Новости

20 апреля 2023
Издано учебное пособие профессора Старожилова «Ландшафтопользование России»

Издано учебное пособие профессора Старожилова «Ландшафтопользование России»: Старожилов, под ред. Б. И. Кочурова. Владивосток, 2023. 240 с.

Рекомендовано Дальневосточным региональным Учебно-методическим Центром (ДВ РУМЦ) в качестве учебного пособия для студентов направлений подготовки бакалавриата и магистратуры «Почвоведение», «Экология и природопользования» и «География» вузов региона.

В высшем образовании России практикуется отраслевая подготовка специалистов и в большинстве направлений отсутствует подготовка по природе (ландшафтам) как основам природного «фундамента» любых действий человека при моделировании любого освоения. Все еще отсутствует образование с участием новых знаний о парадигме «ландшафтопользование России» и учению о нооландшафтосфере. Нет учебников и учебных пособий научно-прикладного направления. Поэтому в связи с освоением России, в том числе её Восточных регионов, в связи с новаторскими разработками в Дальневосточном федеральном университете новых востребованных в науке и образовании основополагающих парадигмы «ландшафтопользование России» и учения Старожилова о нооландшафтосфере, в Дальневосточном федеральном университете формируется новая образовательная база для подготовки специалистов будущего. Настоящее издание это первое новаторское учебное пособие в России по компетенции парадигмы «ландшафтопользование».

В учебном пособии при обучении главное внимание уделяется компетенциям парадигмы «ландшафтопользование России» как ландшафтному «фундаменту» практик освоения планеты Земля и её отдельных регионов. Рассматривается научно-прикладное моделирование природы и применение его как основ для построения гармонизированных с ним моделей освоения. Нацелено на подготовку специалистов широкого профиля и формированию профессиональных компетенций экологически грамотного понимания роли природы (ландшафтов) в существовании и направлении действий цивилизаций на Земле. Моделирование компетенций основываются на междисциплинарном, многокомпонентном и межландшафтном анализе природы (ландшафтов).

Объект учебного пособия - компетенция научно-прикладного направления - парадигма «ландшафтопользование». Цель – научить обучающегося новым компетенциям в образовании и науке России и Дальнем Востоке, на основе научно-прикладных разработок Дальневосточной ландшафтной школы профессора Старожилова, по новаторской научно-прикладной парадигме «ландшафтопользование России». Научить компетенциям её применения как научно – прикладной парадигмы производственно-хозяйственного освоения территорий и направленной на создание опорного ландшафтного «фундамента» пространственной организации. Компетенции обеспечивают достижение заявленных целей пространственного развития с опорными узловыми ландшафтными структурами освоения, выступающих источником изменений и размещения конкурентноспособных технологий и фирм. Научить компетенциям её направленности на создание основ для построения научных и практик - моделей освоения (экологических, сельскохозяйственных, краеведческих, экономических, социальных, градостроительных и других) и в целом пространственного развития территорий.

В целом в компетенциях учебного пособия формулируется и утверждается, что современный этап развития освоения территорий не только в целом планеты Земля и в частном случае Российской Федерации, её отдельных территорий определяется не только базовыми экономическими, социальными и другими показателями, но и знанием ландшафтных условий территорий, прежде всего, как опорного «природного фундамента» пространственного развития территорий и, в том числе, размещения и развития конкурентоспособных технологий, предприятий, компаний и т. д. (doi: 10.18411/lj-04-2021-73).

Ландшафтные условия представляют собой в обучении базовые компетенции основы - природный «фундамент» многоотраслевого освоения и в целом пространственного развития территорий. Учебное пособие в целом основа компетенций того, что именно ландшафты является первоначальными объектами, фокусом хозяйственной деятельности и основой для гармонизированного с природой построения моделей отраслевого освоения. И прежде, чем перейти к построению моделей отраслевого освоения территорий, проектировщики должны иметь материалы по природным основам освоения (ландшафтам) и только после их индикации, анализа и синтеза, оценки, а также выделения ландшафтных узловых структур освоения, проводить работы по проектированию, планированию объектов освоения и развития территорий. То есть первоначальным объектом внимания освоения являются природные тела (ландшафты). Они вовлекаются в оценку уже на первоначальном этапе планирования, освоение зависит от результатов оценки возможностей вовлечения ландшафтов в проектирование.

В целом компетенция по выбору ландшафтных параметров освоения, созданию опорного ландшафтного «фундамента» пространственной организации, обеспечивающей достижение заявленных целей пространственного развития представляют особую самостоятельную парадигму России и она, по нашему предложению, названа «ландшафтопользование России». Парадигма ландшафтопользование России представляет собой особую научно – прикладную парадигму деятельности в освоении территорий и формулируется как создание опорного ландшафтного «фундамента» пространственной организации, обеспечивающей достижение заявленных целей пространственного развития с опорными узловыми ландшафтными структурами освоения (DOI: 24411/1816-1863-2018-12072), выступающих источником изменений и размещения конкурентноспособных технологий, предприятий и компаний.

В учебном пособии отражены компетенции комплексного ландшафтного подхода, основанного на междисциплинарном синтезе, анализе и оценке природы. Компоненты внутреннего содержания природы включают вещественные комплексы, тектонику, рельеф, климат, воды, почвы, растительность, биоценозы полимасштабных ландшафтов. Формулируются и рассматриваются компетенции по применению парадигмы ландшафтопользования России как фундамента практик экологии, земледелия, охране первичных и трансформированных ландшафтов и других. Приводится компетенция новой стратегии развития геосистемы Восток России-мировой океан, предлагается проведение актуальной паспортизации ландшщафтов России. Формулируются компетенции стратегических возможностей применения исследований при планировании и управлении как комплексного, так и отраслевого освоения территорий Дальневосточного федерального округа и России, а также в обучении специалистов различных профилей.

В работе отмечается, что рассмотренные компетенции основываются на применении методологии сопряженного междисциплинарного анализа межкомпонентных и межландшафтных связей на основе учета окраинно-континентальной дихотомии, изучения орогенического, орографического, климатического, фиторастительного и биогенного факторов, а также применения векторно-слоевого ландшафтного картографирования.

Особо в учебном пособии при обучении констатируется, что полученные с применением ландшафтопользования компетенции позволят на государственном уровне создать ландшафтные основы для построения гармонизированных с природой отраслевых моделей освоения и в результате осознанно избежать возникновения экологических трансформаций многих территорий и возникновения многих экологических ситуаций и проблем; позволят на основе ландшафтных документов получить материалы по природным моделям и применять их как природные модели «фундамента» для построения, планирования и управления гармонизированными с ними моделей освоения территорий: индикационных, картографических, экологических, сельскохозяйственных, карбоновых полигонов, градостроительных, социальных, биологических и других отраслевых и научных моделей.

На сегодняшний день определены компетенции основ ландшафтного «фундамента» для практической реализации их в освоении и обучении. Предлагается рассматривать природу в границах ландшафтных тел, объединяющих вещественный компонент, тектонику, рельеф, климат, почвы, воды, растительность и биоценозы. Понимание компетенции ландшафта как тела дает возможность привлекать прежде всего передовые технологии его изучения и получить современную качественную и количественную его характеристику. Становится возможным изучать и привлекать данные по формирующим ландшафтные тела вещественному, энергетическому и информационному разномасштабным потокам. Все это определяет комплексное и всестороннее изучение территорий освоения, получение всесторонней информации о природе в границах, сравнительному анализу выделов ландшафтов и выяснению их природной конкурентоспособности для планирования освоения.

В итоге новаторского учебного пособия отмечается, что использование моделей компетенций ландшафтного «фундамента» поможет обучающимся и уже специалистам определять приоритеты и механизмы развития региональных естественных ландшафтов в освоении, разрабатывать меры по стимулированию их развития и приоритетные инфраструктурные проекты, необходимые для пространственного развития экологически грамотного освоения территорий и в том числе, например в строительстве, почвоведении, экономике, экологии и других практиках деятельности общества. Применение рассмотренных в учебном пособии «Ландшафтопользование России» компетенций по знаниям о ландшафтном «фундаменте» освоения, мониторингу и охране природы, в образовании России, в создании кадровой базы будущего категорично важно и своевременно.

Институт Мирового океана

Кафедра почвоведения

Тихоокеанский международный ландшафтный центр