Новости

28 ноября 2023
Издано учебное пособие профессора Старожилова «Нооландшафтосфера геологической оболочки Земли»

Издано учебное пособие профессора Старожилова «Нооландшафтосфера геологической оболочки Земли»: Старожилов. Владивосток: Изд-во Дальневосточный федеральный университет 2023. 384 с.

Рекомендовано Дальневосточным региональным Учебно-методическим Центром (ДВ РУМЦ) в качестве учебного пособия для студентов направлений подготовки бакалавриата и магистратуры «Почвоведение», «Экология и природопользования» и «География» вузов региона.

Поворот России в направлении освоения новых территорий и в том числе Восточной России затрагивает решение многих вопросов и задач и в том числе задач по обеспечению освоения квалифицированными кадрами, подготовленными на основе современных компетенций. Подготовка специалистов при этом должна сопровождаться высоким, современным методическим и учебным уровнем компетенций и должна быть обеспечена учебными пособиями и учебниками. Однако в России и в том числе Дальнем Востоке и Тихоокеанском ландшафтном поясе все еще отсутствует достаточное количество учебников и учебных пособий для подготовки специалистов в области практик ландшафтного научно – прикладного направления освоения территорий. Кроме того, все еще учебниками и учебными пособиями не обеспечены важные для освоения территорий и такие новые разработанные в Дальневосточном федеральном университете компетенции как «Ландшафтопользование России», «нооландшафтосфера» и «учение Старожилова о нооландшафтосфере». Поэтому для обеспечения обучения слушателей учебными пособиями по ландшафтному научно – прикладному направлению освоения территорий и было разработано первое в ДВФУ новаторское учебное пособие по «Учению Старожилова о нооландшафтосфере геологической оболочки планеты Земля».

В компетенциях пособия не рассматриваются компетенции комплексного и отраслевого освоения территорий. Центральное внимание уделяется компетенциям природного «фундамента» практик освоения планеты Земля и её отдельных регионов. Рассматриваются компетенции научно-прикладного моделирования природы и применение их как основ для построения гармонизированных с ним моделей освоения. Нацелено на подготовку специалистов широкого профиля и формированию профессиональных компетенций экологически грамотного понимания роли природы (ландшафтов) в существовании и направлении действий цивилизаций на Земле. Моделирование компетенций основываются на междисциплинарном, многокомпонентном и межландшафтном анализе природы (ландшафтов).

Объект учебного пособия – «учение Старожилова о нооландшафтосфере геологической оболочки планеты Земля» - фундамент практик освоения планеты Земля. Цель – научить обучающего новым компетенциям в образовании и науке России и Дальнем Востоке, на основе научно-прикладных разработок Дальневосточной ландшафтной школы профессора Старожилова, по новаторским научно-прикладной парадигме «ландшафтопользование России». «нооландшафтосфере» и «учению о нооландшафтосфере геологической оболочки планеты Земля». Научить компетенциям их применения как научно – прикладного производственно-хозяйственного освоения территорий и направленных на создание опорного ландшафтного «фундамента» пространственной организации. Компетенции   обеспечивают достижение заявленных целей пространственного развития с опорными узловыми ландшафтными структурами освоения, выступающих источником изменений и размещения конкурентноспособных технологий, предприятий и компаний. Научить компетенциям их направленности на создание основ для построения научных и практик - моделей освоения (экологических, сельскохозяйственных, краеведческих, экономических, социальных, градостроительных и других) и в целом пространственного развития территорий. Научить компетенциям понимания, задуматься и наметить государственные действия и мероприятия по охране и сохранению в целом нооландшафтосферы как фундамента жизни человека и в целом цивилизаций на планете Земля.

В целом, при обучении в компетенциях учебного пособия формулируется и утверждается, что современный этап развития освоения территорий не только планеты Земля и в частном случае Российской Федерации,  её отдельных территорий определяется не только базовыми экономическими, социальными и другими показателями, но и знанием ландшафтных условий территорий, прежде всего, как «природного фундамента» пространственного развития территорий и, в том числе, размещения и развития конкурентоспособных технологий, предприятий, компаний и т. д. (doi: 10.18411/lj-04-2021-73). В последнее десятилетие в связи с освоением Востока России наблюдается усиление направленного изучения ландшафтов. Это делается целенаправленно и в Дальневосточном федеральном университете в Тихоокеанском международном ландшафтном центре ландшафтной школой профессора Старожилова (doi:10.24411/1728-323Х-2020–13079; doi:10.18411/lj-05-2020-26).

Получен значительный материал по ландшафтным компетенциям  благодаря работ по Тихоокеанскому ландшафтному поясу (doi:10.18411/a-2017-089), (https://doi.org/10.18411/a-2017-089), а также при  разработке парадигм: общей Дальневосточной ландшафтной парадигмы и Дальневосточной ландшафтной парадигмы индикации и планирования  (doi:10.18411/lj-05-2020-26), разработок по картографическому оцифрованному ландшафтному обеспечению индикации, планирования и геоэкологического мониторинга юга Тихоокеанского ландшафтного пояса России (doi:10.18411/lj-05-2020-27), а также по «Ландшафтному звену выстраивания планирования и развития экономических, градостроительных и др. структур осваиваемых территорий» (doi: 10.18411/lj-09-2020-36), и «О необходимости принятия к практической реализации новую ландшафтную стратегию к пространственному развитию геосистемы континент-Мировой океан» (doi: 10.24412/1728-323X-2021-2-36-43) и разработок «к пространственному развитию территорий: районирование Тихоокеанского ландшафтного пояса геосистемы Восток России- Мировой океан (DOI: 10.24412/1728-323X-2021-4-48-59); и в целом работ «Ландшафтоведение: стратегия, опыт практик в освоении территорий геосистем континент-мировой океан» (ID: 45641013), а также разработок «Актуальная новая концепция паспортизации ландшафтов России»( doi.org/10.24412/1728-323X-2021-6-48-53), « Ландшафтопользование- научно-прикладная парадигма освоения территорий»( doi: 10.18411/trnio-01-2022-18), «Природа в границах: нооландшафтосфера и парадигма ландшафтопользование», «Ландшафтопользование России» (DOI https://doi.org/10.24866/7444-5481-4.)

В компетенциях учебного пособия на основе теоретических и полевых (30 полевых сезонов) формулируется, что любое освоение любой ландшафтной территории затрагивает прежде всего ландшафтные условия. Учебное пособие в целом основа компетенций того, что ландшафтные условия представляют собой в обучении базовые основы - природный «фундамент» как отраслевого, так и комплексного освоения и в целом пространственного развития территорий. В учебном пособии с помощью разработанных компетенций обучающиеся научатся тому, что   именно ландшафт является первоначальными объектами, фокусом хозяйственной деятельности и основой для гармонизированного с природой построения моделей освоения. И прежде, чем перейти к построению моделей комплексного и отраслевого освоения территорий, проектировщики должны иметь материалы по природным основам освоения (ландшафтам) и только после их индикации, анализа и синтеза, оценки, а также выделения ландшафтных узловых структур освоения, проводить работы по проектированию, планированию объектов освоения и развития территорий. То есть первоначальным объектом внимания освоения являются природные тела (ландшафты). Они вовлекаются в оценку уже на первоначальном этапе планирования, освоение зависит от результатов оценки возможностей вовлечения ландшафтов в проектирование.

В целом компетенции по выбору ландшафтных параметров освоения, созданию ландшафтного «фундамента» пространственной организации, обеспечивающей достижение заявленных целей пространственного развития, представляют особую самостоятельную парадигму России, и она в учении о нооландшафтосфере названа «ландшафтопользование России».

В целом в компетенциях учения парадигма ландшафтопользование России представляет собой особую научно – прикладную парадигму деятельности в освоении территорий и формулируется как создание ландшафтного «фундамента» пространственной организации, обеспечивающей достижение заявленных целей пространственного развития с узловыми ландшафтными структурами освоения ((DOI: 24411/1816-1863-2018-12072)), выступающих источником изменений и размещения конкурентноспособных технологий, предприятий и компаний, направленного на рациональное освоение и использование территорий, минимизацию глобальных и региональных последствий изменения природы и общества, поиск и внедрение инновационных подходов в устойчивом, экологически сбалансированном и безопасном развитии территорий.

В учебном пособии обучение направлено также на то, что в результате применения компетенций по основам ландшафтопользования России при исследовании ландшафтных тел, как фундамента практик освоения, обучающийся получит знания о сформулированной и выделенной Дальневосточной ландшафтной школой Старожилова новой геологическаой оболочке   нооландшафтосфере. Она представляет собой ландшафтный «фундамент» пространственной организации, обеспечивающей достижение заявленных целей пространственного развития с узловыми ландшафтными структурами освоения, выступающих источником изменений и размещения конкурентноспособных технологий, предприятий и компаний. В свою очередь, нооландшафтосфера рассматривается как основа для построения научных и практик-моделей освоения (экологических, сельскохозяйственных, карбоновых полигонов, краеведческих, экономических, социальных, градостроительных и других) и пространственного развития территорий.

В учении Старожилова о нооландшафтосфере отражены компетенции комплексного ландшафтного подхода, основанного на междисциплинарном синтезе, анализе и оценке природы.  Компоненты внутреннего содержания природы включают вещественные комплексы литосферы, тектонику, рельеф, климат, воды, почвы, растительность, биоценозы полимасштабных ландшафтов. Формулируются и рассматриваются компетенции по применению парадигмы ландшафтопользование России и нооландшафтосферы как фундамента практик экологии, земледелия, охраны первичных и трансформированных ландшафтов и других. Приводится компетенция новой стратегии развития геосистемы Восток России-мировой океан, предлагается проведение актуальной паспортизации ландшщафтов России. Формулируется компетенция стратегических возможностей применения исследований ландшафтной школы профессора Старожилова при планировании и управлении как комплексного, так и отраслевого освоения территорий Дальневосточного федерального округа и России, а также в обучении специалистов различных профилей.

В учебном пособии также отмечается, что обучение основывается на применении методологии сопряженного междисциплинарного   анализа межкомпонентных и межландшафтных связей на основе учета окраинно-континентальной дихотомии, изучения орогенического, орографического, климатического, фиторастительного и биогенного факторов, а также применения векторно-слоевого ландшафтного картографирования. Применение такой методологии позволило создать на примере Сихотэ-Алинской, Сахалинской ландшафтных областей (ландшафтных структур), рассматриваемых нами звеньями - примерами Тихоокеанского ландшафтного пояса, ландшафтную основу для индикации и мониторинга систем и применять её как ландшафтную модель (природный «фундамент») для построения отраслевых моделей освоения территорий.

Особо в учебном пособии отмечается, что в нем рассматриваются вопросы освоения не только территорий Российской Федерации, но прежде всего вопросы касающиеся особой территории России - Дальнему Востоку и выделенному автором Тихоокеанскому ландшафтному поясу России. Они как особые территории характеризуются и особыми природными условиями. С применением картографирования ландшафтов обнаружились существенные различия ландшафтной структуры и организации Тихоокеанских и Восточных Европейских горных и платформенных равнинных ландшафтов. Они различаются в высотной поясности, по тепловому балансу, условиям увлажнения, водному режиму, вытянутости вдоль границы континента и океана и др. характеристикам. Для Тихоокеанских горных ландшафтов характерны уязвимость к воздействию природных и антропогенных факторов, широкое развития склоновых процессов, маломощный чехол продуктов выветривания коренных пород, высокая динамичность и неустойчивость природных систем и др.

Особо при обучении также отмечается, что полученные с применением Российского ландшафтопользования компетенции по нооландшафтосфере позволят на государственном уровне создать ландшафтные основы для построения гармонизированных с природой моделей освоения и в результате осознанно избежать возникновения экологических трансформаций многих территорий и возникновения многих экологических ситуаций и проблем; позволят на основе ландшафтных документов получить компетенции по природным моделям и применять их как природные модели «фундамента» для построения, планирования и управления  гармонизированными с ними моделей освоения территорий: индикационных, картографических, экологических, сельскохозяйственных, карбоновых полигонов, градостроительных, социальных, биологических, биогеохимических, биоресурсных, экономических,  минерально-сырьевых и других отраслевых и научных моделей.

На сегодняшний день в учении определены компетенции основ ландшафтного «фундамента» для практической реализации их в освоении и проведении мониторинга, в сохранении и охране природы. Предлагается рассматривать природу в границах ландшафтных тел, объединяющих вещественный   компонент литосферы, тектонику, рельеф, климат, почвы, воды, растительность и биоценозы. Понимание компетенции ландшафта как тела дает возможность привлекать прежде всего передовые технологии его изучения и получить современную качественную и количественную его характеристику. Становится возможным изучать и привлекать данные по формирующим ландшафтные тела вещественному, энергетическому и информационному разномасштабным потокам постоянно взаимодействующих между собой литосферы, гидросферы, атмосферы и в целом планеты Земля с другими планетами и космосом в целом.  Все это определяет комплексное и всестороннее изучение территорий освоения, получение всесторонней информации о природе в границах, сравнительному анализу выделов ландшафтов и выяснению их природной конкурентоспособности для планирования освоения. Все отмеченное, исходя из практики исследований ландшафтов Тихоокеанского ландшафтного пояса России, строится на обязательном картографировании ландшафтов и изучении их структуры и организации и установлении морфологического строения территорий освоения.

В целом использование компетенций  учения Старожилова  о нооландшафтосфере и рекомендуемых им   моделей ландшафтного «фундамента» поможет научится определять приоритеты и механизмы развития региональных естественных ландшафтов в освоении, разрабатывать  меры по стимулированию их развития и приоритетные инфраструктурные проекты, необходимые для пространственного развития экологически грамотного освоения территорий и в том числе например в строительстве, почвоведении, экономике, экологии и других практиках деятельности общества. Позволит обучающимся задуматься и наметить государственные действия и мероприятия по охране и сохранению в целом нооландшафтосферы. Применение знаний о ландшафтном «фундаменте» освоения, мониторинга и охране природы, в образовании России, в создании кадровой базы будущего категорично важно и своевременно.