ДВФУ в средствах массовой информации за неделю
Газета «Остров.ру» публикует дайджест наиболее интересных событий из жизни ДВФУ, а также новостей науки и образования, представленных в материалах СМИ за неделю.
В Центре судоремонта «Дальзавод» завершается практика студентов ДВФУ
Преддипломной практикой, которую прошли 20 студентов технических специальностей, руководили ведущие специалисты ОАО «Центр судоремонта «Дальзавод». Подготовку материалов для дипломных работ будущие судостроители и технологи в течение месяца вели в цехах и конструкторских бюро предприятия, технической библиотеке.
— Это только одно направление нашей работы по профессиональной ориентации молодых специалистов, — рассказала начальник отдела технического обучения ЦСД Наталья Старкова. — Так, к примеру, в этом году заканчивает первый курс ДВФУ группа студентов, которые учатся в университете при поддержке предприятия. То есть студенты получают дополнительную «заводскую» стипендию. Мы помогаем повысить свой профессиональный уровень нашим специалистам, организуя заочное обучение и стажировки, в том числе и за рубежом.
фото: Пресс-служба ОАО «ДЦСС»
Кроме того, накануне выпускных экзаменов сотрудники ЦС «Дальзавод» отправились в школы, где рассказывают о жизни предприятия, тех специальностях, которые востребованы в судоремонте. Большая работа ведется и в плане профессионально-технического образования.
— В центре судоремонта работает единственный во Владивостоке учебный центр подготовки сварщиков. Здесь развернута мощная учебная база, куда в течение прошлого года поступили 44 сварочных комплекса фирмы «Linkoln Elektric». Примечательно, что получив высокую квалификацию, специалисты уходят работать в производственные цеха с новыми комплектами сварочного оборудования.
По мнению руководства ОАО «Центр судоремонта «Дальзавод», подготовка молодых кадров высокой квалификации позволит успешно решать производственные задачи, осваивать новое оборудование. Уже в этом году штат предприятия увеличился на 200 человек. В текущем году на программу модернизации предприятия и закупку нового оборудование будет направлено более 500 млн. рублей собственных инвестиций. За год предприятию предстоит выполнить Гособоронзаказ на 12 млрд. рублей.
МГУ выпал из топ-50 рейтинга мировых вузов по версии Times
Московский государственный университет имени Ломоносова выпал из топ-50 репутационного рейтинга мировых вузов (World Reputation Rankings) и перешел в группу 51-60, но по-прежнему остался единственным российским университетом в списке.
фото: «Википедия»
Рейтинг составлен британским журналом о высшем образовании Times Higher Education при участии информационной группы Thomson Reuters. Всего в рейтинге представлены 20 стран, самое большое представительство по-прежнему у США и Великобритании. Для рейтинга были опрошены более 10 тысяч ученых из разных стран мира.
МГУ в новом исследовании незначительно утратил свои позиции в топ-50 и попал в группу 51-60. По мнению составителей рейтинга, университет подтвердил статус флагманского вуза страны и у него есть потенциал для улучшения своих позиций.
Первые строки рейтинга, как и в 2013 году, заняли Гарвардский университет — первое место, Массачусетский технологический институт — второе место. Стэнфордский университет обосновался на третьем месте (шестое в 2013 году), Кембриджский университет — на четвертом месте (третье в 2013 году), Оксфорд — на пятом месте (четвертое 2013 году), Университет Калифорнии (Беркли) — на шестом месте (пятое в 2013 году).
Первый дальневосточный астероид
Алексей Понятов («Наука и жизнь»)
В Уссурийской астрофизической обсерватории впервые на Дальнем Востоке обнаружен неизвестный астероид. В феврале это подтвердил Гарвардский международный центр малых планет.
Открытие совершили сотрудник Уссурийской обсерватории Алексей Маткин и студентка Школы педагогики ДВФУ Екатерина Чорная, которая проходила в обсерватории преддипломную практику. Это открытие станет настоящим украшением ее диплома. Полученные в ходе наблюдений в январе 2014 года данные после предварительного анализа были переданы в Гарвардский международный центр малых планет, где подтвердили, что данный космический объект ранее не наблюдался. Теперь он получил номер и занял свое место в каталоге среди 4500 своих собратьев. Через некоторое время его заметили и американские астрономы, но приоритет остается за нашими соотечественниками.
Екатерина Чорная. Фото:пресс-служба ДВФУ
В настоящий момент наблюдение за новым астероидом продолжается, ученые уточняют его размеры и орбиту. По предварительным данным новый астероид имеет размер всего несколько десятков метров и вращается в астероидном поясе между Марсом и Юпитером, так что опасности для Земли он не представляет.
Самым интересным моментом в этой ситуации является то, что наблюдение астероидов пока не является задачей обсерватории, и, по словам самого первооткрывателя Алексея Маткина, эта работа делалась в свободное время на личном энтузиазме. На астероидные проекты у обсерватории элементарно нет финансирования. Впрочем, ранее не было даже аппаратуры для подобных наблюдений, чем и объясняется единственность подобного открытия в шестидесятилетней истории обсерватории.
Уссурийская астрофизическая обсерватория Дальневосточного отделения РАН была создана в 1953 году как станция службы Солнца для регулярных наблюдений Солнца и солнечной активности. Общеизвестно сильное влияние солнечной активности на многие процессы на Земле и в космосе, поэтому для круглосуточного наблюдения за Солнцем подобные станции размещались в разных точках нашей страны и мира. Со временем задачи обсерватории и используемое оборудование расширились.
Но в последнее десятилетие у обсерватории появилась совершенно новая задача — наблюдение объектов в ближнем космосе. В первую очередь — действующих спутников и так называемого космического мусора. За прошедшие полвека космической эры в космосе накопилось много искусственных объектов, ставших спутниками нашей планеты. Это отработавшие свой срок космические аппараты, их обломки и даже мусор, оставшийся после пилотируемых кораблей и орбитальных станций, который частично снижается и сгорает в атмосфере, но большая часть остается в космосе. На околоземных орбитах летает несколько сотен тысяч объектов размером порядка 10 см и больше. Они представляют реальную опасность для полетов современных космических аппаратов. Поэтому возникла необходимость их отслеживания и предупреждения столкновений.
В 2005-2010 годах с этой целью была создана глобальная научная сеть оптических инструментов ISON, с которой сотрудничают около 30 обсерваторий и наблюдательных пунктов в десяти странах мира. Роскосмос с 2006 года ведет разработку Автоматизированной системы предупреждения об опасных ситуациях в околоземном космическом пространстве (АСПОС ОКП), пуск которой планируется к 2015 году.
Для выполнения этих задач требуются специальные телескопы, отличающиеся от используемых в традиционной астрономии. В рамках этих программ получила четыре специализированных телескопа и самая восточная обсерватория России — Уссурийская астрофизическая обсерватория. В конце августа 2013 года прошли первые наблюдения на самом новом 65-см телескопе САНТЕЛ-650 системы Гамильтона, разработанном по заданию Роскосмоса. На данный момент это самый большой по апертуре (полю зрения) телескоп на Дальнем Востоке (крупнее есть только под Иркутском).
Отметим, что этот телескоп не имеет окуляра, в который надо смотреть. Изображение снимается на ПЗС-камеру с чипом размером 50х50 мм. Этим телескоп напоминает электронный фотоаппарат, а изображение наблюдают на мониторе. САНТЕЛ-650 позволяет проводить астероидные обзоры и обнаруживать достаточно небольшие объекты, что и позволило совершить открытие.
Вопрос изучения астероидно-кометной опасности поднимался уже давно и неоднократно, но практической реализации не получил из-за необходимости больших финансовых затрат. Челябинский метеорит подстегнул интерес к этой проблеме, так что, возможно, деньги найдутся, и наши обсерватории порадуют новыми открытиями. А пока из почти 200 новых астероидов, обнаруженных в 2013 году, только пять были открыты обсерваториями стран СНГ.
Говорим «реферат», подразумеваем «плагиат»
Евгений Балабас («Московский Комсомолец»)
Как сдать преподавателю курсовик из Интернета?
За скандалами с крадеными диссертациями крупных политиков и чиновников и страданиями о качающемся авторитете российской науки мы совсем забыли о куда более мелких студенческих аферах с рефератами и курсовыми. А ведь студенческая среда всегда была крайне питательной для развития бациллы по имени «плагиат»!
«МК» выяснил, как антиплагиатные системы борются с левыми «курсачами» и «реферами» и как, в свою очередь, этому сопротивляются студенты.
Массовое распространение Интернета вызвало катастрофическое падение качества самостоятельных работ, выполняемых студентами. Добровольцы бесплатно выкладывают в сеть тысячи рефератов и курсовиков, почти то же самое предлагают разного рода «писатели» и компиляторы на коммерческой основе. Скачать или купить работу и выдать за свою легче легкого!
Впрочем, тот же Интернет пришел на помощь и преподавателям — можно просто забить в поисковую систему пару абзацев текста реферата, чтобы найти, откуда «студень» его скачал. Появились специальные интернет-сервисы, анализирующие текст и сообщающие, сколько в нем процентов оригинальности, а сколько — плагиатных заимствований. Но жуликоватые студенты и паразитирующие на них мошенники сделали ответный ход — сегодня в ходу услуги обработки текстов. Аферисты по вашему заказу возьмут чужой реферат и сделают рерайт — перепишут его иными словами, чтобы противоплагиатные программы оценили его как уникальный...
Плагиат по улучшенному методу
Если профессора честно учат студиозусов, они должны контролировать уникальность и исследовательскую ценность сдаваемых им на проверку работ. К этому их обязывает и Минобрнауки, выпустившее «Положение о контроле самостоятельных работ с использованием систем предотвращения плагиата». Студент обязан сдать работу в двойном виде: бумагу + файл, при этом заполняя заявление в установленной форме, подтверждающее факт отсутствия «левых» заимствований и понимания возможных санкций за это. Плюс, согласно «Положению» Минобра, в реферате обязано содержаться не менее 80% оригинального текста, а если оригинального текста менее 50%, то работа не допускается к защите. Однако это только рекомендация. Процентное значение порога признания работы плагиатом на законодательном уровне не установлено. На сегодня этот порог назначается каждым вузом по своему усмотрению — что, безусловно, дает почву для развития коррупции.
А что делают пираты, помогающие нерадивым студентам обойти вузовские программы поиска плагиата? Действуют они все примерно одинаково, как выяснил «МК», связавшись с несколькими конторами. Вот как выглядел наш диалог с представителем одной из них.
— Нужен реферат по термеху. Что можете предложить и почем?
— Мы занимаемся повышением уникальности работ, а не их написанием. Вы можете скачать из Интернета любую понравившуюся, а мы обработаем ее так, чтобы она прошла проверку на плагиат.
— В принципе у меня есть подходящий по теме и довольно свежий рефер, но он скачан из открытых источников и легко гуглится…
— Какой объем документа?
— 10 страниц в Ворде, 12-й шрифт, 35 000 знаков примерно…
— Мы вам предлагаем два варианта повышения уникальности текста: за 450 рублей — обычным методом, за 900 рублей — улучшенным. Срок — 24 часа, за срочность — двойной тариф. Обычный метод подходит для всех систем проверки (Antiplagiat.ru, Etxt, Advego и пр.), однако при проверке в системе «Антиплагиат.вуз» ваша работа будет подсвечена красным цветом как «подозрительная». Если вы не знаете, в какой системе вас будут проверять, — выбирайте обычный метод. Мы работаем по 100%-ной предоплате. Через банк, мобильный телефон или платежную систему.
— Какие у меня гарантии?
— Отзывы о нашей работе вы можете прочитать в нашей группе в Вконтакте...
Вот так работают ловкие ребята… В их группе в Вконтакте действительно аж 12 000 участников!
Как распознать плагиат?
Еще недавно преподаватели вузов и техникумов искали плагиат в работах студентов с помощью поисковиков, но сегодня применяют специализированные программы и сервисы для поиска плагиата. Ибо студенты научились дурачить Гугл и Яндекс — меняют в тексте русские буквы на аналогичные по написанию латинские (С, В, Р и т.д.), используют невидимые знако-текстовые символы, меняют пробелы, знаки препинания и т.д. Текст пропускается через специальные программы — «синонимайзеры», которые легко найти в Интернете, — они проводят замену до половины всех слов текста на синонимы, делая текст просто неузнаваемым! Поисковики не могут сопоставить «облагороженный» текст с исходным, а вот программы и сервисы, изначально заточенные на поиск плагиата, обмануть не так легко. Они обнаруживают замену букв, слов и вообще комплексно оценивают качество текста и его уникальность.
Наиболее сильными программными комплексами для оценки студенческих работ можно назвать «Антиплагиат.вуз» и «Детектор плагиата». Помимо этого существуют и бесплатные сервисы в Интернете.
— Как программы поиска плагиата реагируют на студенческие хитрости с заменой букв, слов на синонимы и т.д.?
— Примитивная замена русских букв на латинские не работает уже давно, — говорит Юрий Чехович, руководитель проекта. — А программы-синонимайзеры требуют серьезного ручного труда по доводке текста до ума, иначе он выглядит неестественно, не по-русски. Студенты, конечно, пытаются находить способы обхода, но мы регулярно обновляем программу.
— Какова зарубежная практика использования таких программ? Там тоже рулит человеческий фактор?
— В зарубежных вузах, использующих нашу систему, она полностью интегрируется во внутреннюю сеть учебного заведения и его цифровую среду, становясь неотъемлемой частью учебного процесса, — говорит Татьяна Адаменко, представляющая в России программу «Детектор плагиата». — Все работы, загружаемые студентами в сеть университета через специальную страницу, автоматически проверяются на наличие плагиата. Каждый учащийся прикреплен к определенной группе или преподавателю, и, соответственно, отчеты с результатами проверки сразу приходят нужному адресату — и скрыть их или изъять из общей базы он не может. А в России и наша система, и любая другая играют информативную роль. Можно скрыть результаты или вообще не использовать. Система дает отчет об объеме найденных заимствований в документе, но учебное заведение само определяет, при каком проценте сходств работа признается плагиатом. Иногда 10%, иногда 3% — все зависит от политики института. И, соответственно, если преподаватель по каким-то причинам захочет завысить оценку качества, мы не сможем ему помешать. Но это влечет за собой определенные риски для учебного заведения, поскольку, если спорную работу захотят повторно проверить на плагиат и занижение процента сходств вскроется, это нанесет удар по репутации вуза.
— Какие карательные меры могут быть эффективными?
— ВШЭ, например, по своему уставу за два факта обнаружения заимствований в работах имеет право отчислить студента. Важно, чтобы последствия для студентов были прописаны в вузовских положениях и приказах, — уверен Юрий Чехович. — По оценкам ректоров вузов, две из трех работ скачивались студентами из Интернета целиком. Преподаватели и руководители вузов не имели технической возможности остановить этот поток. Сейчас во время сессии мы проверяем до 100 тысяч работ в сутки. В год получается больше 13 миллионов.