Педагогические ВУЗы — «новый поворот»?

16 апреля 2020

Кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник, руководитель магистерской образовательной программы «Управление образованием» Школы педагогики ДВФУ Михаил Назаров.

Кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Школы педагогики ДВФУ Елена Соболева.

6 апреля 2020 года вышло распоряжение Правительства Российской Федерации №907-р, определяющее перечень организаций, которые из подведомства Министерства науки и высшего образования переходят в подведомство Министерства просвещения Российской Федерации. Изменилась ведомственная принадлежность тридцати трех педагогических ВУЗов нашей страны, включая признанных лидеров -Московский педагогический государственный университет и Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург).В ряде вузов, перешедших в ведомство Министерства просвещения РФ накоплен высокий научный потенциал, работают более 60 диссертационных советов.

Вопрос об особой миссии высшего педагогического образования обсуждался давно, поскольку его цели и содержательные особенности не во всем вписываются в общий вектор развития системы высшего образования. Например, система подготовки учителей во всем мире имеет национальный характер, и соответственно, по определению менее высокий потенциал международной интеграции, чем другие направления подготовки. Наконец, первое системное решение принято на уровне правительства.

Подведомственные Министерству Просвещения педагогические вузы расположены во всех федеральных округах, вместе с тем, их пространственное распределение отличается большой неравномерностью. Особенно «оголенными» выглядят Северо-Западный и Дальневосточный федеральные округа, в которых оказалось соответственно 1 и 2 подведомственных Министерству просвещения вузов. Дело в том, что во многих субъектах федерации (например, в ДФО в 8 из 10) педагогических вузов просто не осталось.

Responsive image

Рис.1.Расположение педагогических ВУЗов, подведомственных Министерству просвещения РФ

Масштабная оптимизация высшего образования, проведенная в первом десятилетии текущего века под флагом «комплексной оценки эффективности», привела к присоединению большинства педагогических вузов к более крупным и эффективным, что, с одной стороны, позволило им получить существенно более серьезную ресурсную базу для развития, с другой - произошла утрата собственной идентичности, что могло послужить одной из причин снижения доли «убежденных учителей» среди выпускников, выбирающих работу по полученному профилю подготовки. В результате на сохранившие свой профиль педагогические вузы сегодня приходится менее половины объема подготовки педагогов в стране (44% приведенного контингента студентов, обучающихся по программам высшего образования по направлениям подготовки в рамках УГСН «Образование и педагогические науки»).

Responsive image

Рис. 2. Приведенный контингент студентов, обучающихся по направлению «Образование и педагогические науки» в ВУЗах, подведомственных Министерству просвещения РФ

В Дальневосточном федеральном округе (ДФО)18 высших учебных заведений ведут подготовку студентов по УГС(Н) (укрупненные группы специальностей и направлений) «Образование и педагогические науки». Численность приведенного контингента студентов, обучающихся по этому направлению в ДФО, составляет 11693 человека.

Responsive image

Рис. 3. Характеристика системы высшего педагогического образования ДФО

В подведомство Министерства просвещения РФ перешли Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет и Благовещенский государственный педагогический университет, в которых обучается 22 % студентов от общего число студентов ДФО по направлению «Образование и педагогические науки». Подготовка педагогов ведется в каждом регионе, как правило, на базе классического университета. Два федеральных университета округа – Северо-Восточный (СВФУ) и Дальневосточный (ДВФУ) также ведут подготовку педагогов по программам магистратуры и бакалавриата, и их доля составляет 32% по контингенту будущих педагогов ДВФО.В Дальневосточном федеральном университете, обладающим значительным научным и техническим потенциалом, развитыми международными связями подготовка учителей строится на междисциплинарном и межкультурном диалоге, использовании современных образовательных технологий и богатых возможностей образовательной среды передового инновационного университета.

Следует отметить, что педагогическое образование в региональных вузах носит во многом «внутрирегиональный» характер. Уровень миграции как абитуриентов, так и выпускников педагогических специальностей и направлений между регионами очень невысок. Например, в ДВФУ 96% контингента педагогических программ – жители Приморского края, в то время как в целом в контингенте студентов университета – их не более 70%. В этой связи возникает вопрос о том, как будет выглядеть пространственная картина педагогического образования через несколько лет, и насколько эффективно она будет работать на воспроизводство педагогических кадров для региональных систем образования?

В многопрофильных вузах, подведомственных Министерству науки и высшего образования РФ, обучается сегодня более половины всех студентов-педагогов в стране. Как отразится возникшая ведомственная разобщенность на реализации государственной политики в сфере педагогического образования, покажет время. Вместе с тем, уже сегодня для определения стратегии подготовки педагогов на региональном и вузовском уровне актуальны ответы на вопросы:

- какими будут основные векторы государственной политики в сфере педагогического образования в целом?

- каким образом она будет реализовываться с учетом сложившейся структуры подготовки и ведомственной принадлежности?

- как будет развиваться ландшафт педагогического образования в стране в дальнейшем?

- планируются ли структурные изменения в подготовке педагогов (например, в Республике Корея в специализированных педагогических вузах готовят учителей для младшей школы, а в больших университетах – для старшей)?

В любом случае, принятое решение представляется лишь первым шагом масштабного процесса преобразований, цель которых – давно назревшие глубинные изменения отечественной системы педагогического образования.