«Инновационный туризм» — уникальная образовательная программа ДВФУ

20 мая 2016

Остров.ру

20 мая, Владивосток, газета «Остров.ру». В ДВФУ действует магистерская образовательная программа с интригующим названием — «Инновационный туризм: теория и практика». О том, чем она интересна для абитуриентов и полезна для профессионалов, мы узнали на кафедре сервиса и туризма Школы экономики и менеджмента ДВФУ.

— В современном мире экономическая ситуация меняется быстро и зачастую непредсказуемо, — говорит профессор кафедры сервиса и туризма ДВФУ, руководитель магистерских образовательных программ ШЭМ Александр Косолапов. — Кто мог предугадать, что события 2015 года кардинально изменят туристические потоки в России, а обычный козел из села Шкотово сделает из местного зоопарка достопримечательность общероссийского масштаба? Поэтому туристический бизнес должен умело применять  инновационные подходы, повышая качество туристских услуг и получая при этом максимально возможную прибыль.   

Как объяснил профессор, инновационный туризм — это туризм XXI века, использующий современные техники маркетинга, менеджмента, телекоммуникаций, психологии и основанный на передовых практиках. Он подразумевает принципиально новые подходы к проектированию туров и во многом – индивидуальный подход к туристу. Примеры таких туристических услуг могут быть самые разные и неожиданные. Так, за рубежом существуют виртуальные туры для маломобильных людей, вместо которых путешествует гид с веб-камерой и по просьбе туриста-заказчика посещает те или иные места. В итоге маломобильный человек становится туристом и получает возможность чужими глазами видеть мир. Разработка новых туров с оригинальными программами, отвечающими ожиданиям туристов, предоставление туристических услуг, основанных на мировом опыте сервисного обслуживания, производство сувенирной продукции, не просто закрепляющей впечатления туриста от места его пребывания, но и побуждающей к повторному посещению — все это тоже инновации в сфере туризма.


Название программы «Инновационный туризм» — не просто яркая вывеска. В первом семестре магистранты изучают общешкольные дисциплины – «Методологию научных исследований», «Эконометрику», слушают лекции на английском языке («Финансовый менеджмент», «Бизнес-статистика»). Курс лекций «Маркетинг в туризме и гостеприимстве» читал иностранный лектор по программе Visiting professors. В числе специальных дисциплин — «Прогнозирование и планирование туристской деятельности», «Инновации в туризме и гостеприимстве», «Кросскультурный менеджмент», «Устойчивый туризм и мониторинг туристских территорий». Как отмечают преподаватели, уже на первом курсе магистранты приобретают навыки статистического мышления, макро– и микроэкономического анализа сложных явлений современного общества.

Обучение инновационному туризму — само по себе инновация. Как отметил профессор, в российском образовании ШЭМ ДВФУ — один из первых разработчиков такой программы. И она сразу вызвала интерес у абитуриентов. Сейчас на первом курсе учатся 21 магистрант, среди них пятеро – сирийцы, а также представители Украины, Белоруссии, Таджикистана и разных регионов России.

— О ДВФУ и о программе «Инновационный туризм» я узнала из Интернета, когда искала возможности для продолжения образования, — говорит магистрантка ШЭМ Парвина Шербекова. — Решила поступить в ДВФУ, потому что на его сайте была очень ярко и привлекательно показана жизнь университета, и еще я много слышала о Владивостоке из СМИ. Здесь замечательные условия для студентов. Обучение проходит очень информативно. Занятия ведут не только преподаватели ДВФУ, но и иностранцы. Слушая их лекции, я улучшила свой английский. Сейчас я пишу курсовую работу о зарубежном опыте развития островных территорий применительно к  туристскому потенциалу Русского острова.

Не только аудиторные занятия, но и совместная творческая работа магистрантов и преподавателей помогает в учебе. В апреле в ШЭМ прошел межвузовский, межшкольный и даже международный круглый стол о современных тенденциях в культурно-познавательном туризме России и зарубежных стран. Студенты из Китая, Вьетнама, Средней Азии и даже Конго представляли свои страны в форме сценических презентаций и докладов. Получилась своеобразная и увлекательная практическая работа по поиску брэндов и акцентов туристической привлекательности различных регионов мира.


На занятиях по программе "Инновационный туризм" в Школе экономики и менеджмента ДВФУ

Обучение магистрантов по программе «Инновационный туризм» ДВФУ происходит с учетом новейших тенденций туристской сферы. Уже сейчас они пишут свои курсовые и учебно-научные работы на основе кластерного подхода к развитию туризма, который недавно был принят на правительственном уровне. Этот подход подразумевает целенаправленное развитие конкретных территорий, имеющих особую привлекательность для туристов.

На основе кластерного подхода магистранты занимаются изучением туристского потенциала Русского острова – разрабатывают проекты освоения бухт острова, велосипедные туры по острову, экскурсии по объектам Владивостокской крепости. Одна из наиболее интересных тем — «Зонирование территории юга Приморского края с точки зрения перспектив рекреационно-туристского и хозяйственного использования», разрабатывается магистрантом ДВФУ Русланом Борисовым.  Есть у Школы и готовые инновационные туристские продукты – это тур на хребет Береговой (Владивосток, в районе бухты Шамора) и автомобильный тур «Россия – КНР – Монголия», разработанный по заказу одной из крупных туристских фирм региона.

— Известные события последнего времени привели к тому, что туристская инфраструктура в России оживает. У нее есть проблемы, но это проблемы роста, — отмечает Александр Косолапов. — В перспективе ближайших нескольких лет ситуация в российском туризме будет развиваться волнообразно. Спокойного развития не будет. Поэтому уже сейчас свой бизнес нужно вести с применением инновационных подходов. Это поможет ему стать более мобильным и гибким и избегать критических рисков.

Напомним, что в этом году Школа экономики и менеджмента ДВФУ предлагает для выпускников четыре программы бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Туризм» и «Гостиничное дело», а также разнообразные образовательные программы в сфере экономики, управления и финансов.