Александр Зубрицкий: Будем менять мировоззрение...

25 октября 2012

Дарья ЛАТЫПОВА [текст и фото]

Владивосток, 25 октября, газета «Остров.ру». В последние несколько лет мы часто слышим о модернизации образования в нашей стране. Масштабные обновления касаются этой сферы и в нашем регионе. Обновленный состав краевой администрации предполагает свежий взгляд на имеющиеся проблемы. Что изменилось за это время?

О качестве образования, поддержке молодых учителей и о том, как меняется сознание студентов Дальневосточного федерального университета, мы беседуем с директором департамента образования и науки администрации Приморского края Александром Зубрицким.
    

— Александр Николаевич, как вы оцениваете качество образования в нашем крае?

— В общем, на сегодняшний день ситуация в Приморье по сравнению с другими российскими субъектами смотрится неплохо. В существующей системе образования — дошкольного, среднего, начального, среднего и высшего профессионального — есть как положительные моменты, так и проблемы, которые еще предстоит решать.

К примеру, чем больше я углубляюсь в изучение проблем дошкольного образования, тем лучше понимаю, что ситуация доступности не настолько катастрофическая, как кажется. В Приморском крае родители 4 235 детей в возрасте от 3 до 7 лет ожидают путевок в сады. Оперативные меры для ликвидации очередей и повышения качества предоставляемых услуг уже приняты. По новой губернаторской программе выделено более 200 млн рублей для строительства и реконструкции учреждений дошкольного образования. Кроме того, в антикризисный комплекс мер входит и создание групп кратковременного пребывания, и открытие негосударственных детских садов при поддержке малого и среднего предпринимательства, а также возврат в муниципальную собственность зданий, которые используются не по назначению, оптимизация имеющихся площадей и многое другое. Таким образом, по нашим подсчетам, очереди в детские сады могут быть ликвидированы к 2015 году.

Чтобы иметь представление о качестве образования в школах края, можно проанализировать результаты ЕГЭ. С одной стороны, у нас нет аномально низких результатов, но и выше средних по стране тоже нет. Особенно беспокоят итоги по естественнонаучным дисциплинам — физике, химии, биологии, а также по математике. Поэтому уже в этом году планируем создать в каждом муниципалитете базовые школы, которые будут оборудованы естественнонаучными лабораториями. Такое техническое оснащение, которое, к слову, в десять базовых школ уже поступило, позволит интересно проводить уроки не только в рамках школьной программы. Кроме того, мы уверены, это послужит серьезной мотивацией к более глубокому изучению предметов. Ребята смогут участвовать в проектно-исследовательской деятельности, научатся изобретать, осваивать новое, принимать самостоятельные решения.

Кстати, в тех субъектах РФ, где такая практика уже применялась, результаты ЕГЭ значительно улучшились.

А вот со знанием иностранных языков в Приморском крае, наоборот, дела обстоят лучше, чем в других российских субъектах. Все-таки сказывается статус Владивостока, как портового города.

— По-прежнему остается актуальной проблема качественного образования в сельских школах. Есть ли оптимальное решение?

— Конечно, в отдаленных районах края существует дефицит кадров, и эту проблему мы сегодня решаем с помощью дистанционных технологий.

Технически это выглядит как режим видеоконференции в центрах дистанционного образования. В этом году мы открываем десять таких центров, которые охватят 56 сельских школ. В следующем году — еще десять, и постепенно все малокомплектные школы будут подключены к единому пространству дистанционного обучения.

— А как дела в сфере высшего профессионального образования в Приморье?

— Все не так уж плохо, в том числе благодаря работе Дальневосточного федерального университета. Подтверждение тому — в этом году в ДВФУ поступили ребята из 45 субъектов Российской Федерации.

В то же время еще не все абитуриенты понимают, что, набрав, к примеру, 150 баллов по итогам ЕГЭ, лучше пойти в учреждение среднего профессионального образования, а уже потом поступать в вуз, получать специальность.

Все вместе мы стараемся создать единое образовательное пространство, некую вертикаль: детский сад — школа — профессиональное училище — колледж — вуз. Безусловно, все ступени взаимосвязаны.

Модель современного профессионального образования предполагает участие в его развитии управленцев, социальных и бизнес-партнеров. В настоящее время в этой системе в сотрудничестве с работодателями создаются образовательные кластеры.

При участии нескольких партнеров: Администрации Приморского края, компании Hyundai Heavy Industries и ОАО «ФСК ЕЭС» кластер по направлению «Энергетика» создается на базе Промышленного колледжа энергетики и связи. Стоит отметить, что в его выпускниках заинтересована Инженерная школа ДВФУ.

А при поддержке Дальневосточного центра судостроения и судоремонта и администрации ЗАТО г. Большой Камень на базе Дальневосточного судостроительного колледжа появится кластер по направлению «Судоремонт и судостроение».

Кластер по направлению «Металлообработка» развивается в Арсеньеве на базе Профессионального училища № 32, в выпускниках которого очень заинтересован завод «Прогресс».

Образовательный кластер по направлению «Агропромышленный комплекс» создается на базе Уссурийского аграрного техникума.

Таким образом, у учащихся и студентов учреждений начального и среднего профессионального образования есть возможность пройти практику по своей будущей специальности, а в дальнейшем — получить рабочее место.

— Что включает в себя понятие «модернизация»? Как она влияет на сферу образования Приморья?

— Модернизация образования — это не только создание современных условий обучения, это и формирование нового сознания учителя и ученика.

На сегодняшний день, благодаря федеральным и краевым проектам и программам, материально-техническая база школ значительно окрепла. Ежегодно пополняется компьютерный парк (за последние три года число компьютеров увеличилось в три раза).

Но обновление материальных ресурсов само по себе не может привести к более современной организации образовательного процесса и, соответственно, к желаемому качеству образования.

Мы понимаем, что сегодня не менее важен и процесс модернизации сознания педагогических работников, поэтому большое внимание уделяем новым подходам к повышению их квалификации. Директор должен эффективно принимать управленческие решения, учитель — максимально плодотворно использовать новое оборудование в учебном процессе, применять передовые технологии. Замыкаться в узком кругу педагогического общения ни директор, ни учитель сегодня не могут, поэтому в рамках проекта модернизации стажировки для педагогов будут проходить и в Москве, и в Казани, и в Томске, и даже в ряде зарубежных университетов.

Одной из главных проблем остается повышение социального статуса учителя. Радует, что с каждым годом все больше выпускников педагогических специальностей идут работать в школы. На муниципальном уровне принимаются меры по привлечению и поддержке молодых специалистов. Это и дополнительные надбавки к зарплате, и предоставление жилья. Не обязательно квартиры, но хорошее благоустроенное общежитие — тоже решение проблемы устройства молодого специалиста.

Приоритетное направление проекта модернизации — повышение зарплаты учителям. Приморский край перешел на новую систему оплаты труда в 2011 году, но принятая в крае система не вполне удовлетворяет современным требованиям. Поэтому мы подготовили предложения с учетом положительного опыта регионов страны.

Приморский край продолжает активно участвовать в реализации национального проекта «Образование». За семь лет в конкурсе лучших учителей приняли участие 1542 педагога из Приморья, а 595 человек стали победителями и вошли в число лучших учителей России. В этом году мы чествовали 14 конкурсантов, которые получили денежное вознаграждение в размере 200 тыс. рублей.

В крае разрабатывается программа по поддержке ипотечного кредитования для молодых учителей, что позволит компенсировать им определенную часть кредита. Я убежден: главная мотивация для молодого специалиста — это все-таки наличие жилья.

— Александр Николаевич, какие новые тенденции, на ваш взгляд, появляются в связи с уже имеющимся опытом работы Дальневосточного федерального университета?

— Мы уже не раз говорили о том, что в числе главных перспектив развития профессионального образования — интеграция в мировую аналогичную систему при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы. Такая тенденция, благодаря открытию ДВФУ, появилась.

Достижение нового качества образования обеспечивается его конкурентоспособностью на внутреннем и мировом рынках труда, модернизацией содержания профессионального образования. Поэтому мы понимаем, как важно, чтобы сегодня в вузы пришли молодые педагоги. И такая тенденция уже наметилась.

Но хочу сказать еще об одной тенденции: участвуя в праздничных мероприятиях, посвященных Дню первокурсника на Русском острове, общаясь со студентами, я увидел, что и они изменились.

Конечно, большие стройки не проходят гладко, остались проблемы, которые еще предстоит решить. Но у этих студентов горят глаза! Они гордятся тем, что поступили именно в ДВФУ. А это значит, что они будут стремиться к лучшим результатам.

Это и есть самая главная тенденция — новая образовательная среда рождает новое мировоззрение молодежи.