О перспективах Тихоокеанского региона на 2020 год

24 января 2020

Заместитель директора Экспертно-аналитического центра Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Дмитрий Шелест.    

Декабрь уходящего года и январь вновь пришедшего традиционно богат на предсказания, прогнозы и ожидания. Начало 2020 года становится и завершением второго десятилетия XXI века, что даёт возможность говорить и об окончании влияния тенденций 1990-х годов, и о формировании новой повестки, по крайней мере, до 2050 года.

Наименее значимое на долгосрочную перспективу и максимально важное событие на предстоящий год — это президентские выборы в Соединённых Штатах Америки. Несомненно, что будет ли новым президентом ожидаемый фаворит Дональд Трамп или кто-либо другой, процессы, запущенные Вашингтоном в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) получат своё продолжение в текущем году, и только обострятся явно или завуалированно. Прежде всего, речь идёт о спорах касательно американо-китайской торговли. Объявленные и предстоящие переговоры, договорённости этого года будут всего лишь рядовыми битвами, которые получат своё продолжение к 2021 году. Как бы не закончились «позиционные» торговые войны между США и КНР, о которых говорят все эксперты, они станут только частью дипломатических и экономических столкновений за передел глобального рынка. Их результаты сопоставимы с битвой при Кадсане, первом сражении Столетней войны (1337 г., победа Англии), которое слишком далеко отстоит от последнего боевого столкновения при Кастийоне (1453 г., победа Франции) и результата самой длительной войны.

Responsive image

На этом фоне американо-российские отношения, касающиеся АТР в целом и в Восточной Азии в частности, будут смотреться, по крайней мере, нейтрально: основной конфликтный потенциал сосредоточен на европейском направлении («Северный поток») или в области стратегии (окончание срока действия договора СНВ-3). В подобном ракурсе возможности взаимодействия Москвы и Вашингтона допускают позитивную динамику. Речь идёт как о недопущении эскалации конфликтов в регионе в перспективе, так и о конкретных шагах типа урегулирования проблем на Корейском полуострове.

Знаковое событие — XXXII Олимпийские игры в Токио — даёт возможность отвлечься от региональных неурядиц, но, к сожалению, не является гарантом их окончания. Политический кризис в отношениях Японии и Республики Кореи не завершён, сложные отношения с КНР и двойственные с Россией требуют позитивных (миролюбивых) шагов со стороны Токио. Политический ландшафт Страны восходящего солнца определили прошедшие в прошлом году выборы в парламент страны. Несмотря на победу, Либерально-демократическая партия ухудшила свой показатель, собрав 113 мест вместо 122. Таким образом, разрозненные политические конкуренты составляют большинство в высшем законодательном органе страны. Это партия Комейто, Конституционно-демократическая партия, Демократическая партия для народа, Коммунистическая партия, «Общество возрождения Японии», Социал-демократическая партия Японии, политическая группа «Рэйва синсэгуми» и ряд независимых депутатов. Всё это затруднит реализацию мечты Синдзо Абэ об отмене 9 Статьи Конституции страны, которая ограничивает создание полноценных вооружённых сил с 1945 года. Впрочем, это в большей степени будет способствовать положительному имиджу Японии среди соседей. Очевидно, что для Токио упомянутые события создадут определённую перегрузку во внешней политике, если говорить о гегемонистской направленности Страны восходящего солнца в 2020 году.

Прошедшие выборы в Индонезии, Малайзии, Таиланде и на Филиппинах в 2019 году завершились без значимых эксцессов для народов этих стран и государственных институтов. Укрепление власти военных в Таиланде будет способствовать экономическому росту в 2020 году после спада в предыдущем году, вызванного нестабильностью политической системы и в целом станет частью положительной динамики развития в Юго-Восточной Азии (ЮВА). В этом отношении государства региона будут продолжать выстраивать свою экономическую политику как часть региональной системы, укреплять межнациональные институты типа АСЕАН для придания значимости конкретным субъектам международных отношений ЮВА. Очевидно, что в таком контексте страны региона будут искать большей самостоятельности относительно таких соседей-гигантов как Индия и Китай, в том числе и апеллируя к внешним силам: Россия, Соединённые Штаты Амнирки, Япония. Одновременно участие государств ЮВА в глобальной повестке будет реализовываться в 2020 году с участием Вьетнама в Совбезе ООН в качестве непостоянного члена.

Предстоящие президентские выборы на Тайване предполагают большее внимание к событиям на острове, чем просто к региональному государству. Дилемма того, насколько Тайвань является частью материкового Китая, а насколько государством, привлекает к выборам внимание всех государств АТР. Вне зависимости от победы Демократической партии прогресса или партии Гоминьдан в 2020 году речь будет идти о скорости экономической интеграции с экономикой КНР. Ускоренное взаимодействие политических институтов КНР и Китайской Республики вряд ли получит развитие в Год крысы даже при выборе президента от Гоминьдана в силу инерционного воздействия гонгконговских протестов и давления со стороны Вашингтона.

Дальний Восток России не настолько интегрирован в Азиатско-Тихоокеанский регион, чтобы реагировать на любые изменения политического климата и экономической составляющей указанной части мира. Для Тихоокеанской России более значимым становятся результаты прошедшего года, а именно смена губернаторов в ряде субъектов федерации, а из событий 2020 года это, естественно, смена Правительства РФ. В свою очередь последнее событие состоялось после ежегодного Послания Президента России Федеральному собранию РФ. Направленность президентской речи на социальное развитие государства, цели сохранения и сбережения населения России для жителей Дальнего Востока РФ важнее, чем самые значимые события в АТР. При условии сохранения мира в Тихоокеанском бассейне внутренняя повестка для Дальневосточного федерального округа (ДФО) будет превалировать над событийным рядом в Восточной Азии.

Responsive image

В этом отношении Интересна и повестка будущего VI Восточного экономического форума, которую предполагают посвятить развитию Арктических регионов РФ. В этой связи отчётливо прослеживается значимость Дальнего Востока как части Северного морского пути. В свете послания Президента России активизация интереса к Арктике определяется не только в экономическом ракурсе, но и как ряд последовательных решений по улучшению жизни населения удалённых регионов и укреплению суверенитета РФ. Однако, не следует забывать, что прибрежные районы Дальневосточного федерального округа становятся и частью пути для государств АТР и Индии в Арктику как для освоения шельфа, так и для использования транспортного потенциали Тихий океан — Северный ледовитый океан. Таким образом, 2020 год станет и очередной вехой в реализации международных проектов в обозначенном направлении.