В Научную библиотеку ДВФУ — за информационной грамотностью

14 июня 2013

Информационная компетентность — одна из основных составляющих модели специалиста, востребованного обществом XXI века. Об информационно-образовательных технологиях в Научной библиотеке ДВФУ как основе формирования специалиста рассказывает главный методист НБ ДВФУ Наталья ШАМИНА.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БАЗИС

Современные образовательные технологии, как основа качественной подготовки специалистов, немыслимы без информационных систем, которые успешно внедряются в учебно-воспитательный процесс в Дальневосточном федеральном университете.

Научная библиотека ДВФУ традиционно наполняет образовательный процесс университета содержанием и является информационным центром для всех студентов, преподавателей и аспирантов. На сегодняшний день в ней насчитывается более двух млн единиц хранения, которые расположены на единой кафедре выдачи учебной, научной и художественной литературы, в специализированных читальных залах.

Научная библиотека ДВФУ уникальна по сравнению с аналогичными: она — единственная в Дальневосточном регионе обладает автоматизированной библиотечной системой Virtua корпорации VTLS, которая интегрирована во все процессы и позволяет осуществлять информационное обеспечение учебной, научной и профессиональной деятельности.

Студентам предоставляются услуги электронного каталога, который является надежным средством навигации в море учебной и научной информации и осуществляет быстрый доступ как локальным, так и удаленным пользователям НБ ДВФУ; виртуального читального зала диссертаций Российской государственной библиотеки; информационных ресурсов русскоязычных и зарубежных полнотекстовых баз данных удаленного доступа; мультимедийных терминалов в читальных залах библиотеки. Последние — современны, комфортны для самостоятельной учебной и научной работы, что в совокупности с компьютерными классами и медиатекой послужило основанием для внедрения современных образовательных технологий.

ЭКОЦЕНТР

Учитывая такие приоритетные направления развития ДВФУ, как информационные технологии и экологическая безопасность, творческий коллектив сотрудников Научной библиотеки разработал проект создания и развития Центра экологической информации на базе читального зала естественных наук. Приоритетное направление деятельности Центра — предоставление когнитивной экологической информации, формирование общекультурных знаний с помощью сотрудников НБ, преподавателей ДВФУ, ученых из ДВО РАН и других исследовательских организаций в виде оригинальных занятий, творческих встреч, «экологических гостиных» в Центре «ЭкоИнфо», а также организации самостоятельной учебной деятельности студентов.

На практике работа Центра вылилась в формирование умений и навыков поиска, отбора, сопоставления и креативного применения необходимой информации, расширяющей программные рамки информационного поля студентов Школы естественных наук.

В продуктивную копилку деятельности Центра уже можно отнести проведение оригинальных занятий на его базе. В их структуру входит обучение студентов поиску тематической информации в электронном каталоге, полнотекстовых и библиографических базах данных удаленного доступа. Кроме того, проводится дополнительное формирование информационного фонда (на традиционных и электронных носителях) по экологической тематике. В рамках его деятельности создается мотивация к изучению проблем экологии. Проводятся встречи с учеными ДВО РАН и преподавателями ДВФУ, устраиваются диспуты по проблемам экологии, викторины и фотовыставки. Также проводится обучение пользователей работе с базами данных по экологической направленности.

ВАРЬИРОВАТЬ КОНТЕНТЫ

Информационные технологии позволяют существенно менять структуру занятия, творчески варьировать их содержание и даже вносить элементы учебного соревнования. На таких занятиях, как «ЭКО-портрет», «Что могут экологи?», «Зарождение Земли» и других, посредством поиска информации в разных источниках студенты насыщают учебные задания программной и дополнительной информацией, а это формирует интерес к будущей профессии, прививает навыки самостоятельного принятия решений на основе научных данных.

Нетрадиционные лекции, семинары на базе читального зала естественных наук проводили д. г-м. н., заслуженный эколог РФ, главный научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, профессор Борис Владимирович Преображенский; д. б. н., зав. кафедрой общей экологии АЭМББТ, профессор ДВФУ Надежда Константиновна Христофорова; к. б. н., заслуженный эколог России, старший научный сотрудник Института биологии моря ДВО РАН Дмитрий Иванович Вышкварцев; д. г. н., зав. кафедрой географии стран АТР, профессор ДВФУ, член-корреспондент РАЕН Петр Федорович Бровко и другие известные ученые.

Также продуктивно сложились творческие связи сотрудников читального зала периодических изданий с преподавателями Школы педагогики ДВФУ, которые проводят нестандартные занятия по различным программным темам.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

В 2013 учебном году впервые была опробована и получила высокий рейтинг у студентов и преподавателей Школы гуманитарных наук информационно-образовательная технология «Библиотечный квест». Интеллектуальную игру по поиску заданной преподавателем учебной информации со студентами-историками проводили сразу в нескольких читальных залах, используя традиционные и электронные ресурсы Научной библиотеки. Студенты были поражены ее информационными возможностями и стали постоянными пользователями этих ресурсов.

Помимо читальных залов при формировании информационных компетенций студентов в НБ ДВФУ используются компьютерные классы, медиатека, зал каталогов, где большую и значимую работу проводят сотрудники Информационно-библиографического отдела Научной библиотеки и отдела Электронной библиотеки. В 2013 учебном году они провели занятия в 20 учебных группах, обучили по индивидуальным запросам 641 человек, помогли подготовить учебно-информационные тематические материалы свыше 20 тыс. студентам, разработали и провели информационные тренинги по использованию электронных ресурсов НБ ДВФУ с 364 аспирантами и преподавателями, провели 16 Дней дипломника, три Дня специалиста, 10 Дней кафедр, где сформировали навыки работы по удаленным базам данных и библиографическому оформлению учебной и научной информации. Результат такой деятельности — увеличение количества обращений студентов и аспирантов ДВФУ к различным информационным базам данных.

Научная библиотека ДВФУ предоставляет возможность для индивидуального обучения через сформированную информационную среду и различные формы работы со студентами. Во внеаудиторное время многие из них продолжают самостоятельно совершенствоваться в информационных технологиях. Например, студентам Школы региональных и международных исследований в читальном зале литературы стран АТР предлагается отрабатывать навыки работы с электронным каталогом и массивом учебно-научной информации удаленных баз данных по направлениям «Страноведение» и «Языкознание». Со студентами-китаеведами был проведен «Библиотечный квест». В читальном зале периодической печати студенты формируют умение работать с журнальными и газетными статьями, компетенции поиска и управления научной, профессиональной информацией. В Информационно-библиографическом отделе нарабатывают навыки самостоятельного отбора и структурирования учебной информации, оформления различных документов в соответствии с библиографическими стандартами.

Научная библиотека ДВФУ обладает технологическими, информационными, интеллектуальными и организационными ресурсами, которые позволяют применять эффективные информационно-библиотечные технологии на качественно новом уровне, формировать успешных специалистов — выпускников ДВФУ — как профессионалов, владеющих навыками самостоятельного поиска необходимой информации, и тем самым вносить свой вклад в устойчивое развитие университета и знаниевую экономику Дальневосточного региона.