Морская доктрина Российской Федерации, утвержденная Указом №512 Президента Российской Федерации от 31 июля 2022 г. определяет стратегическими целями национальной морской политики развитие Российской Федерации как великой морской державы, интересы которой распространяются на весь Мировой океан, что требует создания современного, конкурентоспособного отечественного флота различного назначения. Указ Президента Российской Федерации от 20.07.2017 г. № 327 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года» определяет основными задачами в области строительства и развития Военно-морского флота создание качественно нового облика морских сил общего назначения, обеспечивающего одну из лидирующих позиций в мире.
Таким образом задачей приоритетного уровня требований к строящемуся флоту, которые обязаны быть приняты во внимание на всех стадиях проектирования и строительства судов и кораблей является строительство современного, конкурентоспособного флота нового поколения.
Несмотря на указанное, проблемой, требующей решения является строительство как отечественными верфями, так и зарубежными верфями для отечественных заказчиков судов по зарубежным морально устаревшим проектам, создающее основу деградации отечественной экономики. Таким образом разрушены иллюзия о создании современного российского флота с помощью зарубежных проектантов, так же как надежды на «невидимую руку рынка», которая обеспечит создание конкурентоспособного флота.
С целью выполнения требований документов стратегического планирования по строительству лидирующего российского флота путем выполнения исследований и разработки высокоэффективных, инновационных базовых проектов судов и кораблей различного назначения, существенно превосходящих российские и зарубежные аналоги на базе Департамента морской техники и транспорта Политехнического института в 2024 г. сформирован «Национально-исследовательский центр научно-технического обеспечения создания флагманского российского флота» (далее – Центр).
Директор НИЦ научно-технического обеспечения |
Адрес: о. Русский, Кампус ДВФУ, корп. С, |
Для выработки новых подходов, предложений и рекомендаций по нивелированию факторов, ограничивающих скорость однокорпусных водоизмещающих судов на волнении, Центр готов выполнять исследования, связанные с повышением мореходных качеств судов, в том числе арктического класса. Коллектив Центра проводит исследования по поиску решений, направленных на гармонизацию взаимодействия корпуса судна с волнами, позволяющих избавится от пиковых нагрузок в носу судна и, таким образом, качественно изменить распределение интенсивности волновой нагрузки на его корпус.
![]() |
![]() |
![]() |
Цель: разработка и передача в промышленность проектов судов и кораблей, превосходящих по экономической эффективности лучшие российские и зарубежные аналоги.
Задачи:
Проблемы:
![]() |
![]() |
Цели создания национального исследовательского центра научно-технической обеспечения создания флагманского российского флота:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
На базе вновь разработанного подхода к проектированию однокорпусных водоизмещающих судов, основанного на гармонизации взаимодействия с морской средой и инновационных запатентованных решений общей архитектуры судов и кораблей Центр готов выполнять комплексные исследования и предложить отечественным КБ, заказчикам и отечественным верфям базовые проекты судов, включая суда высоких ледовых категорий для Арктики, существенно превосходящие лучшие отечественные и зарубежные аналоги по показателям безопасности, экологичности, топливной эффективности, ходкости и другим мореходным и эксплуатационным качествам, в итоге обеспечивающие вызывающий рост экономических показателей судов - рост годовой прибыли до 50%.
Инновационные решения общей архитектуры судов и кораблей также являются способом обеспечения роста маржинальности, крупносерийной постройки и в целом обеспечения технологического лидерства судостроительных верфей, заинтересованных в сотрудничестве.
Основой разработанных Центром решений являются многолетние исследования общей архитектуры судов и внешних сил, действующих на суда в эксплуатации, выполнявшихся в университете с советских времен.
Примеры базовых проекты некоторых категорий судов и кораблей, повышенной эффективности, разработанных Центром, представлены ниже.
Транспортные суда и суда специального назначения с носовой оконечностью DolphinBow® повышенной безопасности, мореходности, экологичности с эффективностью выше аналогов до 50%
![]() |
![]() |
Оффшорные суда различного назначения
|
Транспортные рефрижераторы различных размерений
|
![]() |
![]() |
Суда типа «река-море» различных размерений и назначения |
![]() |
![]() |
Балкеры различного дедвейта
|
Контейнеровозы различной вместимости
|
Рыболовные суда различного назначения повышенной безопасности, мореходностии, экологичности с объемом суточной добычи, переработки и выпуска продукции в 2-5 раз выше аналогов
![]() |
![]() |
Малый траулер кормового траления (30,3х9,8 м) для прибрежного рыболовства с кормовым слипом с возможностью работы снюреводом с диаметром винта 3400 мм |
Краболов (55х13,2 м) для добычи и перевозки живого краба с объема танков RSW 750 м3 |
![]() |
![]() |
Краболов (53,8х13,0 м) для добычи краба и его переработки
|
Среднетоннажный траулер-процессор 63,95х5,45 м для добычи пелагических видов рыб для ДВ с объемом морозильного трюма 1420 куб. м и выпуском 150 т/сутки мороженной продукции |
![]() |
![]() |
Траулер-процессор 80х18м для добычи минтая (6 филетировочных линий BAADER), сельди, сардин-иваси и скумбрии с количеством коечных мест 140 |
Превосходящий известные мировые аналоги крупнотоннажный 95 м траулер-процессор для промысла минтая, сельди, сардин-иваси и скумбрии с объемом грузового трюма 6805 м3 и объемом выпуска мороженной продукции 600 т/сутки |
Проекты судов арктического ледового класса повышенной безопасности, ледопроходимости, повышенных мореходных и эксплуатационных качеств и экологичности с эффективностью выше аналогов до 70%
![]() |
![]() |
Многофункциональный спасатель ледового класса Arc8 с носовой оконечностью Orca Bow® Нос Касатки® | Универсальное судно твиндечного типа для арктического региона для перевозки тяжеловесных грузов (2х500 т + 80 т), контейнеров, насыпных грузов в бигбэгах дедвейтом ок. 14тыс. тонн (153,9х23,2 м) с ледовым классом Arc9 с носовой оконечностью DolphinBow®, на заднем ходу используемое как ледокол |
![]() |
![]() |
Арктический контейнеровоз ледового класса Arc7 с носовой оконечностью DolphinBow® (Нос дельфина) | Арктический танкер ледового класса Arc9 с носовой оконечностью Orca Bow® Нос Касатки® |