«Попрошу не выражаться»: преподаватель ДВФУ знает все о русском мате

30 сентября 2014

Максим БАРЫЛЕНКО [текст и фото]

Владивосток, 30 сентября, газета «Остров.ру». В ДВФУ прошла открытая лекция профессора кафедры журналистики и издательского бизнеса, доктора филологических наук Олега Копытова, посвященная русскому мату. В прошлом Олег Николаевич преподавал в нескольких крупных хабаровских вузах, работал внештатным корреспондентом российских и зарубежных СМИ, выпустил десять книг, написанных в жанре публицистики и художественной прозы. С нового учебного года Олег Копытов преподает в Школе гуманитарных наук ДВФУ.

Наш корреспондент записал самые интересные моменты лекции для наших читателей.

Почему мат не теряет актуальности?

Бранная лексика существует в большинстве языков мира и во всех языках индоевропейской группы языков. И в романской, и в славянской подгруппе эти слова запрещены к публичному употреблению. Борются с обсценной (от лат. obscenus — распутный, безнравственный) лексикой как с помощью законов, так и активной государственной пропаганды. При этом не утихают споры об этом языковом явлении.

Общественная дискуссия вокруг допустимости употребления бранных слов в России стала наиболее актуальной с середины 80-х годов XX века. Одним из главных аргументов защитников мата был тезис о том, что матерщина — способ излечения от закостенелости советского искусства. До сих пор приводятся многочисленные ссылки как на классиков литературы, так и на современных писателей и журналистов, которые активно использовали бранную лексику в своих произведениях.

Два мифа

Самый известный миф о русском мате — о его совершенстве по сравнению с матерными словами в других языках. В действительности наиболее богаты на бранные выражения норвежский и венгерский языки из-за их ранней истории. С территории современной Норвегии свои набеги совершали воинственные викинги, а нынешняя Венгрия — родина не менее беспощадных гуннов во главе с Атиллой. Поскольку мат — квинтэссенция речевой агрессии, нет ничего удивительного в том, что именно в этих языках сохранился столь богатый пласт бранных слов и выражений. При этом венгерский — родственник чувашскому (они относятся к уральской группе языков). Однако у чувашей не нашлось своего Атиллы, следовательно, и матерная лексика там почти не развивалась.

Второй крайне популярный миф о русском мате — о его татаро-монгольском происхождении. На самом деле эти слова существовали до монгольского нашествия и имеют праиндоевропейские корни.

Самое известное матерное выражение

В популярном словосочетании с упоминанием действия с матерью собеседника пропущено одно слово — субъект действия. Филолог Борис Успенский пришел к выводу, что первое слово этого выражения — Пёс. В данном случае речь идет о космическом Псе — извечном противнике Бога-громовержца, хтоническом существе (т.е. связанном с царством мертвых), символе нечистоты и зла. А мать — не буквально мать собеседника, а Мать — Сыра́ Земля, матерь всех живых существ, священная для каждого славянина.

Также у Пса есть и другое, более древнее праиндоевропейское значение. Там он более конкретен. Около 4000 лет назад псами называли молодых воинов, которые еще не прошли обряда инициации и, соответственно, еще не имели права называться мужчинами. Сражались они худшим оружием или даже и вовсе без него, воевали далеко от дома и не имели права на зачатие ребенка. В некотором смысле другие не считали их полноценными людьми. Кстати, в русском и польском остались выражения, связанные с этими древними праиндоевропейскими корнями. В русском это пес смердящий, у поляков — пся крэв (psia krew, psiajucha) — пёсья кровь.

Зачем наши предки матерились?

— Наиболее востребован мат был во время войны, — считает Олег Копытов. — Поле брани, соответственно, нужно понимать в первую очередь буквально — как место, где бранятся. В некотором смысле мат выполнял чисто утилитарную функцию — лишить врага человеческих качеств. Как заставить вчерашних друзей и товарищей калечить и убивать друг друга? (Напомним, междоусобицы на Руси длились несколько столетий.) Начать поливать бранными словами и выражениями. Отключить в себе разум и все человеческое. Крайнее выражение речевой агрессии осталось у матерных слов и в современном русском, но, конечно, не в таком большом объеме.

Матерщина также выполняла сакральные функции — была частью сельскохозяйственных ритуалов. Прежде чем засеять поля, нужно было символически оплодотворить Мать — Сыру Землю.

С приходом христианства на Русь бранная лексика статус не изменила. Поскольку она была связана с агрессией и излишней сексуальностью, маты попали под самые жестокие запреты. Действовали не с помощью законов, а на основании христианских канонов. Конечно, в обиходе матерились и элита, и простолюдины. Но произнося матерное слово, они четко осознавали, что нарушают серьезный этический кодекс, т.е. грешат.

И даже великие

К обсценной лексике действительно обращались многие известные писатели. Литературоведы нашли мат у Пушкина, Белинского, Достоевского, Чехова, Брюсова, Толстого (после Крымской войны, по наблюдениям Тургенева, тот стал материться гораздо чаще). Известны, по меньшей мере, три ранних поэмы Лермонтова, полностью основанные на мате. Это «Гошпиталь», «Петергоф» и «Уланша». Активно использовали мат в своих произведениях и советские писатели: Солженицын, Довлатов, Алешковский, Аксенов, а из ныне живущих — Эдуард Лимонов, Владимир Сорокин, Виктор Пелевин.

90-е — пик публичного использования мата. Мэры, политики, депутаты, журналисты — матерились все. Некоторые ученые даже предпринимали попытки защищать мат с академических позиций. Однако часто оказывалось, что речами многих из этих людей двигал обычный дешевый популизм. Его плоды в культуре, экономике, политике мы можем наблюдать до сих пор.

Многие сторонники мата очень любят ссылаться на некоторые произведения Пушкина. Однако, по мнению Олега Копытова, забывают при этом, что его творческий гений возник не одномоментно, а прошел трудный путь ошибок, парадоксов, обманов и соблазнов, которых у гениев в разы больше. Свои произведения с матерной лексикой Пушкин написал в довольно молодом возрасте (17–18 лет). Это не тот Пушкин, которого мы знаем по школьным хрестоматиям и учебникам. Пока что это либерал, человек, который бросается во все наслаждения мира, революционер, который ведет донжуанский список, входит в масонские ложи, ругает начальство только за то, что оно начальство, берет уроки научного атеизма у заезжих французов. Пока что это не православный прихожанин, примерный семьянин, не философ с державными взглядами, которого мы обычно представляем, когда говорим о «нашем всё». Зрелый гений Пушкина и бранные произведения несовместимы.

Так стоит ли выражаться?

Ученые называют частое повседневное употребление мата серьезной патологией, которая свидетельствует о больших психологических проблемах.

· Представители южнорусской школы психологии и лингвопсихологии, ссылаясь на Фрейда, говорят о возможной крайней сексуальной озабоченности.

· Конформистский подстраивающийся мат характерен для личностей, которые опущены на социальное дно или чувствуют себя таковыми. В обиходе про таких говорят: «Он матерится, как извозчик/сапожник/пэтэушник».

· Часто акцентуализация на вторичных половых признаках — страх перед будущей неудачей. Привычка материться перед важным делом, по мнению психологов, может привести к хронической неуверенности в себе.

· Демонстративная матерная речь интеллигентных культурных мужчин, по мнению представителей южноуральской школы психологии, свидетельствует о снижении сексуальной потенции. Таким образом, по мнению ученых, мужчина демонстративно впадает в детство.

· Командный мат — архаическое скрытое проявление гомосекуальности либо символизация доминирования в стаде себе подобных особей мужского пола в закрытых сообществах (армия, тюрьма и т.п.)

· Обильная примитивная нецензурщина (в обиходе это называется «у него слова — для связки матов») говорит о низком интеллектуальном уровне и недоразвитой речи. В отдельных случаях частая матерщина в интеллигентной среде свидетельствует о скрытой дебильности. Мат здесь выполняет функцию «словесных протезов».

Едва ли не единственное оправдание для употребления матов, по мнению лектора — у больных после физической травмы. Врачами установлено, что использование таких выражений дает явно выраженный терапевтический эффект.

Сексуализация речи возможна при стрессе в мужских сообществах: например, в невоенное время — у болельщиков на футбольном матче, который, если смотреть глубже — профанация войны, модель сражения. Однако, несмотря на все это, сложно найти оправдание для матерящихся детских и женских коллективов. Примечательно, что частое употребление мата женщинами, по словам психологов, свидетельствует о латентном гермафродитизме.

— Я искренне убежден, что повсеместная матерная речь — серьезная проблема нашего общества, о которой можно и нужно говорить, — подчеркивает Олег Николаевич.— Именно поэтому я и провел эту открытую лекцию (кстати, ни разу не сказав ни одного матерного слова — М.Б.). Но как филолог я считаю, что избавиться от этого явления полностью совершенно невозможно. Лично я матерюсь только в крайних случаях, которые описал выше. Когда «Спартак», например, проигрывает «Амкару», как тут остаться спокойным?

Но это ситуация эмоционального напряжения, стресса. Студенты же, к моей боли, матерятся повседневно. Да, не в аудиториях или в автобусах. Но на остановках и в коридорах между парами — регулярно. Мне это представляется страшным диссонансом: что в кампусе, построенном по самым современным меркам цивилизации, бродят такие древние инстинкты. Надеюсь, что эта лекция сподвигнет вас более трепетно относится к собственной речи, — подытожил Олег Копытов, обращаясь к студентам ДВФУ.

Всем интересующимся обсценной лексикой лектор порекомендовал работы представителя Московской школы исторического языкознания Бориса Успенского, научные труды Ленинградской школы фразеологии, исследования Южноуральской школы психологии и лингвопсихологии, а также сборник работ, посвященных речевой агрессии, изданный в Челябинском госуниверситете.