Директор департамента образования края прокомментировал новый федеральный закон

9 января 2013

«Остров.ру» — ИА «Дейта»

В канун Нового года Совет Федерации единогласно поддержал новый закон об образовании. Как отметил министр образования Дмитрий Ливанов, документ поможет усовершенствовать систему. «Закон не только сохраняет в полном объеме все государственные гарантии граждан в сфере образования, которые существуют на сегодняшний момент, но и создает новые возможности для реализации каждым человеком в России своего права на образование», — подчеркнул министр. Он убежден, что после принятия доступность образования будет серьезно повышена.

Ситуацию с принятием нового закона об образовании, вызвавшего серьезный общественный резонанс, прокомментировал директор Департамента образования и науки Приморского края Александр ЗУБРИЦКИЙ.

— Закон претерпел множество поправок, было внесено большое количество изменений, я расцениваю этот факт как положительный. Была попытка, которая, я считаю, удалась — редакцию и нормы этого закона согласовать с экспертным сообществом. Многие замечания, поправки, пожелания рабочей группы, которая занималась законом, авторы закона хотели реализовать, поэтому было такое большое количество поправок. Вы, наверное, знаете, что этот закон объединил несколько законов — ранее существовал закон о профессиональном образовании и закон об образовании. Сегодня необходимо создавать единое образовательное пространство, чтобы у нас отдельно не существовало общее образование, профессиональное и дошкольное. Этот закон закрепляет все в едином образовательном поле. Сегодня необходимо стремиться к тому, чтобы была связка: детский сад — начальная школа, школа — колледж, вуз — базовый партнер. Это очень правильная, интересная модель, которая позволяет ученикам готовиться к своей будущей специальности, своей будущей жизни, готовиться к поступлению, постигать те науки, которые помогут ему получить ту специальность, которая востребована в экономике региона. Такая модельная профильная ситуация у нас есть в Арсеньеве. При этом есть школы гуманитарные, есть школы с инженерным направлением, есть школы естественнонаучного профиля. Дети в этом моногороде с инженерным менталитетом заранее готовятся и поступают на специальности, которые в экономике края востребованы — в первую очередь, инженерные. Новый закон такие возможности предоставит.

В новом законе получил отражение очень важный вопрос — социальный статус учителя. Установлена нижняя планка заработной платы. Сейчас реализуются несколько указов президента, направленных на повышение социального статуса и зарплаты педагога. Впервые узаконена норма о том, что у учителя не может быть заработная плата ниже средней по экономике в регионе — это позитивный, правильный момент.

Сегодня закон устанавливает возможность права выбора у родителей, у детей, у пользователей услуги получить то образование, которое они хотят — будь это государственное бесплатное, как например дошкольное, либо это образование, которое может предоставить негосударственное учреждение. У нас в Приморье, к примеру, всего лишь 14 негосударственных образовательных учреждений общего образования — школ, такое же количество негосударственных официально зарегистрированных учреждений дошкольного образования — это неправильно. Мы проводили соцопрос, и около 20% населения, пусть эта цифра не покажется вам маленькой, заинтересованы, чтобы их дети получали образование в негосударственных образовательных учреждениях. Новый закон эту возможность им предоставляет. Кроме закона об образовании до 2020 года действует государственная программа развития образования. Эти два важных документа объединены, связаны между собой, взаимодействуют. Будет продолжена модернизация образования, которая идет в Приморском крае уже второй год подряд и показывает определенные результаты. У меня отношение к закону позитивное. Если говорить о негативных моментах, связанных с неприятием данного закона отдельной категорией граждан — я отслеживаю эту ситуацию. Я в тех требованиях, замечаниях и высказываниях против этого закона конкретных, убедительных моментов не увидел. В основном это общие слова, общие фразы и высказывания. Я не скажу, что неприятие закона охватывает десятки тысяч или сотни тысяч человек: у нас во Владивостоке несколько сотен человек высказались против этого закона. Да, было открытое письмо в интернете филологов Московского государственного университета имени Ломоносова, но пока доводы и аргументы меня не убедили. В любом случае это хорошо, надо принимать эти позиции, это мнение, работать с ними, убеждать. Но кроме общих слов, что все пропало и что разрушено образование, я больше ничего убедительного для себя не увидел.

Мировые рейтинги системы образования показывают, что наши дети по разным предметам находятся в первой десятке: по физике, химии, чтению, математике. Наши дети традиционно выигрывают олимпиады по математике, информатике, физике. У меня дочь окончила обычную школу № 79 на Угольной, я считаю, что ей дали очень хорошее образование, она поступила, сейчас с удовольствием и радостью учится в ДВФУ по специальности «реклама и связи с общественностью». Я бываю в школах, я общаюсь с детьми, с учителями, и у меня такого впечатления, что закон этот плох, нет, тем более что я человек новый — я погружаюсь в эту проблему с апреля месяца. Не потому, что я чиновник и должен защищать эту сферу, но у меня нет такого понимания, что у нас все плохо в образовании.

Сегодня рекомендованы и действуют федеральные образовательные стандарты в начальной школе и так далее. Вместе с тем, сегодня обучающие программы утверждает школа в установленном порядке, ответственность за эти программы так же несет школа. Школа вправе, ориентируясь на федеральные государственные образовательные стандарты, выбирать свой путь, что, кстати, и показывает модельная методика, представленная в Арсеньеве. Там школы пошли по пути, необходимому для выпускников, для поступления в вузы, для работодателя. Профильные школы, которые выбрали для себя направление или гуманитарное или естественнонаучное. Там также есть школа с патриотической направленностью, и там акцент делается на физкультуру, на историю. Я бы не сказал, что школы в своем выборе «зашорены», либо что у них есть четкие границы. Они ориентируются на федеральные государственные образовательные стандарты, но решение они принимают абсолютно самостоятельно и они имеют большой простор для мысли на самом деле. Если школа является автономным или бюджетным учреждением, она может еще дальше пойти, у нее еще больше возможностей, как допустим 1-я гимназия, технический лицей во Владивостоке, 24-я школа в Уссурийске или 10-я школа в Арсеньеве. Они могут принимать на работу психологов, ведь сегодня в школах нет этих специалистов. В школах достаточно слабая ситуация, связанная с выбором учебным заведением своего пути. Большинство школ края — это казенные учреждения, которые имеют границы в своих действиях, не умеют зарабатывать деньги и не могут достойно, целенаправленно заниматься внебюджетной деятельностью. Они не могут заниматься той внебюджетной деятельностью, которая действительно востребована родителями, которая не мешает учебному процессу и не нервирует родителей, то есть она должна быть согласована с ними. Это не переход полностью на внебюджетные рельсы, а та деятельность, которая необходима. Допустим, некоторым родителям хотелось бы, чтобы их ребенок дополнительно занимался за отдельную плату вне рамок учебного процесса. В принятых указах президента сказано, что более 30% средств на повышение заработной платы учителя мы должны найти из внебюджетных источников. В других субъектах в рамках общего образования школы активны и успешны в этой деятельности. У нас тоже есть хороший опыт в Уссурийском городском округе. От школ, от их директоров, от наблюдательных советов, от коллектива очень многое зависит. Другое дело, что есть проблема в том, что есть большой кадровый дефицит первых лиц руководителей школ. Их необходимо обучать, показывать им каким должен быть современный управленец в образовании, поддерживаемый коллективом, свои действия он согласовывает с экспертным сообществом, с тем же родителями. Мы для этого директоров крупных базовых школ направляем на учебу в Москву, Санкт-Петербург, Казань, даже в Китайскую народную республику, там есть очень хороший приграничный педагогический университет, — рассказал Александр Зубрицкий.

В случае подписания президентом, закон вступит в силу с 1 сентября 2013 года. Напомним, закон «Об образовании в РФ» заменит два действующих базовых закона: «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятые еще в прошлом веке. В документе прописаны нормы образования всех уровней — от дошкольного до послевузовского. Зафиксирована норма о русском языке обучения с возможностью перехода на язык национальных республик. Обязательность школьной формы отнесена на усмотрение администрации школ, кроме того, сельские школы будет нельзя закрывать без учета мнения жителей. ЕГЭ останется и не подвергнется никаким изменениям. Предусмотрены льготы на оплату ЖКХ для сельских педагогов, а если их стаж больше 10 лет, эти льготы сохранятся и после выхода на пенсию. Вводится обязательная зарплатная планка — учителя не могут получать меньше средней зарплаты по региону. Также в документе сказано, что стоимость пребывания ребенка в детском саду устанавливает муниципалитет.