Работники меча и топора: ролевой клуб ДВФУ «Отражения» набирает рекрутов

14 августа 2014

Наталья ГЛАДКИХ [текст],

Ксения ДАВИДЕНКО [фото]

Владивосток, 14 августа, газета «Остров.ру». Вам когда-нибудь доводилось слышать лязг мечей, прогуливаясь по кампусу в субботний вечер? А видеть парней и девушек, бегом пересекающих луга и леса, с луками наперевес? Если видели и не поняли, что происходит, — значит, еще не знаете о том, что в ДВФУ живет и процветает ролевой клуб «Отражения». О том, как идет подготовка к предстоящему турниру, за что лучник может понести наказание на тренировке и как не упасть в обморок при высадке на Луну, нам рассказали участники клуба.

— С ДВФУ мы начали сотрудничать еще в 2013 году. Мы тогда остались без собственного помещения,  — рассказывает создатель клуба и тренер фехтовальщиков Денис Бакулин (Ланс). — С решением вопроса помог Департамент молодежной политики. Весной этого года мы переехали в одно из помещений Творческого центра в университетском кампусе. Оказалось, что наша деятельность весьма востребована в студенческой среде: примерно из 50 участников 30 — как раз студенты ДВФУ.

Тренировки в клубе проходят каждую неделю по субботам, а вторник и четверг отведены под клубные сборы, когда участники готовятся к турнирам, приводят в порядок снаряжение, играют в настольные или словесные ролевые игры и просто травят байки за чашкой чая.

На данный момент в клубе действуют четыре постоянные секции: фехтование, стрельба из лука, исторические танцы и ролевые игры. Время от времени проводятся мастер-классы и дополнительные курсы по другим направлениям (например, пошив костюмов). С будущего учебного года клуб планирует расширять свою деятельность и осваивать новые направления.

— Фехтование, как известно, бывает разным — историческим, сценическим, спортивным и так далее. В нашем случае речь идет о дуэльном фехтовании, — уточняет Ланс. (К слову, участники клуба чаще обращаются друг к другу по прозвищам. — Н.Г.) — Это отдельный вид фехтования, возрождающий технику и фехтовальную культуру периода эпохи Возрождения и Нового времени (XVI–XIX века). Поединки ведутся так же, как и в историческом фехтовании, в снаряжении и на массогабаритных макетах оружия. Разница в том, что наше оружие более легкое (сабли, палаши, шпаги), а защита ограничивается масками, защитными перчатками и стегаными колетами. Этот вид фехтования отличается также более сложной техникой и меньшим значением физической силы во время поединка.

Параллельно с дуэльным в клубе занимаются и игровым фехтованием. Этот вид создавался и развивался под задачи моделирования боев в ролевых играх. Здесь и моделирование парных поединков, и масштабные сражения с маневрированием на местности, и использование моделей стрелкового оружия. Игровое фехтование отличается разнообразием используемого защитного снаряжения и оружия, но имеет массу ограничений по технике и манере ведения боя. В первую очередь это связанно с обеспечением безопасности участников боев.

Основной курс подготовки фехтовальщиков ведется на саблях, однако в мастерской можно также увидеть мечи, копья, топоры и массивные щиты. Через некоторое время арсенал пополнится алебардами и шпагами. Ланс отмечает, что может обучить владению разными видами оружия, главное — было бы желание у дуэлянтов.

Стрельба — самое молодое направление в клубе. Поначалу его не выделяли как отдельную дисциплину, но со временем набралось много желающих учиться именно обращению с луком.

 — У нас не готовят спортсменов на Олимпийские игры, тут занимаются люди, которым просто нравится стрелять и применять свои навыки в ролевых играх, — рассказывает тренер лучников, студентка третьего курса ДВФУ Виктория Кожухарь (Джолин). — Я сама не профессионал и учусь наравне с остальными. Клуб дал возможность заниматься любимым делом, и я стараюсь помочь обрести эту возможность другим.

Если в спортивной стрельбе лучник не двигается с места, поражая мишени, то здесь все иначе. После разминки участники практикуют попадание в цель на бегу, стрельбу «шквалом» (выстраиваются в линию и стреляют одновременно) и «косой» (стреляют один за другим), проводят дуэли друг с другом, надевая защитные маски и используя гуманизированные стрелы (гуманизаторы — наконечники из полимера для стрел, предназначены для смягчения удара, предотвращения травм. — Н.Г.).

 — Думаю, самое сложное — это научить человека держать лук, то есть выработать правильное положение рук и ровную стойку, — подчеркивает Джолин. — Остальное приходит с опытом.

Помимо этого в клубе отрабатываются тактические маневры и моделируются боевые ситуации с участием лучников, фехтовальщиков и щитоносцев. Кстати, любители «хедшотов» будут разочарованы — мало того, что за попадание в голову здесь снимаются очки, так еще и вводятся импровизированные наказания в виде физических упражнений.

 — Танцы у нас бывают двух видов: народные, которые танцевали на базарных площадях по случаю праздников, и церемониальные, которые исполняли на балах и ассамблеях, — говорит преподаватель танцев Валерия Гензе. — Особых рамок у нас нет, мы занимаемся танцами разных народов от X до XIX века. Если кто-то из участников находит интересный танец и предлагает выучить его, мы с удовольствием это делаем.

Проведение ролевых игр предполагает наличие игровых мастеров. Попробовать себя в этом качестве может любой желающий. Тренеров как таковых здесь нет, но кто-то знает и умеет больше, поэтому участники постоянно обмениваются опытом. Тематика может быть самой разнообразной: фантастика, история, фэнтези, постапокалипсис и другие. Два–три раза в сезон разными клубами и отдельными людьми организуются большие ролевые игры живого действия. За долгие 16 лет существования клуба «ролевики» из «Отражений» участвовали в большинстве крупных городских и региональных игр. Среди них были игры по вселенным Fallout, S.T.A.L.K.E.R. и «Властелину колец», по пиратской («Тортуга») и восточной тематике («Бухара»). Такие игры требуют серьезной подготовки — пошива костюмов и создания игровых образов. Некоторые из них длятся не один день. Организуются такие игры чаще в полевых условиях, однако встречаются и «павильонные» игры — меньшие по размеру, тоже требующие антуража, но проводящиеся в помещении.

Кроме того, внутри клуба проводятся словесные ролевые игры, где все, начиная от игрового мира и заканчивая одеждой персонажей, описывается на словах.

 — Несмотря на отсутствие антуража, вживаемость в такие игры очень большая, — поясняет Ланс. — Здесь очень важны нюансы — игроки должны максимально подробно описывать свои действия, иначе возникнут различные казусы. К примеру, человек говорит: «Я надел скафандр и вышел на лунную поверхность». Мастер отвечает: «Ты упал в обморок». Почему? Потому что игрок не включил подачу кислорода и не проверил приборы.

Мастер игры вправе использовать упущенные игроком детали по своему усмотрению. Часто приходится использовать реальный опыт или же приобретать его. Если участник хочет высадиться на другой планете, ему полезно знать, как функционирует скафандр. Если он решил играть взломщика и взялся за замок барабанного типа, ему, как минимум, должно быть известно, чем барабанный замок отличается от любого другого. Таким образом, можно получить уйму знаний о самых разных вещах и опыт, применение которого может помочь в повседневной жизни.

Сейчас клуб «Отражения» вовсю готовится к участию в ролевом турнире «Цитадель», который пройдет уже в эту субботу, 16 августа, возле форта Поспелова на острове Русском.

 — Предстоящий турнир — это бой с разными видами оружия в неравных условиях, — говорит Ланс. — Кому с каким удобно, с тем тот и выходит, поэтому против мечника вполне может выйти «ролевик» с топорами или копьем. Последний такой турнир у нас проводился несколько лет  назад.

Начало турнира в 10:00. Вход для зрителей свободный.

Группа клуба «Отражения» «ВКонтакте» — vk.com/otrazhenija_vl

Ролевой турнир «Цитадель» «ВКонтакте» — vk.com/vrtcitadel