Образовательные программы бакалавриата и специалитета

Каждый год абитуриенты разыскивают студентов 1-х и старших курсов тех направлений и специальностей, которые им интересны. Ребятам кажется, что только те, кто прямо сейчас учится, дадут адекватную, содержательную и конструктивную обратную связь о содержании образования. Проще говоря, не приукрасят и расскажут, чему и как учат на самом деле.

Загвоздка в том, что содержание и форматы меняются. Реальность первокурсников 2017 отличается от реальности первокурсников 2016. Обе эти реальности, как вы уже догадались, имеют мало общего с тем, что ждет первокурсников 2018 года.

Чем конкретно отличаются образовательные программы 2018 года от предыдущих?

Учебные планы (далее – УП) – это основа образовательной программы. Когда покупаете смартфон или ноутбук, то смотрите начинку: какая скорость процессора, сколько оперативки, какое разрешение у экрана, сколько пикселей в камере, какие режимы съемки и т.д. Выбираете полезную еду – обращаете внимание на состав б/ж/у и калорийность. Хотите посмотреть фильм или приобрести книгу – читаете аннотацию.

УП – это начинка, состав, содержание того, чему вы будете учиться, поступив на образовательную программу.

До сих пор УП представляли собой трудночитаемый перечень дисциплин.

Из него вы узнавали названия изучаемых дисциплин, количество часов, которое длится каждая из них, зачетных единиц. УП давал общее представление, что вас ждет после зачисления: когда и чего нужно прослушать на лекциях, что подготовить и защитить на семинарах, какие ожидают зачеты и экзамены на сессии. Вроде и так сойдет, правда?

Штука в том, что дисциплины выстраиваются вокруг усвоения материала, тогда как модули отвечают за формирование у вас компетенций. Дисциплины – про “пройти программу”. Модули – научиться кое-чему полезному, например, получать результат, продукт, находить способы и средства решать задачи множеством способов.

В 2018 году мы целиком обновили структуру УП так, чтобы они состояли из модулей. Тем самым вы открываете доступ к свежим и востребованным сейчас и завтра знаниям и методикам развития профессиональных компетенций.

Промежуточная аттестация вместо сессии

Модули длятся разное количество часов: одни идут две недели, другие – несколько месяцев или даже целый учебный год. На последнем занятии преподаватель аттестует студентов. Таким образом, традиционной сессии, во время которой принимаются и сдаются зачеты и экзамены, в ДВФУ не будет.

Когда студент не проходит аттестацию по одному модулю, он приобретает одну академическую задолженность. По всем модулям – много задолженностей. На каждую задолженность студентам даются две попытки, чтобы пересдать и получить аттестацию. Причем обе пересдачи принимаются комиссией, а не одним преподавателем. Студенты с задолженностью лишаются семестровой государственной академической стипендии.

Студента отчислят, если им не пройдена первичная аттестация и провалены обе пересдачи хотя бы по одному модулю.

Мы разработали УП на основе образовательных стандартов ДВФУ, ориентируясь на Федеральный государственный образовательный стандарт поколения 3++ (ФГОС 3++). Это самая актуальная версия предписывающего документа. Такой подход развязывает нам руки. Мы совершенствуем учебный процесс и обновляем программы, учитывая федеральные требования к развитию универсальных компетенций: коммуникации, системное мышление. Акцентируемся на требованиях рынка труда, отраслевых партнеров и консорциумов производителей, а не только на пожеланиях преподавателей ДВФУ.

Образовательные стандарты – это здорово, потому что помогают нам стать образованными. Мы – хотим большего. Мы хотим, чтобы вы стали востребованными профессионалами благодаря образовательным программ ДВФУ.

Вряд ли вам важны оценки сами по себе. Вы хотите быстро и без лишних проблем устроиться в такие компании, где сможете реализовать свой творческий и личностный потенциал, и ежегодно расти не только в должностях и зарплате, но и мастерстве.

Чтобы вы развивались полноценно, УП учитывают требования профессиональных стандартов, определяемых Министерством труда РФ.

Мы не оставили в стороне и отраслевые российские и международные стандарты.

Результаты обучения мы с вами измерим не только тестами, но и реальными профессиональными задачами, которые попадаются на собеседованиях в серьезные компании.

Содержание УП не зависит от представлений некоего уважаемого преподавателя N.N. о том, как следует учить, например, инженеров. Это крупнейший в отрасли завод составил и предъявил базовые требования к тем, кого он возьмет на работу.

Содержание 20% УП вы можете определить самостоятельно.

При этом УП любой образовательной программы бакалавриата гарантирует вам:

  • Минимум один модуль – три ЗЕТ* – от ведущего университета России или мира: НИУ ВШЭ, МГУ имени М. В. Ломоносова, МФТИ (ФизТех), Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого и другие.

Обучаясь в ДВФУ, вы получаете доступ к образовательному контенту других университетов и сможете получать перезачеты.

* ЗЕТ – зачетные единицы трудоемкости – единица измерения трудоемкости учебной работы студентов и преподавателей. 1 ЗЕТ эквивалентен 36 академическим часам. Следовательно, три ЗЕТ = 108 академических часов.

Суммарная трудоемкость образовательной программа бакалавриата на очной форме составляет 240 ЗЕТ, т.е. 4 годам обучения.

  • Минимум один модуль по сквозным технологиям.
  • Минимум один модуль изучения иностранного языка или модули, реализуемые на иностранном языке для вашей интеграции в международное образовательное пространство.
  • Большой выбор факультативов для параллельного изучения дисциплин, не входящих в УП вашей образовательной программы.
  • Обязательный для всех обучающихся модуль «Проектная деятельность» – три ЗЕТ в год.

Выпускники вузов сталкивались с парадоксом: где взять опыт работы, если на работу не берут без опыта работы?

В большинстве случаев парадокс разрешался подработками во время обучения за счет гибкого графика. Те, кто позаботился о рабочем месте заранее и заключил договор о целевом обучении, испытывали чуть меньше проблем.

Можете ли вы учиться очно, не на целевом, и в то же время получать такой опыт работы, который работодатели сочтут адекватным, чтобы принять вас на нормальную должность?

Включившись на 1-ом курсе в проектную работу, да, можете.

Проекты – это задачи и вызовы, предлагаемые вам компаниями, предприятиями и ведомствами, входящими в партнерскую сеть ДВФУ.

В начале учебного года ДВФУ проводит ярмарку проектов. Студенты выбирают, в какой проект войти. Руководитель каждого проекта заранее определяет, какие роли (исполнители) нужны для прогресса, например: дизайнер, конструктор, программист. Выбирая проект, студент заранее понимает, какие профессиональные компетенции формируются в зависимости от роли.

Роли, которые они будут исполнять в ходе работы, не навязываются и не назначаются кем-то извне. Студенческая проектная команда живет и работает по принципу самоорганизации и самоопределения, опираясь на особенности, способности, сильные и слабые стороны участников.

С 2018 года в ДВФУ нет ни одной образовательной программы, УП которой не включал бы модуль «Проектная деятельность».

Студенты получают доступ в коворкинги, к оборудованию и материалам лабораторий, центров ДВФУ и партнеров. Центр проектной деятельности поддерживает мотивацию команд. Там находят заказчиков, соратников, оборудование и полезные мероприятия по темам проектов. Базовая инфраструктура для всех желающих - там.

УП предусматривает проектные семинары, на которых команды из разных проектов обмениваются опытом. Такие встречи обеспечивают междисциплинарность, развивают дивергентное – творческое, объемное, всестороннее – мышление. В результате команды приходят к неожиданным решениям.

Все УП содержат минимум один онлайн-курс: в одних он будет конкретный обязательный, в других - на выбор. Они необходимы, потому что мастерство и профессионализм не получаются сами собой в результате прямохождения даже в университетском кампусе. Нужно работать. В аудитории, в коворкинге, библиотеке, кафе, после университета. Работы по-настоящему много, и делать ее можно в разных форматах. Онлайн - самый удобный формат изучения многих модулей и дисциплин.

Сам по себе опыт онлайн-обучения критически важен для поколения Z* России. Мы поможем сделать первый шаги на неизвестной территории. Онлайн-курсы - это самое свежее содержание из уст экспертов. Благодаря им вы включитесь в профессиональный и научно-технологический фронтир вне зависимости от того, в какой точке земного шара находитесь. Лишь бы ловила Сеть.

* Поколение Z – ребята, которые родились в период с 1995 по 2012 гг.

Сдав встроенный экзамен/тест и получив сертификат, подтверждающий успешное освоение онлайн-курса, вы получите перезачет по нему в своем реальном учебном плане.

Руководитель образовательной программы, РОП, анализирует предложения онлайн-курсов единого окна Министерства образования и науки (приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в России») и других источников. Выбирает те, что действительно повысят качество и добавят актуальности вашему образованию.

Первое, что здесь важно усвоить, лекции будут. Просто мы смещаем акцент в сторону практики. Помимо проектной деятельности, развивать практические навыки вы сможете благодаря WorldSkills (WS).

WS – международное некоммерческое движения по повышению стандартов подготовки кадров. В России официальным оператором движения выступает Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». Сокращенно – WSR от WorldSkills Russia.

Каким образом движение повышает стандарты подготовки кадров? Проводя чемпионаты между студентами одного и разных университетов страны, между студентами и профессионалами отрасли. Они соревнуются в профессиональном мастерстве.

ДВФУ – ассоциированный партнер WSR. Поэтому студенты могут пройти международную сертификацию по компетенциям WS.

Такие сертификаты, как и сертификаты победителя или призера чемпионатов WS, воспринимаются работодателями серьезнее оценок «отлично» в дипломе.

Дополнительно ДВФУ проводит специальные контрольные мероприятия, например, демонстрационные экзамены по стандартам WS. Никаких билетов, шпаргалок и списываний. Только вы, задача и необходимые набор инструментов для ее решения. Если вы научились, значит, справитесь. Такой экзамен максимально приближен к настоящей рабочей обстановке, куда так стремятся выпускники.

Программа поддержки талантливых студентов Academic Excellence and Honors Education – это 20 образовательных грантов ДВФУ, на которые смогут претендовать первокурсники, поступившие в 2018 году со средним баллом 90+*.

* сумма баллов, поделенная на количество ЕГЭ/ВИ, без учета индивидуальных достижений.

Грант позволит студенту выстроить уникальный учебный план, включающий стажировки, практики и доступ к экспертам и образовательным курсам ведущих российских и мировых университетов. Обладателя гранта курирует персональный тьютор.

Первокурсникам со средним баллом 75+ доступны широкая линейка образовательных траекторий и специальные меры поддержки академической мобильности в мировых научных центрах и университетах.

На гранты могут претендовать студенты бюджетной и платной основ обучения.

Высокомотивированных ребят мы поддержим в их стремлении создать собственную технологическую компанию и защитить ВКР** в формате “Диплом как Стартап”***.

** выпускная квалификационная работа, т.н. диплом

*** в ДВФУ вы можете защищать собственный стартап: продукт, сервис, бизнес, которые вы лично (или с командой) придумали с нуля и подтвердили, что проект поддерживает один из институтов развития (Сколково, АСИ, РВК, etc) или Фондом (Рыбаков Фонд, программа СТАРТ, etc).

Вместе с вами ДВФУ приумножает интеллектуальный, творческий и профессиональный потенциал Дальнего Востока. Мы обогащаем образовательное пространство для вас, а не для галочки.

До скорой встречи, первокурсники ДВФУ!

Команда Дальневосточного федерального университета

Сообщество "Абитуриенты ДВФУ"

8 800 555 0 888