НИОКР в области технического контроля инженерных сооружений

Одним из основных направлений исследований является диагностика и прогностика технического состояния гидротехнических сооружений, которые проводятся с 1975 г. Особое значение это направление приобрело в 90-х годах в связи с тем, что после приватизации портовые гидротехнические сооружения  остались в собственности государства.
Разработаны специальные методики натурных подводных и надводных исследований технического состояния причальных сооружений портов Дальнего Востока. Выполнены обследования десятков причальных сооружений в портах Владивосток, Восточный, Находка, Зарубино, Ванино, Холмск, Невельск, Корсаков, Александровск, Поронайск, Петропавловск-Камчатский и т.д. По результатам этих исследований разработаны паспорта причальных сооружений, заключения о техническом состоянии и рекомендации по режиму эксплуатации и ремонту. Я и двое моих учеников являются инспекторами технического контроля портовых сооружений «СоюзморНИИпроекта» Минтранса РФ.
Повышение эффективности использования морских объектов может быть осуществлено на основе выявления резервов их несущей способности с целью увеличения эксплуатационных нагрузок; определения сроков выполнения ремонтных работ в периоды, соответствующие началу лавинообразного появления дефектов; продления срока службы за счет усиления конструкций. Используемые методы обработки данных о техническом состоянии сооружений и оснований в большой степени зависят от опыта, квалификации и интуиции эксперта, т.к. определение остаточной несущей способности производится при неполноте и неопределенности исходных данных. Это приводит иногда к ошибочной оценке технического состояния МТС. В соответствии с принципами системного подхода кроме оценки контролируемых признаков технического состояния МТС необходимо исследование характеристик внутреннего строения, выявление внутренних связей. В связи с этим необходима автоматизация процедур оценки надежности и использованием баз знаний с привлечением опытных экспертов для их формирования.
Накопление и систематизация данных позволяют разрабатывать новые методики оценки остаточного срока сооружений, их надежности, экономической эффективности капитальных вложений в ремонт и реконструкцию. Основным методом решения задачи повышения надежности должны быть расчеты надежности в зависимости от структуры объекта и характеристик его составляющих частей, с последующей необходимой коррекцией проекта.
Предложена вероятностно-статистическая оценка безопасности системы «сооружение-основание» на основе функционально-структурного анализа по степени участия в обеспечении несущей способности. Разработана методика расчета резервной несущей способности сооружений гравитационного и свайного типа на вертикальные нагрузки на основании данных обследований состояния оснований сооружений с применением нейроимитаторов. Полученные результаты исследований позволяют более обоснованно определять осадки свайных и гравитационных сооружений с учетом пространственного затухания напряжений и образования пластических областей по сравнению с действующими нормами.
Результаты этих исследований легли в основу кандидатских диссертаций учеников  Б.А. Золотова (1997), П.С. Корнюшина.  В этом направлении работает над докторской диссертацией к.т.н. В.С. Любимов, участвуют в исследованиях один соискатель, 2 аспиранта, магистранты, студенты и 5 научных сотрудников и преподавателей. Имеется госбюджетное финансирование и хозяйственные договоры с предприятиями. Поддерживаются активные творческие и производственные отношения с ДальНИИС РААСН.
Сложные условия эксплуатации обуславливают ускоренное снижение качества сооружений, увеличивают риск аварий, потери несущей способности.  Комплексные обследования около 200 сооружений портов Приморья, Сахалина и Камчатки позволили выработать рекомендации по эксплуатации ГТС, а также разработать ряд технических средств защиты от основных агрессивных факторов внешней среды. Также была разработана методика расчета физического и функционального износа сооружений. Получены основные результаты НИР:

  • систематизированы данные по качеству эксплуатации причальных объектов портов Приморья и Сахалина;
  • разработан комплекс методик по проведению полевых работ, обработке и анализу полученной информации;
  • проведен анализ особенностей эксплуатации, климатических и других факторов;
  • проведено исследование скорости коррозии шпунта причальных набережных;
  • предложены способы продления срока службы ГТС, проведения работ по реконструкции, повышения эксплуатационной надежности и безопасности.