Вестник
Инженерной школы
Дальневосточного федерального университета
ISSN 2227-6858

Судовые энергетические установки
Статья: поступила: 20.07.2020; рецензия: 17.08.2020; принята: 09.09.2020; финансирование: Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского.
DOI: http://www.dx.doi.org/10.24866/2227-6858/2020-4-5
УДК 621.43.013:629.3

Г.П. Кича, Н.С. Молоков, А.В. Надежкин

КИЧА ГЕННАДИЙ ПЕТРОВИЧ – д.т.н., профессор, заведующий кафедрой (автор, ответственный за переписку),
SPIN: 2469-6099, ORCID: 0000-0001-8298-9956,
ResearcherID: W-2855-2017, ScopusID: 7801430889, kicha@msun.ru
МОЛОКОВ НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ – аспирант, SPIN: 8121-6450,
nikolaimolokov2014@mail.ru
НАДЕЖКИН АНДРЕЙ ВЕНИАМИНОВИЧ – д.т.н., профессор,
SPIN: 7051-7899, ResearcherID: V-8426-2017, nadezkin@msun.ru
Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского
Владивосток, Россия

Выбор индекса производительности центробежного сепаратора
для комбинированных маслоочистительных комплексов
судовых тронковых дизелей

Аннотация: Показана перспективность комбинированной очистки моторного масла в судовых тронковых дизелях с использованием саморегенерирующихся фильтров и сепараторов. Этот метод очистки особенно эффективен для форсированных высокоавтоматизированных двигателей с низким угаром масла, работающих на высоковязких остаточных топливах. Обосновывается важность надежной защиты подшипников двигателя от абразивного изнашивания полнопоточным фильтрованием масла. Центробежный сепаратор, работающий по байпасной схеме, эффективно удаляет из системы смазки мелкодисперсную фазу нерастворимых загрязнений, что обеспечивает функционирование и повышает автономность саморегенерирующегося фильтра, а также замедляет старение смазочного масла. Доказывается необходимость подбора сепаратора по удельному индексу производительности, обеспечивающему ресурсосберегающее маслоиспользование в системе «дизель–топливо–масло–очистка». Новизна экспериментального моделирования эффективности этой системы состоит в оценке с помощью лабораторной моторной установки трибологических показателей отработавшего в судовом дизеле смазочного масла, отражающих взаимодействие звеньев рассматриваемой системы, и установлении их связи с изнашиванием двигателя. Эффективность системы идентифицирована по критерию изнашивания дизеля, что позволяет использовать ее расчетно-экспериментальную модель для определения параметров центробежного сепаратора – с тем, чтобы он удовлетворял требованиям рассматриваемых взаимодействующих звеньев. Модель трансформирована в выражение для расчета удельного, приходящегося на единицу мощности двигателя индекса производительности сепаратора, обеспечивающего минимальное изнашивание двигателя, бессменную работу смазочного масла и автономный срок службы саморегенерирующегося фильтра не менее 3 тыс. ч. Полученные рекомендации по подбору сепаратора в системе смазки двигателя с полной реализацией достоинств автоматизированной тонкой очистки моторного масла комбинированием фильтрования и центрифугирования применимы для судовых дизелей средней и повышенной частоты вращения мощностью до 20 тыс. кВт.

Ключевые слова: ресурсосберегающее маслоиспользование, саморегенерирующийся фильтр, центробежный сепаратор, изнашивание дизеля, комбинированная очистка масла, смазочная система, индекс производительности сепаратора, оптимизация сепарирования масла


Скачать статью в формате PDF