Новости

16 апреля 2020
Педагогические ВУЗы — «новый поворот»?

Кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник, руководитель магистерской образовательной программы «Управление образованием» Школы педагогики ДВФУ Михаил Назаров.

Кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Школы педагогики ДВФУ Елена Соболева.

6 апреля 2020 года вышло распоряжение Правительства Российской Федерации №907-р, определяющее перечень организаций, которые из подведомства Министерства науки и высшего образования переходят в подведомство Министерства просвещения Российской Федерации. Изменилась ведомственная принадлежность тридцати трех педагогических ВУЗов нашей страны, включая признанных лидеров -Московский педагогический государственный университет и Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург).В ряде вузов, перешедших в ведомство Министерства просвещения РФ накоплен высокий научный потенциал, работают более 60 диссертационных советов.

Вопрос об особой миссии высшего педагогического образования обсуждался давно, поскольку его цели и содержательные особенности не во всем вписываются в общий вектор развития системы высшего образования. Например, система подготовки учителей во всем мире имеет национальный характер, и соответственно, по определению менее высокий потенциал международной интеграции, чем другие направления подготовки. Наконец, первое системное решение принято на уровне правительства.

Подведомственные Министерству Просвещения педагогические вузы расположены во всех федеральных округах, вместе с тем, их пространственное распределение отличается большой неравномерностью. Особенно «оголенными» выглядят Северо-Западный и Дальневосточный федеральные округа, в которых оказалось соответственно 1 и 2 подведомственных Министерству просвещения вузов. Дело в том, что во многих субъектах федерации (например, в ДФО в 8 из 10) педагогических вузов просто не осталось.

Responsive image

Рис.1.Расположение педагогических ВУЗов, подведомственных Министерству просвещения РФ

Масштабная оптимизация высшего образования, проведенная в первом десятилетии текущего века под флагом «комплексной оценки эффективности», привела к присоединению большинства педагогических вузов к более крупным и эффективным, что, с одной стороны, позволило им получить существенно более серьезную ресурсную базу для развития, с другой - произошла утрата собственной идентичности, что могло послужить одной из причин снижения доли «убежденных учителей» среди выпускников, выбирающих работу по полученному профилю подготовки. В результате на сохранившие свой профиль педагогические вузы сегодня приходится менее половины объема подготовки педагогов в стране (44% приведенного контингента студентов, обучающихся по программам высшего образования по направлениям подготовки в рамках УГСН «Образование и педагогические науки»).

Responsive image

Рис. 2. Приведенный контингент студентов, обучающихся по направлению «Образование и педагогические науки» в ВУЗах, подведомственных Министерству просвещения РФ

В Дальневосточном федеральном округе (ДФО)18 высших учебных заведений ведут подготовку студентов по УГС(Н) (укрупненные группы специальностей и направлений) «Образование и педагогические науки». Численность приведенного контингента студентов, обучающихся по этому направлению в ДФО, составляет 11693 человека.

Responsive image

Рис. 3. Характеристика системы высшего педагогического образования ДФО

В подведомство Министерства просвещения РФ перешли Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет и Благовещенский государственный педагогический университет, в которых обучается 22 % студентов от общего число студентов ДФО по направлению «Образование и педагогические науки». Подготовка педагогов ведется в каждом регионе, как правило, на базе классического университета. Два федеральных университета округа – Северо-Восточный (СВФУ) и Дальневосточный (ДВФУ) также ведут подготовку педагогов по программам магистратуры и бакалавриата, и их доля составляет 32% по контингенту будущих педагогов ДВФО.В Дальневосточном федеральном университете, обладающим значительным научным и техническим потенциалом, развитыми международными связями подготовка учителей строится на междисциплинарном и межкультурном диалоге, использовании современных образовательных технологий и богатых возможностей образовательной среды передового инновационного университета.

Следует отметить, что педагогическое образование в региональных вузах носит во многом «внутрирегиональный» характер. Уровень миграции как абитуриентов, так и выпускников педагогических специальностей и направлений между регионами очень невысок. Например, в ДВФУ 96% контингента педагогических программ – жители Приморского края, в то время как в целом в контингенте студентов университета – их не более 70%. В этой связи возникает вопрос о том, как будет выглядеть пространственная картина педагогического образования через несколько лет, и насколько эффективно она будет работать на воспроизводство педагогических кадров для региональных систем образования?

В многопрофильных вузах, подведомственных Министерству науки и высшего образования РФ, обучается сегодня более половины всех студентов-педагогов в стране. Как отразится возникшая ведомственная разобщенность на реализации государственной политики в сфере педагогического образования, покажет время. Вместе с тем, уже сегодня для определения стратегии подготовки педагогов на региональном и вузовском уровне актуальны ответы на вопросы:

- какими будут основные векторы государственной политики в сфере педагогического образования в целом?

- каким образом она будет реализовываться с учетом сложившейся структуры подготовки и ведомственной принадлежности?

- как будет развиваться ландшафт педагогического образования в стране в дальнейшем?

- планируются ли структурные изменения в подготовке педагогов (например, в Республике Корея в специализированных педагогических вузах готовят учителей для младшей школы, а в больших университетах – для старшей)?

В любом случае, принятое решение представляется лишь первым шагом масштабного процесса преобразований, цель которых – давно назревшие глубинные изменения отечественной системы педагогического образования.