данной меры как очень высокое составило 66,0%.

Принятый комплекс мер позволил получить первые результаты.

1. Отмечено повышение конкурса при приеме на педагогические специальности Дальневосточного федерального университета, что позволило зачислить наиболее подготовленных абитуриентов. Привлечение в профессию учителя хорошо подготовленных выпускников школ – важный показатель эффективной кадровой политики в общем образовании.

2. В 2019 году отмечена динамика увеличения количества выпускников Школы педагогики ДВФУ, трудоустроившихся в образовательные учреждения края: этот показатель составил 56%, что выше по сравнению с 2018 годом на 6%.

Координация работы по подготовке и поддержке молодых педагогов в Приморском крае позволит выстроить профессиональную траекторию учительского роста с учетом новых требований и поднять качество образования в школах Приморского края на новый уровень.

Аналитическую справку подготовили
ведущие научные сотрудники ШП ДВФУ
Елена Соболева, Михаил Назаров