ДВФУ в средствах массовой информации за неделю

14 февраля 2014

Газета «Остров.ру» публикует дайджест наиболее интересных событий из жизни ДВФУ, а также новостей науки и образования, представленных в материалах СМИ за неделю.

Единая лаборатория для проведения анализов откроется в Медицинском центре ДВФУ

Ксения Гусенцова (primorsky.ru)

Централизованная лаборатория для проведения биохимических  и клинических исследований готовится к открытию во Владивостоке. Единый исследовательский центр должен начать работу уже весной этого года  на базе Медицинского центра ДВФУ, где введен в эксплуатацию новейший лабораторно-аналитический комплекс Labcell.

Медицинское учреждение посетили вице-губернатор Павел Серебряков и представители департамента здравоохранения. Они лично ознакомились с возможностями и мощностями лаборатории.

Комплекс Labcell, который успешно функционирует в Медицинском центре ДВФУ, способен уже сегодня выполнять около 3 миллионов тестов в год с возможностью наращивать объем исследований до 4 миллионов за счет резервного оборудования.

В настоящее время  планируемый объем собственных исследований – около 1 миллиона. Это дает возможность  принимать от 2 до 3 миллионов тестов из других лечебных учреждений Владивостока.

Как подчеркнули специалисты, здесь готовы выполнять до 30 процентов биохимических исследований, до 20 процентов иммунохимических тестов, до 20 процентов гематологических исследований и порядка 15 процентов  исследований гемостаза и выполнять такое же количество анализа мочи.

Отметим, что на сегодняшний день почти в каждой поликлинике есть своя лаборатория. Но такая система неэффективна ввиду большого субъективного фактора и отсутствия единого стандарта проведения анализов.

Вновь созданная централизованная лаборатория даст возможность  проводить исследования, которые ранее были недоступны в поликлиниках. Результаты, проведенных на базе центра исследований врачи стационаров и поликлиник будут получать по сети Интернет. По такой схеме уже работают в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске.

Вице-губернатор Павел Серебряков отметил, что создание единой лаборатории позволит отчасти решить проблему дефицита квалифицированных кадров, которая сказывается на качестве лабораторных исследований.

—Организация  централизованной лаборатории позволит не только расширить спектр исследований для пациентов поликлиник, но и обеспечит  стабильное качество результатов, — подчеркнул он.

Куратор здравоохранения Приморья дал поручение специалистам до 1 марта проработать вопросы интеграции и логистики всех процессов, связанных с организацией централизованной лаборатории.

 

Математике ищут место в ЕГЭ

Наталья Савицкая («Независимая газета»)

Математику следует убрать из числа обязательных к сдаче на ЕГЭ предметов — такую идею предложил председатель комиссии Мосгордумы по образованию и молодежной политике Виктор Кругляков и тут же получил массу откликов, как негодующих, так и одобрительных. В предложенной к обсуждению мысли некоторые обнаружили попытки демотивировать старшеклассников, вновь поменять систему их аттестации. Однако у депутата нашлись и сторонники, которые считают, что новый подход, наоборот, улучшит математическую грамотность ребят. «НГ» предлагает читателям узнать аргументы двух сторон развернувшейся в педагогическом сообществе дискуссии.

Виктор Кругляков считает, что нужные для жизни математические компетенции школьники должны получать до конца 9-го класса, а в 10—11-х классах продолжать профильное обучение. А значит, должны сами выбирать, нужно ли им сдавать на ЕГЭ математику.

— Виктор Михайлович, ожидали ли вы такой бурной реакции на свое предложение?

— Я считаю, что моя идея абсолютно нормальна и достойна обсуждения. Я был удивлен реакции некоторых коллег, которые тут же, не разбираясь, назвали идею вредной. Они лет на 70 опоздали, оставшись во временах, когда у нас были врачи-вредители, учителя-вредители. Обсуждать такие идеи можно и нужно.

— В чем состоит ваша идея?

— Я не вижу проблемы в том, что математика в ЕГЭ из обязательного предмета станет предметом по выбору. Математику будут выбирать те, кому она нужна для поступления в вуз и для дальнейшего профессионального роста. Говорю, чтобы всем было ясно: математика — очень важный предмет, который надо изучать, как и все остальные предметы, а в 9-м классе нужно обязательно ее сдавать на Государственной итоговой аттестации. И в 10-м, и 11-м классах математику тоже надо изучать, писать итоговую контрольную работу и получить итоговую оценку.

Но скажите, почему выпускник, который собирается идти в гуманитарный вуз, обязан сдавать математику на ЕГЭ? Он ее уже сдал в конце 9-го класса, учил два года, получил итоговую оценку. Зачем ему сдавать математику, если он идет, например, в театральный?

Я считаю, что исключение из обязательной сдачи в ЕГЭ было бы здорово для самой математики. Мы бы не понижали планку заданий так, чтобы как можно больше учеников смогли преодолеть ЕГЭ, а получили бы мотивированных школьников, которые сами выбирают для сдачи математику. И уровень экзаменационных заданий сделали бы соответствующим уровню тех, кто мотивирован на изучение этой науки.

Кроме того, экзамен по математике стал бы от этого честным. У нас 697 выпускников в прошлом году не получили аттестаты только потому, что не смогли сдать математику на ЕГЭ. Есть и другая цифра — еще несколько тысяч учеников, которые боялись математики, но сумели преодолеть экзаменационный барьер. А вот как они это сделали, какими методами, что использовали — вопрос сложный. Я считаю, что если экзамен по математике будет по выбору, то он будет честным. Его будут сдавать без фальсификаций, списываний, телефонов, выходов в туалет.

— Некоторые ваши оппоненты говорят, что исключение математики из ЕГЭ приведет к падению уровня знаний по математике и два года ученики будут учить ее кое-как.

— У нас два предмета обязательных — русский и математика. Если следовать логике моих оппонентов, получается, что у нас, кроме этих предметов, ничего не учат в школах? У нас физика — необязательный предмет. Химия тоже, литература, история, ну и далее по списку… Во всей этой истории я сделал вывод, что обязательная сдача математики на ЕГЭ — это административно навязанная всем установка.

— Кем навязанная?

— И Минобразования, и педагогами-учеными. Я намерен сделать дискуссию по этому вопросу широкой. Во-первых, чтобы в ней приняли участие выпускники. Это уже взрослые люди, которые трезво могут ответить на вопрос: что лучше — математика как обязательный предмет или по выбору. Причем у меня есть данные по одному из опросов школьников. Из 134 опрошенных выпускников 90 сказали, что выбрали бы математику для сдачи на ЕГЭ, а 44 не стали бы этого делать. Но все отметили, что было бы хорошо, если бы был выбор.

Надо послушать и родителей, у которых свое мнение. Надо послушать и педагогов, а учителя математики, с которыми я разговаривал, меня поддерживают. И люди, которые уполномочены обществом принимать решения в сфере образования, должны прислушаться к народному мнению.

— Есть какие-то сроки, в которые планируется реализовать вашу идею?

— Я не министр, я не издаю приказы, не подписываю директивы. Но читал, что министр образования уже заявил: ведомство не планирует ничего менять. Я высказал свое мнение, и обсуждение началось. Его ход покажет, нужно менять систему или нет. А когда это произойдет, зависит от результатов стартовавшей дискуссии.    

Председатель Совета ректоров вузов Воронежской области Дмитрий Ендовицкий — однозначно против предложения об исключении математики из числа обязательных предметов при сдаче ЕГЭ. По его словам, идею уже раскритиковали представители вузовского сообщества Черноземья.

— Дмитрий Александрович, как вы оцениваете предложение московского депутата Виктора Круглякова? К какому эффекту приведет воплощение его идеи?

— Этот вопрос мы уже обсуждали в ассоциации государственных вузов Черноземья. Практически все вузы Черноземья плюс учреждения из Тульской и Брянской областей входят в эту организацию, мы все обстоятельно поговорили по поводу этого предложения. И от себя лично, и от ассоциации могу сказать, что прозвучавшее предложение — антигосударственное. Я не знаю, кто его инициировал и откуда пошла сама идея отменить обязательный ЕГЭ по математике. У меня три варианта, откуда взялось это предложение. Первый — это прозвучало как попытка некой хохмы или юморески. Второе — это тонко спланированная диверсия под всю систему высшего и общего образования, бомба, заложенная под эту систему. Третье — это сказал просто не понимающий ничего в образовании человек. Но могу сказать, что, если такое предложение когда-нибудь будет принято и одобрено, это нанесет сильнейший удар по интеллектуальному потенциалу нации.

— Каким должно быть место математики в системе образования, по-вашему? Ее нужно сдавать при ЕГЭ обязательно или по выбору?

— Математика должна остаться для всех предметом, который нужно обязательно сдавать всем выпускникам. Ведь математика формирует логику мышления, оттачивает аналитические инструменты разбора ситуаций, будь то в психологии, филологии, истории, во всех точных науках. Математика необходима в нынешнем формате в российской школе, это очень важно.

— Автор предложения говорит, что выпускники сдают всего два обязательных предмета, однако это не значит, что они плохо учат другие предметы, которые можно сдать в ЕГЭ по выбору.

— Это популизм чистой воды. Я живу не только в системе высшего образования и слежу не только за абитуриентами, которые поступают в университет. У меня один ребенок учится на четвертом курсе университета, другой поступил на первый курс, и я знаю, как работает вся система. Я не знаком с человеком, который предложил исключить математику из обязательных предметов в ЕГЭ, может быть, это уважаемый человек, но его предложение и эти аргументы — это популизм.

— Виктор Кругляков считает, что предложенные им перемены приведут к уменьшению коррупции при сдаче ЕГЭ. Каково ваше мнение?

— Ничего не изменится. Давайте не будем спекулировать и наращивать политический капитал. Особенно когда депутат говорит по поводу коррупционности и честности. Это попахивает попытками манипуляции общественным мнением.

— Идея выдвинута на общественное обсуждение, какими вы видите его перспективы?

— Я вам уже рассказал о принципиальной позиции ассоциации вузов Черноземья. Они вместе с вузами нечерноземной зоны — центр России, и мнение общественности этого региона мы уже знаем. Проблему уже обсудили, и не надо испытывать работающую систему обсуждением неких утопичных футуристических предложений. Могу сказать больше — мои коллеги, которые работают в Нью-Йорке, в Кенте, в Калифорнии, все говорят: сохраните в России действующую систему подготовки в школе по естественно-научным и точным дисциплинам! Ни в коем случае не уподобляйте ее системе, которая действует в Европе и США, когда дети изучают некий общий естественно-научный курс и у них нет отдельно математики, химии, физики! Это путь в никуда.

— Если все же будет принято решение поддержать идею Круглякова, потребуется ли трансформировать образовательные стандарты, которые так долго рождались в России?

— Я думаю, что ничего не надо будет трансформировать. Потому что такого изменения не произойдет в принципе. У нас министр образования и науки — выходец из технического вуза, он прекрасно понимает, что такое математика, что она значит для страны, и не допустит воплощения таких губительных идей.      

     

Российский научный фонд с февраля начнет принимать заявки на финансирование проектов

Наука и технологии РФ (strf.ru)

Объявлен открытый публичный конкурс на получение грантов Российского научного фонда по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами»

Гранты выделяются на осуществление фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в 2014—2016 годах с последующим возможным продлением срока выполнения проекта на один или два года по отраслям знаний, указанным в конкурсной документации.

Гранты предоставляются научным группам через российские научные организации, вузы и находящиеся на территории России международные научные организации, на базе которых будут выполняться проекты. Размер одного гранта — до пяти миллионов рублей ежегодно.

Руководитель проекта имеет право участвовать в качестве руководителя в выполнении только одного проекта, подаваемого на конкурс. Количество проектов, которые могут выполняться на базе одной организации, не ограничивается.

Поддержанные по результатам конкурса проекты не могут иметь других источников финансирования в течение всего периода практической реализации проекта с использованием гранта Фонда.

Не допускается представление на конкурс проекта, аналогичного по содержанию проекту, одновременно поданному на конкурсы, проводимые Фондом, другими фондами и иными организациями, либо реализуемому в настоящее время за счет средств фондов или организаций, государственного (муниципального) задания.

Условием предоставления гранта является обязательство научной группы сделать результаты своих научных исследований общественным достоянием, опубликовав их в рецензируемых российских и зарубежных научных изданиях.

 

Глава департамента Минобрнауки уволен из-за задержек стипендий

РИА Новости

Глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов уволил директора департамента бюджетного процесса, учета и отчетности Александра Володина и реорганизовал это подразделение после многочисленных обращений студентов о задержках с выплатой стипендий, сообщает пресс-служба министерства.

«В течение последней недели в ведомство поступило около сотни обращений от студентов различных вузов по всей России, которые информировали… о задержке в выплате стипендий», — говорится в сообщении.

Ливанов потребовал от Володина написать объяснительную, однако тот «принял иное решение» и написал заявление об увольнении, которое министр одобрил. На базе департамента создано два новых подразделения: департамент бухгалтерского учета и департамент финансов, организации бюджетного процесса, методологии и экономики образования и науки.

Александр  Володин (фото: минобрнауки.рф)

Первый возглавила Татьяна Антонова, которая была заместителем директора департамента бюджетного процесса Минобрнауки — главным бухгалтером, второй — Михаил Алашкевич, занимавший пост замдиректора департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Минфина РФ.

«В настоящее время все задолженности по стипендиям ликвидированы», — говорится в сообщении.

Какую стипендию получают российские студенты

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в октябре 2013 года подписал постановление об увеличении размера стипендий. В соответствии с документом, студенты среднего профессионального образования стали получать 487 рублей в месяц, а студенты высшего образования — 1340 рублей в месяц. Стипендии президента лучшим студентам с 2012 года составляют 3 тысячи рублей, а стипендии правительства — 10 тысяч рублей.

Ректор МГУ Виктор Садовничий:

— Стипендия должна быть на уровне, дающем возможности прожить, — средней зарплаты в регионе. Надо подумать о снижении количества аспирантов и провести строгий аудит тех научных центров, которым разрешено открывать аспирантуру. Может быть, их станет меньше, но работать они должны лучше. И я не вижу ничего плохого в том, что аспирант из своего университета будет уезжать в аспирантуру в другой вуз или центр.