Акустика

1. Общие положения

Образовательная программа (ОП) аспирантуры, реализуемая Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Дальневосточный федеральный университет» по специальности 1.3.7 Акустика представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом требований рынка труда на основе Федеральных государственных требований (ФГТ).

2. Нормативная база для разработки образовательной программы

Нормативную правовую базу разработки образовательной программы аспирантуры составляют:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. № 2122 «Об утверждении Положения о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)»;
  • Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20 октября 2021 г. № 951 «Об утверждении Федеральных государственных требований к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов)»;
  • нормативные документы Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки;
  • Устав ДВФУ в действующей редакции;
  • внутренние нормативные акты и документы ДВФУ.

3. Цели и задачи образовательной программы

Цель образовательной программы состоит в приобретении необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня компетенций и подготовки к защите научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук.

Задачи образовательной программы:

  • формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников в области рационального использования природных водных ресурсов для различных хозяйственных целей;
  • углубленная подготовка к профессиональной деятельности в сфере построения акустических систем, реализующих физические явления, связанные с учетом свойств среды распространения акустических волн, в том числе нелинейные взаимодействия;
  • приобретение навыка в решении профессиональных задач в области рационального использования природных водных ресурсов для различных хозяйственных целей в соответствии с видами профессиональной деятельности;
  • изучение общих закономерностей генерации, передачи, приема, регистрации и анализа колебаний и волн различной физической природы, и разных частотных диапазонов в различных средах и структурах, взаимодействие с веществом и волнами другой физической природы, способы и методы передачи и обработки сигналов, исследование акустических полей, а также их применением в фундаментальных и прикладных и инновационных исследованиях. Общность изучаемых радиофизических закономерностей излучения, распространения, взаимодействия и трансформации колебаний и волн в различных средах, в том числе в неоднородных, нелинейных и нестационарных, позволяет включить радиофизические методы как универсальное средство исследования окружающей среды и освоения ресурсов Мирового океана, земной коры и биологических объектов;
  • стимулирование потребности к саморазвитию и самосовершенствованию, дальнейшему приобретению общих и профессиональных знаний, выдвижению и продвижению новых конкурентоспособных идей, поиску решения нестандартных задач и новых методов решения традиционных задач.

4. Трудоемкость образовательной программы

Трудоемкость образовательной программы составляет 240 зачетных единиц.

5. Требования к результатам освоения образовательной программы

В рамках осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности аспирант получает необходимые знания в области акустики, волновых систем; навыки разработки новых электронных и электромеханических средств освоения ресурсов Мирового океана; планирования и организации многофакторного эксперимента в сфере акустики. А также способности к осуществлению преподавательской деятельности по реализации профессиональных образовательных программ в области передачи и приема акустических сигналов, излучения и распространения упругих колебаний и волн в различных средах и структурах.
В рамках освоения программы аспирантуры аспирант под руководством научного руководителя осуществляет научно-исследовательскую деятельность с целью подготовки диссертации к защите.

6. Специфические особенности образовательной программы

Специфика программы заключается в формировании у выпускников навыков сбора и систематизации данных, постановки научных экспериментов, организации и проведения научные исследования, обобщения и анализа полученных результатов, формулирования выводов и рекомендаций в выбранной области профессиональной деятельности. Поэтому образовательная программа нацелена на подготовку аспирантов для решения проблем, требующих применения фундаментальных и прикладных знаний в области физической акустики, радиоэлектроники, связи, передаче, приеме и обработке информации и различных цифровых и аналоговых сигналов.
Образовательный компонент программы включает дисциплины (модули), практику и промежуточную аттестацию по дисциплинам. Элективные дисциплины являются обязательными для освоения. Факультативные дисциплины являются необязательными для освоения аспирантом.
Научный компонент программы включает в себя научную деятельность аспиранта, направленную на подготовку диссертации на соискание ученой степени кандидата наук к защите: проведение исследований на базе научно-исследовательских и проектных организаций, постановка физического и численного экспериментов, анализ полученных результатов; участие в научных конференциях различного уровня; подготовка публикаций по основным научным результатам диссертации в рецензируемых научных изданиях.
Итоговая аттестация проводится в форме оценки диссертации на предмет ее соответствия требованиям, предъявляемым к кандидатским диссертациям на соискание ученой степени кандидата наук.