Core education: студенты ДВФУ освоят дисциплину «Экономическое и правовое мышление»

20 сентября 2016

Дмитрий КОТКОВ [текст]

С сентября 2016 года в ДВФУ началась реализация новой образовательной модели подготовки бакалавров. Образовательный модуль Core education (базовый модуль) — это система, при которой студенты первого и второго курсов университета должны будут освоить 12 дисциплин, направленных на формирование универсальных компетенций, широко востребованных как на международном, так и на российском рынке труда.

— К задачам предмета относится не изложение экономической теории и правоведения, а критическое обсуждение ряда актуальных тем, — подчеркивает курс-лидер дисциплины — директор Школы экономики и менеджмента (ШЭМ), доктор экономических наук Елена Гаффорова. — Это обсуждение призвано ввести студентов в экономическую и правовую науки в неформальном ключе, дать им представление о предмете науки, об открытых вопросах, стоящих перед разными людьми. Я уверена в том, что изучать этот предмет будет очень полезно всем студентам, независимо от того, в какой Школе и на какой специальности они учатся.

Отметим, что в ШЭМ этот курс уже преподается, в остальных Школах он начнется с весеннего семестра. Первую половину осеннего семестра студенты будут изучать модуль «Экономическое мышление», а со второй части семестра они приступят к «Правовому мышлению».


О том, как организовано обучение, читателям газеты «Остров.ру» рассказывают ключевые эксперты двух образовательных модулей. За «Экономическое мышление» отвечает старший преподаватель факультета экономических наук Высшей школы экономики (г. Москва) Данил Фёдоровых, за «Правовое мышление» — заместитель директора по стратегическому развитию Юридической школы ДВФУ, кандидат юридических наук Роман Дремлюга.

Как работает экономика?

— Расскажите о том, как для вас прошли первые лекции и о ваших впечатлениях от старта преподавания этого курса?

— Для Школы экономики и менеджмента блок экономического мышления читается в формате короткого курса, — рассказывает Данил Фёдоровых. — Важно, что лекции проводятся в интерактивном формате, то есть студенты сами приходят к ответам на некоторые вопросы, спорят друг с другом, что помогает лучшему усвоению материала.

Студенты Школы экономики и менеджмента — очень достойная аудитория, ведут себя хорошо, внимательно слушают, активно отвечают на вопросы, по глазам видно, что им интересно. В рамках моего модуля они знакомятся основными проблемами и вопросами, которые есть в экономической науке.


Однако нужно понимать, что на большинство важных вопросов однозначных ответов нет. В случае с ШЭМ студенты для себя поймут, какие области экономики им наиболее интересны для дальнейшего изучения и какие дисциплины они будут изучать на более серьезном уровне. Студентам других Школ этот предмет расскажет, что из себя в целом представляет экономическая наука и научатся лучше разбираться, что происходит в российской и мировой экономике.

— Какие темы предстоит изучать студентам других Школ в рамках вашего модуля?

— Начнем мы с того, что вообще такое экономическая наука, экономическая модель. Далее перейдем к рыночной тематике: разберемся в понятиях эффективности, рыночной экономики и то, как это работает. Затронем тему обмена как способа увеличения благосостояния, рассмотрим международную торговлю.

Другая важная тематика связана с функционированием государства. Мы разберем, что входит в поле его деятельности, изучим экономические институты. Далее более подробно остановимся на изучении тем экономического развития, роста, структурных изменений, предпринимательства и инновациях.

В завершении модуля поговорим о междисциплинарности экономики и ее связи с другими дисциплинами.


— Благодаря каким образовательным технологиям можно не просто познакомить студентов с основными определениями в области экономики, а научить их понимать и размышлять в экономическом ключе?

— Помимо традиционных форм обучения, лекций и практических занятий будем также использовать игровые формы обучения. Уточню, что теория игр является одной из тем курса. В процессе обучения будет использоваться система «Blackboard», организовываться групповая работа, но и конечно важна самостоятельная работа студентов.

— А что подразумевает самостоятельная работа?

— Например, это эссе по проблемным вопросам. В качестве вариантов тем для написания можно сформулировать следующие: «Почему одни страны живут богато, а другие бедно?», «Что будет, когда закончится нефть?», «Какие экономические реформы нужны современной России?». Задача состоит в том, чтобы студенты попытались, используя полученные знания, поразмышлять, сформулировать свои мысли, привести аргументы по актуальным экономическим вопросам.

Вторая форма такой работы — это доклады на семинарах. В рамках подготовки студенты будут самостоятельно знакомиться с источниками, текстами, научно-популярными материалами авторства известных экономистов, в том числе и практической направленности. Хочу подчеркнуть, что посещение лекций поможет качественно сделать доклад, сформировать понимание важных вопросов.

— Расскажите подробнее, как будут проводиться семинары?

— Студенты будут делать доклады. На каждом занятии будет заслушано по два выступления, работа будет групповой, студенты будут выполнять ее в парах. Делая доклад, студент должен не просто пересказать источник, а критически его проанализировать, остановившись на неоднозначных вопросах.

После доклада предполагается обсуждение как самого доклада, так и источника, поэтому студенты должны быть знакомы с разными точками зрения по проблемным вопросам и уметь формулировать свои выводы.

— Как все будет оцениваться?

— Оценка по экономическому блоку будет складываться из оценки за эссе и оценки за доклад. Доклад предполагается один за семестр. Можно получить бонус за активное участие в обсуждении чужих докладов. На одном семинаре заслушивается два доклада. По форме это две команды по два человека, 15 минут доклад, 30 минут обсуждение.

— Каковы критерии оценки?

— Она будет зависеть от того, насколько при написании эссе и подготовке доклада студент приблизился к пониманию того, как работает экономика. В эссе студент должен ознакомиться с различными точками зрения по своей теме, проанализировать их и сформулировать свою, а при докладе кроме этого, он должен заинтересовать своих слушателей качественным выступлением и вызвать дискуссию.

Всеобщее право

— Правовой блок, как и экономический, будет очень полезен для студентов всех специальностей, — подчеркивает Роман Дремлюга. — Дело в том, что право можно рассматривать и как регулятор общественных отношений, и как инструмент достижения цели защиты своих интересов. Право практически везде, его можно считать неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, так как с ним связаны все сферы жизни.

Модуль «Правовое мышление» имеет практическую направленность и реализует три важнейшие задачи. Первая — научить студента не бояться права, правовых институтов. Вторая — помочь разобраться, что же такое право, как оно работает. Ну и третья, пожалуй, самая главная задача — дать студентам импульс к тому, чтобы они начали пользоваться правовыми инструментами и средствами защиты своих прав.

Наш курс подразумевает развитие базовых компетенций. Основной акцент делается на формировании критического мышления, развития навыков критической оценки текстов нормативно-правовых актов. К сожалению, многие боятся права, очень часто в народе используется выражение «сталкиваемся с законом». Мы же должны научить студентов отойти от этих стереотипов и научить их пользоваться нормативно-правовыми актами в свою пользу, отличать квалифицированную юридическую помощь от неквалифицированной помощи.


— Как будет организовано обучение?

— Будут проводиться лекции и семинары, использоваться массовые онлайн-курсы, написание эссе не предполагается. Будет организована очень интересная игра «Судебный процесс». Этот уникальный формат поможет не только дать знания, но и развить у студентов коммуникативные навыки, ораторские способности. Я уверен, играпрактика – это очень действенная форма. Мне бы хотелось, чтобы студенты освоили, как работает право и у них бы появился интерес к дальнейшему самостоятельному изучению правовой тематики. Желаю студентам, чтобы их интерес к получению знаний в области права только возрос после завершения модуля.

Сколько зачетов?

— По дисциплине «Экономическое и правовое мышление» предполагается зачет, — отмечает Елена Гаффорова. — Но поскольку моделей два, он будет складываться из двух составляющих: зачета по модулю «Экономическое мышление» и зачета по модулю «Правовое мышление».

Просто получить зачет нельзя, его надо заработать. И если студент не работает, то шансов сдать нет. Я желаю всем первокурсникам серьезно настроиться на учебу, качественно выполнять все задания, не стесняться задавать вопросы преподавателям, участвовать в дискуссиях на практических занятиях не ради бонуса к оценке, а для того, чтобы получить опыт обсуждения сложных вопросов, и тем самым более полно освоить курс.

Важно, чтобы по итогу студенты не только смогли заработать зачет, но и развить свои способности к самоорганизации и самообразованию, эффективно применять основы экономических и правовых знаний в любых делах, ведь эти знания очень пригодятся в жизни!