«Стоп-кадры» студентов Рольфа Гобитса

24 апреля 2014

Анастасия КОТЛЯРОВА [текст и фото]

В галерее современного искусства «Арка» открылась фотовыставка девяти студентов известного британского фотографа, приглашенного преподавателя ДВФУ Рольфа Гобитса. Экспозиция носит звучное название «Стоп-кадр». Самые яркие работы отчетной выставки будут украшать стены галереи до 10 мая.

Впервые в ДВФУ Рольф Гобитс приехал еще год назад по приглашению руководства вуза. Тогда же и состоялась первая лекция мэтра для всех желающих. Спустя месяц формат работы со студентами кардинально изменился: помимо теоретических лекций и обсуждения работ выдающихся фотографов, ученики начали выполнять индивидуальные творческие задания, затем стали коллективно выезжать на разноплановые фотосъемки. Начинающие фотографы пробуют себя в портретной, репортажной, рекламной, пейзажной, жанровой, черно-белой фотографии, в фотосъемке еды и архитектурных объектов.

Читайте также: Успех кадра Рольфа Гобитса

Мария Витман, студентка второго курса магистратуры Школы искусства, культуры и спорта ДВФУ (специальность «Графический дизайн»), рассказала нам о том, с чего начался ее творческий путь, и показала свою любимую фотографию.

— Как ты попала в мастерскую Рольфа Гобитса?

Так как я студентка международной программы, лекции Рольфа были вписаны в наше учебное расписание. Я была одной из первых, кто попал на его мастер-классы. С тех пор не пропускаю ни одного занятия, его уроки всегда вдохновляют меня. Моих работ здесь пять  весьма неожиданно, что так много, потому что я еще совсем начинающий фотограф. Отбор фотографий на выставку был очень строгим, и даже не было уверенности, наберется ли нужное количество.

— Какая из представленных работ твоя самая любимая?

— Самым удачным и любимым я считаю кадр стеклянного бокала с напитком, который был выполнен в рамках творческой темы «Стекло». Это была моя первая постановочная фотосъемка в домашних условиях.

Студент второго курса Школы гуманитарных наук ДВФУ направления «Издательское дело» Геннадий Паньков рассказал о том, что нового привнесли в его творчество лекции Рольфа Гобитса.

До встречи с мастером я уже занимался фотографией почти четыре года, но гораздо интереснее стало после того, как я начал ходить на лекции Рольфа. Он постоянно рассказывает много нового, я выбираю самое интересное для своих творческих проектов.

— Откуда ты впервые узнал о Рольфе?

— В 2011 году я пришел на его выставку в галерею «Арка». Ради этого даже пришлось прогулять школу. И вот теперь, через три года, уже мои работы выставляются здесь.

На выставке были представлены работы Ильи Палиенко, Марии Витман, Сергея Кочергина, Анастасии Котляровой, Инги Олейник, Ирины Фомичевой, Мирославы Моториной, Горазды Лунековой, Оксаны Никулиной и Геннадия Панькова.

Сам вдохновитель выставки Рольф Гобитс отмечает профессиональный рост своих учеников, которые прошли нелегкий путь от самых основ фотографии до участия в собственной «взрослой» фотовыставке.

— Насколько профессионально выросли ваши ученики?

— Когда я впервые встретил их восемь месяцев назад, они говорили, что лучшим временем для съемки будет день с 12:00 до 14:00, потому что в это время солнце светит ярче всего. Тогда я дал задание сфотографировать один объект в разное время, чтобы мои ученики поняли разницу в освещении и создаваемом им настроении. В результате они поняли, что лучше всего фотографировать в утренние часы до 12:00 или во второй половине дня после 15:00 при мягком рассеянном свете. Мои студенты прошли действительно долгий путь. Совсем недавно, когда они пришли второй раз фотографировать еду в том же ресторане, им совсем не понравились результаты работы, хотя в первый раз каждая вторая фотография казалась шедевром. Это говорит о том, что они стали критичнее относиться к своим работам и оценивать их с разных сторон. Это то, чего я хотел добиться прежде всего.

— На что похожа выставка такого формата по сравнению с европейскими?

— Больше всего это походит на экспозиции школ искусств в Европе. Только там обычно дается больше времени на организацию. Здесь же нам пришлось за день до открытия спешно развешивать и оформлять все фотографии в рамки, что чрезвычайно тяжело сделать идеально за такой короткий период времени.

— Каким главным принципом вы руководствуетесь при обучении своих студентов?

— Я стараюсь научить различать два важных понятия: «смотреть» и «видеть». Не каждый может «увидеть». Когда двое прогуливаются по улице и один из них, фотограф, спрашивает у своего друга: «Увидел ли ты это?», ответ, скорее всего, будет отрицательным. Если вы посмотрите на работы моих учеников, то, надеюсь, заметите, что авторы старались именно «увидеть», а не пройти мимо. Я с нетерпением жду, что еще они смогут разглядеть к концу наших занятий. Думаю, они будут довольны и горды своими результатами, так же как и я. Но предстоит еще немало работы.

— Какие проекты вы планируете осуществить в будущем?

— Я давно хочу отправиться в путешествие с моими студентами по Транссибирской магистрали. Начать планируем в октябре. В августе во Владивостоке будет проходить очередной международный чемпионат по аквабайку, организаторы предложили сделать выставку из 4050 фотографий моих студентов, на это нам потребуется около двух месяцев. В настоящее время сложно говорить о собственных проектах, потому что сейчас я полностью посвятил себя университету и уехать куда-то снимать на несколько недель невозможно. Я могу выполнять отдельные заказы, на которые обычно требуется около пяти дней, но не более.

Остальные фотографии вы можете посмотреть в нашем фотоальбоме