Новости

12 сентября 2016

Одно из самых ценных достояний любой ус­пешной компании — ее кадры. Но чтобы сформировать этот главный актив предприятия, за­частую бывает недостаточно на­бора профессионалов «со сторо­ны». Обучение персонала, подго­товка квалифицированных специалистов и внедрение наставни­чества — работа кропотливая, долгая, но, как показывает мно­голетний опыт ПАО «Транс­нефть», очень эффективная. При этом кредо компании — формиро­вание кадрового потенциала для отрасли из жителей тех террито­рий, где проходит нефтяная ма­гистраль.

ООО «Транснефть — Дальний Восток» ведет перекачку углеводо­родного сырья по второй очереди магистрали «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО-2) на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона и российские нефтепере­рабатывающие заводы. В его со­ставе два районных нефте­проводных управления (РНУ) — «Дальнереченск» и «Белогорск». В зоне ответственности последнего сегодня находятся три нефтепере­качивающие станции (НПС), в штате каждой — порядка 85 чело­век. Но скоро здесь, как, впрочем, и в «Дальнереченске», появятся но­вые производственные площадки.

— В ближайшем будущем запла­нировано увеличение объемов транспортировки. Для этого в экс­плуатацию на нашем участке трас­сы ВСТО-2 введут еще четыре станции, а значит, потребуются новые кадры, — говорит начальник управления РНУ «Белогорск» Данир Ахмеров.

Когда ООО «Транснефть—Дальний Восток» только образовалось, около 70 процентов специалистов для работы на предприятии были приглашены из дочерних обществ компании «Транснефть». И это по­нятно: на Дальнем Востоке в то время не было ни нефтетранспорт­ной отрасли, ни специальностей для нее. Здесь никто и понятия не имел, что такое линейные трубо­проводчики или товарные опера­торы... Для новой сферы экономи­ки срочно потребовались новые люди — ответственные и грамот­ные профессионалы. Ведь нужно учитывать, что речь идет о техни­чески сложнейших объектах.

Прошло несколько лет, и сейчас ситуация в корне поменялась: три четверти работников — это мест­ные жители, ставшие квалифицированными специалистами «Транснефти». Обучение рабочего персонала и сотрудников среднего звена компания проводит в трех заведениях: Тюменском нефте­проводном профессиональном ли­цее, Томском промышленно-гума­нитарном колледже и Амурском многофункциональном центре профессиональных квалификаций в Белогорске. Последний стал ба­зой для подготовки специалистов из числа жителей Дальнего Восто­ка. После завершения учебы сту­денты сдают экзамены на профессиональный минимум и получают свидетельство о допуске к работе на предприятиях «Транснефти».

Порядка 500 специалистов в скором времени потребуется для работы и на трех новых нефтепере­качивающих станциях отвода от ВСТО до нефтеперерабатывающе­го завода Комсомольска-на-Амуре. «Транснефть» ведет работу по строительству отвода с начала года.

Работать здесь предстоит вах­товым методом, — уточняет замес­титель генерального директора предприятия по товарно-транспортным операциям Азамат Хабибуллин.— Понадобятся операторы станций, машинисты технологи­ческих установок, электромонте­ры по обслуживанию оборудова­ния. Чтобы их набрать, за несколь­ко месяцев до завершения строи­тельства в населенных пунктах, расположенных вблизи НПС (Литовко, Санболи, Болонь, Эльбан), начнется кампания по подбору персонала. Обучаться набранные работники будут за счет предпри­ятия по целевой программе.

Не меньше, чем квалифици­рованные рабочие, предпри­ятию нужны и инженерные спе­циалисты. Давние и тесные свя­зи у ООО «Транснефть — Даль­ний Восток» с высшими учебны­ми заведениями.

—Сегодня ведущие вузы Даль­невосточного федерального окру­га (Тихоокеанский государственный университет, Дальневосточ­ный федеральный университет (ДВФУ), Дальневосточный госу­дарственный университет путей сообщения) готовят кадры для на­шей сферы, — говорит начальник НПС №34 Георгий Корякин. — Я очень рад, когда студенты этих ву­зов, побывавшие у нас на практи­ке, потом к нам же и приходят ра­ботать.

Договор о сотрудничестве Дальневосточного федерального университета и компании «Транс­нефть» действует уже несколько лет. Благодаря этому партнерству преподаватели Инженерной шко­лы получают гранты, студенты ежегодно проходят практику на нефтегазовых объектах и пред­приятиях Дальнего Востока, а вы­пускники получают там престиж­ную работу. Именные стипендии лучшим студентам ДВФУ «Транс­нефть» вручает с 2014 года.

В этом году на производствен­ных площадках ООО «Транс­нефть — Дальний Восток» впер­вые прошли учебно-ознакоми­тельную практику первокурсни­ки федерального университета. Для студентов же третьих курсов практика давно стала традицион­ной — на объектах транспорта не­фти они выполняют индивиду­альные задания.

Кроме того, в системе образо­вания «Транснефти» скоро поя­вится новый этап, начальный — для самых юных. В нескольких школах региона откроются про­фильные классы.

Никакие стенды, модели и обу­чающее оборудование не заменят возможность лично увидеть высо­котехнологичные объекты и по­слушать комментарии специалис­тов. Недавно студенты Академи­ческого колледжа при Амурском государственном университете побывали с экскурсией на нефте­перекачивающей станции №27, которая расположена около села Екатеринославка, райцентра Ок­тябрьского района. Это профори­ентационное мероприятие про­шло в рамках договора о сотруд­ничестве между учебным заведе­нием и РНУ «Белогорск».

Ребята уже практически про­фессионально интересовались ав­томатикой на объекте, — расска­зывает начальник НПС №27 Вла­димир Самусенко. — Они спраши­вали и о потребляемой электро­энергии, и о производственных мощностях, и о социальных ас­пектах работы в «Транснефти».

Студенты и школьники — это наши потенциальные кадры. Мы помогаем им сориентироваться в выборе будущей профессии,—от- мечает заместитель директора РНУ «Белогорск» по общим воп­росам Павел Филиппов.

Но, как оказалось, посмотреть на объекты компании полезно не только студентам, но и профессо­рам.

К сожалению, преподава­тельскому составу пока не хвата­ет практического опыта, — объяс­няет Георгий Корякин.

И вот весной 2016 года на неф­теперекачивающей станции №41 трубопровода «Восточная Сибирь Тихий океан» побывала основ­ная часть профессорско-препода­вательского состава кафедры «Нефтегазовое дело и неф­техимия» Дальневосточного фе­дерального университета. Кстати, некоторые из приехавших не­сколько лет назад участвовали в выборе площадок для строительст­ва объектов магистрали ВСТО, а на НПС они прибыли впервые.

Такие посещения объектов должны быть чаще, —убежден за­ведующий кафедрой «Нефтегазо­вое дело и нефтехимия» ДВФУ Александр Гульков. — Мы наяву увидели самое современное обо­рудование, то, которое мы изуча­ем только теоретически. А еще поняли, что многое упускаем. Сей­час нужна более тесная связь ву­зовского образования и науки с реальным производством, с практикой.

Конкурсы профессионального мастерства стали в ООО «Транс­нефть — Дальний Восток» традиционными. Соревнования прохо­дят по несколько раз в году, на них встречаются лучшие рабочие раз­личных специальностей из Еврей­ской автономии, Хабаровского, Приморского краев и Амурской области.

Собирать на конкурс про­фессионалов стало уже доброй традицией, — отмечает Таяр Бектимиров, заместитель генераль­ного директора по управлению персоналом и общим вопросам ООО «Транснефть — Дальний Восток». — В этом году более по­ловины конкурсантов в состяза­ниях участвуют впервые. А это значит, что квалифицированных работников в нефтетранспорт­ной отечественной отрасли ста­новится с каждым годом все больше.

Мы все работаем на Даль­нем Востоке, и мне нравится, что можно оценивать професси­онализм друг друга, — говорит участник одного из конкурсов Александр Локайчук из Биро­биджана.

Конкурс—что экзамен: слеса­ри, сварщики и трубопроводчи­ки выполняют задания, указан­ные в билете. Каждому обычно предстоит пройти два этапа со­стязания — практический и тео­ретический. При этом вопросы билетов призваны выявить уро­вень подготовки специалистов не только в профессиональной сфе­ре, но и в области охраны труда, пожарной, промышленной и электробезопасности.

Слесарям по ремонту техно­логических установок могут предложить собрать ротор ма­гистрального насоса, электрогазосварщикам—сварить стыки ка­тушек из труб. Для проверки ка­чества сварки строгая комиссия применяет три вида контроля: визуальный, ультразвуковой и радиографический. Половина присуждаемых баллов зависит от соблюдения мер безопасности.

Часть заданий конкурсанты выполняют на заранее изготов­ленных стендах, имитирующих реальные производственные ус­ловия. Например, слесарь по кон­трольно-измерительным прибо­рам и автоматике находит и ста­рается устранить неисправности в системе управления. На прак­тическое задание отводится час. Как говорят участники состяза­ний, неполадки, которые им при­ходится исправлять, могут встре­титься и в ежедневной работе. Поэтому умение оперативно и без ошибок справляться с зада­нием —главный показатель про­фессионализма.

Хочется отметить, что уро­вень участников одинаково вы­сокий и определить сильнейшего обычно непросто, — говорит Ми­хаил Донской, заместитель глав­ного инженера ООО «Транснефть —Дальний Восток».

Кстати, победа в конкурсе профмастерства нередко пред­шествует карьерному росту. Так, лауреаты кроме денежных пре­мий получают прибавку к зар­плате. А некоторые победители даже переходят на инженерно­технические должности.

Источник: http://dalmn.transneft.ru/