Тысячи собранных проб, новые данные и неутешительные выводы ученых — с таким результатом в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ) завершился первый этап реализации проекта по изучению влияния твердых частиц автомобильных выхлопов на экологию. Масштабное исследование проводится в ДВФУ при поддержке Российского научного фонда под руководством главного токсиколога Европы, президента Ассоциации европейских токсикологов — Eurotox Аристадиса Тсатсакиса (Греция).
Главной научной площадкой для работы ученых в Дальневосточном федеральном университете выступает научно-образовательный центр Инженерной школы ДВФУ «Нанотехнологии». В нем сформирована высококлассная и максимально полная приборная база для проведения прорывных исследований. Результаты первого этапа нашли отражение в 17 публикациях в ведущих международных научных журналах.
Как рассказал Аристадис Тсатсакис, за первый год реализации проекта удалось сформировать международную сеть ученых для получения и сравнения данных в нескольких крупных городах России, Италии, Португалии, Греции и Румынии. Собрано несколько тысяч проб твердых частиц выхлопов, которые содержат токсические вещества, сажу, различные металлы, редкоземельные элементы, в том числе в виде наночастиц. В лабораторных условиях ученые тщательно изучили их состав, свойства, а также реакции клеток и животных на эти вещества.
С российской стороны проект курирует заместитель директора Школы естественных наук, руководитель Научно-образовательного центра (НОЦ) «Нанотехнологии» Инженерной школы ДВФУ Кирилл Голохваст. По его словам, уже после первых исследований участники пришли к выводу, что новые автомобили представляют для экологии не меньшую опасность, чем устаревшие модели с большим пробегом и износом двигателя. Опыты на крысах подтвердили еще одно неутешительное предположение — углеродные нановолокна, которые в большом количестве содержатся в выхлопах, снижают поведенческие функции и познавательную активность.
«Конечно, ученые и раньше предполагали, что автомобильные выхлопы негативно влияют на экологию и здоровье, но для принятия кардинальных решений в области регулирования норм загрязнения необходимо веское научное обоснование. Такое комплексное исследование мы проводим первыми, — пояснил Аристадис Тсатсакис. — Только изучив проблему с разных стороны и зафиксировав эти результаты, Eurotox сможет обратиться к государственным органам европейских стран с предложением скорректировать действующее законодательство. Возможно, именно наши данные лягут в основу нового стандарта топлива Евро-7».
Большое исследование рассчитано на три года. На втором этапе ученые более тщательно изучат механизмы токсического влияния наночастиц на культуры разных типов живых клеток и животных. Также участники проекта намерены расширить проблемное поле исследования и собрать пробы с мотоциклов — Кирилл Голохваст отмечает: это особенно актуально для азиатских городов, где преобладает мототранспорт. На третьем этапе планируется перейти к изучению иммунных реакций человека.
Анна Леонтьева