Экология и природопользование

Название образовательной
программы

Экология и природопользование


ФИО руководителя образовательной
программы (РОП)

Галышева Юлия Александровна

Должность и структурное
подразделение РОП

к.б.н. , доцент , зав. кафедрой экологии

Контактный номер телефона РОП

galysheva.yua@dvfu.ru

8 914 653 65 57

Форма обучения

Очная

Основной язык программы

Русский

Языки, обязательные для изучения
в рамках ОП

Английский

Школа

Школа естественных наук


Кафедра

Кластер биологических кафедр

Перечень ЕГЭ / ВИ

География, математика (профильный уровень), русский язык

Перечень направлений подготовки,
реализуемых в рамках ОП

05.03.06 Экология и природопользование

Стоимость обучения на 2019/20 учебный год (тыс. руб.)

210

Преимущества / особенности образовательной программы

  1. Программу реализуют высококлассные специалисты - известные в России и за рубежом профессоры и доценты-экологи

  2. Программа включает передовые достижения дальневосточных ученых в области экологии

  3. Вы на практике изучите природные ресурсы дальневосточной тайги и дальневосточных морей России

  4. Пройдете практику на производствах

  5. Научитесь управляться с оборудованием в уникальном парке аналитического оборудования и собственной морской биологической станции – МБС «Заповедное», расположенной в экологической зоне в условиях богатейшего биологического разнообразия природных систем

Краткое описание ОП

Вы разберетесь в функционировании природных, антропогенных, природно- антропогенных систем. Освоите профессиональные компетенции, чтобы оценивать, управлять и моделировать процессы взаимодействия организмов с окружающей средой. Научитесь контролировать и нормировать качества окружающей среды, применяя современные компьютерные и аналитические методы в экологических исследованиях и природопользовании.


Вы сможете работать с природными, антропогенными, природно-хозяйственными, эколого-экономическими, производственными, социальными, общественными,территориальными системами и структурами на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях. Где устроиться: в государственном планировании, контроле, мониторинге экспертизы экологических составляющих всех форм хозяйственной деятельности или в области образования, просвещения и сохранения здоровья населения, контроля демографических процессов и реализации  программы устойчивого развития на всех уровнях - решать вам.


Ключевые дисциплины и модули

Методы экологических исследований

Региональные экологические проблмы

Экологический мониторинг

Экологическая экспертиза

Экология растений,

Популяционная экология и экология животных

Экология человека

Техногенные системы и экологический риск

Экологическая токсикология

Социальная экология

Антропогенные экосистемы

Биоиндикация и биотестирование

Оценка биоразнообразия

Экологический практикум по оценке качества среды

Изучаемые технологии,
инструменты и программное
обеспечение

Методы сбора и фиксации зоологических и ботанических проб, создания коллекций и препаратов

Методы исследования сред жизни

Технологии сбора и анализа проб воды, воздуха и почвы

Навыки работы с микроскопической техникой

Технология экспертно-аналитической работы

Технология биотестирования и биоиндикации

Методы культивирования организмов-биотестов

Экспресс-методы оценки качества окружающей среды

Химико-экологические методы

Технологии микробиологической оценки качества среды

Биоценотические методы исследования

Правила работы в химико-аналитической лаборатории

Полевые методы исследования

Навыки экспедиционной работы

Компьютерный анализ микроскопичкеских видеоизображений

Компьютерный анализ данных в пакетах статистических программ

ГИС-технологии и технологии картирования экологических данных

Современные методы агрегации, хранения и автоматизированной обработки информации,

Инструменты наукометрии

Навыки технического и литературного редактирования научных и научно-технических текстов

Навыки устной и письменной презентации собственного исследования

Технологии ораторского искусства

Партнеры и эксперты

Научные институты и центры Российской Академии наук: совместные научные исследования и разработки в области биологии, экологии и почвоведения.

ТИНРО-Центр: экспедиции и работа в лабораториях.


Национальный парк «Земля леопарда»: акции на территории парка, установка фотоловушек, идентификация фото.


Сихотэ-Алинский биосферный заповедник: исследовательский российско-итальянский проект по определению эмиссии парниковых газов в лесных массивах.


Приморский водоканал: экскурсии, отбор материала с очистных сооружений.


Центр «Амурский Тигр»: совместное строительство экологических троп на территории заповедников.


Преображенская база тралового флота: проект «Биотехнопарк».


Спецморнефтепорт «Козьмино»: экскурсии и выездные лекции.


Приморский «Сафари-Парк»: наблюдения за амурскими тиграми и другими животными.


«Приморская региональная общественная организация «Центр реабилитации и реинтродукции тигров и других редких животных» (ПРОО «Центр

«Тигр»): уход за дикими животными, изучение поведения, исследования здоровья диких обитателей тайги тигра, леопарда, медведей.


Приморский океанариум: сможете работать экскурсоводами или заняться волонтерством. Обучитесь экспозициям, сможете ухаживать за обитателями.


Музей-контактный зоопарк «Дом бабочек»: подработка экскурсоводами.


Общество сохранения дикой природы (WCS): стажировка, аспирантская работа.

Тематики проектной деятельности
вОП

  1. Биоиндикация, биотестирование и биомониторинг экосистем

  2. Исследование состава и структуры природных систем и их сообществ

  3. Экологическая экспертиза и аудит деятельности природопользователей

  4. Продуктивность лесных ценозов юга Дальнего Востока, экологические функции леса и лесопользование

  5. Качество жизни и антропогенные экосистемы

  6. Экологическое образование и просвещение

Тематика ВКР прошлых лет

  1. Современное состояние и моделирование динамики численности мигрирующих популяций таёжной овсянки Ocyris tristrami (Swinhoe, 1870) на юге Приморского края по данным индивидуального мечения

  2. Численность амурского тигра на территории Национального парка «Анюйский»

  3. Сезонные изменения и пространственное распределение фотосинтетических пигментов в донных осадках бухты Средняя (залив Восток)

  4. Влияние цинка в ионной и наноформе на раннее развитие плоского морского ежа Scaphechinus mirabilis

  5. Тяжелые металлы в водорослях б. Рудной

  6. Оценка экологического ущерба от деятельности предприятия ООО ЭКОСЕРВИС-ДВ

  7. Оценка уровня загрязнения и токсичности донных осадков залива Восток

  8. Микробиологическая индикация качества поверхностных

Набор компетенций выпускника

Вы научитесь и сможете

  • интегрироваться в научное, образовательное, экономическое, политическое и культурное пространство России и АТР

  • проявлять инициативу и принимать ответственные решения, осознавая ответственность за результаты своей профессиональной деятельности

  • использовать современные методы и технологии в работе

  • самоорганизовываться и повышать квалификацию

  • владеть общеэкологическими представлениями о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды

  • разбираться в природопользовании и ее экономике, устойчивом развитии, оценивать воздействия на окружающую среду. Понимать правовые основ природопользования и охраны окружающей среды

  • проводить экологический мониторинг техногенных систем и экологического риска. Нормировать и снижать загрязнений

  • разрабатывать и применять технологии рационального природопользования и охраны окружающей среды

  • строить прогнозы техногенного воздействия

  • знать законодательные нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения ресурсопользования, в заповедном деле и уметь применять их

  • отбирать пробы и проводить химико-аналитический анализ вредных выбросов

  • проводить геохимические исследования, обработку, анализ и синтез производственной, полевой и лабораторной экологической информации

  • составлять экологические и техногенные карты

  • формировать базы данных загрязнения окружающей среды

  • выявлять источники, виды и масштабы техногенного воздействия

  • готовить документацию для экологической экспертизы, инженерно- экологических исследований для ОВОС разных видов хозяйственной деятельности

  • понимать, как живые системы адаптируются к факторам среды на генном, внутриклеточном (структурном и биохимическом), внутриорганизменном (органы и ткани), популяционном (показатели рождаемости, смертности миграционные процессы, возрастная и половая структура, наследственность), биоценотическом (видовое богатство и разнообразие, показатели обилия и выравненности биоценозов, биоразнообразие им устойчивость), экосистемном, биосферном уровнях.

Трудоустройство и
востребованность профессии

  • ТОИ ДВО РАН, техник, научный сотрудник
  • ДВФУ, аспиранты, доценты, заведующий кафедрой
  • Приморский океанариум национального центра морской биологии ДВО РАН, тренер дельфинов, экскурсовод, научный сотрудник
  • Гарвардский университет (США), профессор
  • Приморское Управление охраны окружающей среды и природопользования Ростехнадзор – старший инспектор
  • Приморрыбвод – начальник отдела
  • Институт защиты леса – специалист
  • НП «Земля леопарда» - специалист
  • Отдел инспекций радиационной безопасности, эколог природопользователь
  • ТИНРО-центр,  научный сотрудник, заведующий лабораторией
  • Евро-азиатский лицей ДВФУ, учитель биологии
  • Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды ПК, государственный инспектор.