В ДВФУ провели исследование уровня удовлетворенности студентов и преподавателей

13 мая 2016

Остров.ру

13 мая, Владивосток, газета «Остров.ру». Центр маркетинга ДВФУ провел масштабное исследование уровня удовлетворенности студентов и преподавателей в 2015 году. Заказчиком выступила Служба проректора по персоналу.

При проведении исследования ставились две основные цели: во-первых, изучить вопрос удовлетворенности студентов качеством образовательных и других услуг, предоставляемых ДВФУ; во-вторых, узнать мнение профессорско-преподавательского состава (ППС) об условиях работы в университете. По результатам проведенной работы был рассчитан сводный индекс удовлетворенности различными аспектами деятельности ДВФУ, который у студентов составил 81,89 %, у ППС — 79,78 %.

Портрет студента ДВФУ

Опрос студентов проводился с 26 октября по 20 ноября 2015 года. За это время очно и частично онлайн было опрошено 1927 человек, что составило 15,6 % от числа всех студентов-очников бакалавриата и специалитета с 1-го по 4-й курс.

Перед изучением ответов был составлен портрет студента ДВФУ. Это первокурсница, обучающаяся на «бюджете» и живущая в кампусе университета. Всего студенток в ДВФУ 63,3 %, парней-первокурсников — 33,2 %, второй и третий курсы составляют 24 и 23,8 %, четверокурсников —19 %. На бюджетной основе учатся 73,2 % студентов-очников. 52,4 % живут в гостиничных номерах кампуса, 13,5 % — в общежитиях на материке, 34,1 % — в собственной или съемной квартире.

Портрет студента ДВФУ.JPG

73,5 % опрошенных студентов высоко оценивают ДВФУ (это на 4 % выше показателей 2014 года). Также в среднем на 4,02 балла (из 5 возможных) оценивается качество образования в университете. При этом первокурсники дают более высокую оценку качеству образования (4,34 балла), а четверокурсники — более низкую (3,72). Некоторые нарекания вызывают бытовые вопросы: условиями проживания в общежитиях недовольны 44 % активных и 34 % пассивных критиков. При этом в целом бытовыми условиями довольны 69,2 % студентов. Материально-техническим обеспечением учебного процесса удовлетворены 77,2 % участвовавших в опросе (+5,4 % от показателей 2014 года).

Мнение преподавателей

Опрос профессорско-преподавательского состава проводился с 6 по 27 ноября 2015 года. За это время очно и частично онлайн было опрошено 460 человек, что составило 27,1 % от числа штатных преподавателей ДВФУ.

Перед изучением ответов был составлен портрет преподавателя ДВФУ. Это кандидат наук от 30 до 40 лет, занимающий должность доцента и имеющий педагогический стаж работы в вузе от 5 до 15 лет. Согласно полученным данным, в ДВФУ работают 14,6 % преподавателей в возрасте до 30 лет, 29,6 % — от 30 до 40 лет. Преподавателей от 41 года до 50 лет в ДВФУ 17,9 %, от 51 до 60 — 18,6 %. Преподавателей от 60 лет в университете 19,3 %. Кандидатов наук в ДВФУ — 56,4 %, докторов — 9,9 %. Не имеют ученой степени 33,7 % преподавателей. Должность доцента занимают 48,6% ППС, на втором месте старшие преподаватели — 24,7 %. Далее следуют профессора (15,4 %) и ассистенты (11,3 %). Педагогический стаж до года имеют 3,2 % ППС, от 2 до 4 лет — 10,5 %, от 5 до 10 лет — 21,6 %, от 11 до 15 — 21 %, от 16 лет до 21 года —12,1 %, от 21 до 30 — 16 %. Более 30 лет стажа имеют 15,6 % преподавателей.

Портрет преподавателя ДВФУ.JPG

72 % опрошенных в целом довольны своей работой в ДВФУ. При этом многих не устраивает неравномерное распределение учебной нагрузки (52,2 % опрошенных) и недостаточное финансирование исследований (32,2 %). Это называется в числе основных факторов, мешающих успешной научно-исследовательской работе. Организацией учебного и рабочего процессов довольны 71 % опрошенных. Материально-техническим обеспечением рабочего процесса довольны 69,8 % участвовавших в опросе (рост 6,4 % от показателей 2014 года), социально-бытовыми условиями — 67,6 %.

Предварительные выводы

Как отмечают заказчики исследования в Службе проректора по персоналу, полученные данные позволили выявить локальные и системные отклонения в отдельных аспектах работы ДВФУ. В результате был сформирован план корректирующих действий для улучшения работы вуза.

Мария Афонина, проректор по персоналу ДВФУ


— В ДВФУ я работаю с марта 2016 года, поэтому первоначально исследование заказывала Служба проректора по стратегическому развитию. Меня приятно удивило, что исследования уровня удовлетворенности студентов и сотрудников проводятся в университете на регулярной основе, с 2013 года. На мой взгляд, работа с этими данными — базовая составляющая диагностики здоровья организации.

Однако при этом хочу отметить, что последние 10 лет ведущие компании, которые стремятся стать лучшими работодателями, занимаются не столько исследованиями удовлетворенности сотрудников, сколько изучают вовлеченность персонала. В этот показатель входит как уровень удовлетворенности, так и такие показатели, как лояльность (готовность рекомендовать друзьям и знакомым организацию в качестве работодателя) и собственно сама вовлеченность — готовность сотрудников прикладывать дополнительные усилия для реализации стратегии организации. Вовлеченность, в отличие от удовлетворенности, напрямую связана с производительностью труда. Так, американские исследователи отмечают, что один невовлеченный сотрудник наносит ущерб организации в среднем на 10 000 долларов в год. Мы намерены начать исследование вовлеченности уже с осени этого года.

Но давайте вернемся к исследованию, которое проходило в 2015 году. Был выявлен ряд критичных факторов, которым нам предстоит уделить внимание в 2016 году. Мы планируем создать рабочие группы, состоящие из представителей служб проректоров и Школ с целью проработать наиболее критичные факторы и наметить ряд мероприятий, которые помогут нам выработать решения, устраивающие всех и существенным образом меняющие ситуацию к лучшему. Как только этот план появится, он будет вынесен на ректорат, и после этого мы обязательно расскажем о нем в университетских СМИ. Затем на регулярной основе, раз в квартал, мы будем мониторить выполнение ответственными подразделениями этого плана с освещением результатов в СМИ.

Что касается критичных факторов, которые были выявлены в ходе исследования, то одним из них оказалась заработная плата. Сразу хочу оговориться, что, как правило, во всех компаниях сотрудники выражают недовольство заработной платой в большей или меньшей степени. Опять же исследования показывают, что зачастую неудовлетворенность зарплатой связана не непосредственно с ее размером, а с тем, что сотрудники не понимают структуру з/пл и не видят, как они могут повлиять на увеличение ее размера. Мы планируем посвятить этой теме отдельную рубрику в университетских СМИ (внутренний портал), сделать эту информацию максимально доступной и прозрачной. Надеемся, что часть вопросов будет снята в результате этих мероприятий. Также, как ни парадоксально это прозвучит, часто деньги являются уровнем признания заслуг сотрудника. Если в организации нет традиции или культуры публичного выражения признательности, то работник хочет видеть подтверждение своей значимости в денежном эквиваленте. Исследования компании Gallup показывают, что в организациях, где развита культура выражения благодарности сотрудникам (обратная связь с руководителями, доски почета, конкурсы на звание «Лучший сотрудник»), на вопрос анкеты «Довольны ли вы размером заработной платы?» люди в четыре раза чаще говорят «Да», по сравнению с компаниями, где такая практика не развита.

В настоящее время мы совместно с Департаментом имиджевой политики обсуждаем внутреннюю коммуникационную стратегию, куда обязательно войдут вопросы, связанные с выявлением и награждением лучших сотрудников ДВФУ. Эта практика должна стать неотъемлемой частью новой корпоративной культуры университета.