«Что читали в XIX веке»: новая выставка в Учебно-научном музее ДВФУ

13 июля 2015

Валерий ПОСТНИКОВ [текст и фото]

13 июля, Владивосток, газета «Остров.ру». Выставка, посвященная книжной культуре XIX века, открылась в Музее редкой книги Учебно-научного музея ДВФУ. Она представляет уникальные издания русских классиков и открывает нам новые страницы и грани отечественной культуры.

— Выставка открылась в начале июля в рамках общероссийского Года литературы, — говорит заведующая Музеем редкой книги ДВФУ, уполномоченный эксперт Приморского управления Минкультуры России по изданиям гражданской и старославянской печати Галина Кургина. — В наши дни публика реже обращается к книге, больше читают с монитора. И уже настали времена, когда молодое поколение нужно знакомить с книжной культурой, я бы сказала, с живой книгой. Электронные тексты в наши дни очень важны, ими можно пользоваться оперативно, в деловом режиме. А живая книга несет нам культуру индивидуального восприятия и дает читателю личные, уникальные впечатления.

Как объяснила эксперт, главная идея выставки в том, чтобы показать отношение к книге и книжную культуру России в эпоху ее расцвета — в XIX веке, когда слово обладало мощной силой, а книги и идеи властвовали над умами людей. Книга была фундаментом высочайших достижений русской культуры того времени, и само отношение к книге было особенным. Их издавали с соблюдением высочайших требований к внешнему облику и эргономике. Можно сказать, тогда существовал культ книги, и она была важна сама по себе, как материальный объект, как своего рода реликвия, утверждающая ценность слова и знаний.

— При внимательном знакомстве с изданиями XIX века нам открывается немало интересного. На фоне знаменитейших имен русских классиков обращают внимание те, о которых мы очень редко слышим, но которые хорошо знал каждый образованный человек тех времен. Например, Иван Иванович Хемницер (1745–1784) — русский поэт и переводчик, который считается самым значительным русским баснописцем после Ивана Андреевича Крылова. До 1855 года его басни издавались 36 раз! Или Пётр Дмитриевич Боборыкин (1836–1921) — русский писатель, драматург, журналист, который первым сал употреблять в прессе понятие «интеллигенция». А писатель Иван Иванович Лажечников (1792–1869), автор романа «Ледяной дом», «Походных записок русского офицера» и «Последнего Новика» был одним из тех, кто открывал историю страны в художественной литературе. На выставке можно увидеть и такие раритеты, как первое издание «Морских рассказов» Константина Михайловича Станюковича (1888) и «Острова Сахалин» Антона Павловича Чехова (1893–1894), — отмечает Галина Кургина.

Знакомство с выставкой позволяет ближе узнать нашу культуру. Здесь мы можем открыть для себя и то, что Александр Сергеевич Грибоедов был еще и пианистом-композитором, что полная фамилия Николая Васильевича Гоголя была Гоголь-Яновский, а самым известным в России XIX века Марксом был вовсе не автор Манифеста Коммунистической партии. Это был Адольф Фёдорович Маркс (1838–1904) — крупнейший издатель, напечатавший большинство русских классиков, один из выдающихся деятелей российской культуры. Эта выставка, как и вся постоянная экспозиция Музея редкой книги ДВФУ, — широкая картина русской истории и культуры в примерах ее самых ярких явлений. Посетить ее может быть полезно не только филологам и историкам, но и каждому культурному человеку.