Александр Галушка: Поднять Дальний Восток — масштабная государственная задача

9 апреля 2014

«Авторадио»

Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка в ходе рабочей поездки в Приморский край рассказал в интервью «Авторадио» во Владивостоке о работе ведомства над обновлением программ социально-экономического развития макрорегиона и принципиально новых подходах к реализации проектов, способных интегрировать Дальний Восток в АТР.

— Александр Сергеевич, есть опасения, что события на Украине и связанные с ними «санкции» спугнут инвестора, отодвинут Дальний Восток на «второй план».

— Опасения безосновательны. Мы достаточно много и часто общаемся с иностранными инвесторами, с лицами, которые принимают решения — происходящие внешнеполитические события для них не являются препятствующим фактором, они готовы развивать экономическое сотрудничество с Россией. Что касается федеральных структур, то и тут никто не планирует в связи с вхождением Крыма в состав РФ «урезать» финансирование региона. Повышенное внимание к территории остается.

Фото: Рамиль Ситдиков («РИА Новости»)

— В массовом сознании прижилась мысль, что Москва видит в Дальнем Востоке лишь «коридор», подсобную территорию, а не полноценный «жилой» регион. Разрыва тут нет?

— Абсолютно согласен, это одна из проблем. Скажу больше, этот «разрыв» заложен в программу развития Дальнего Востока — она отстроена так, будто это транзитная территория, там только транспортные объекты, — это неправильно. И поверьте, очень непросто корректировать такой подход. Мы намерены подготовить новую целевую программу, в ней будут прорывные проекты, вокруг которых неизбежно начинает бурлить жизнь, возникают целые кластеры малого-среднего бизнеса, социальная инфраструктура и т. д.

— Один из предложенных инструментов «прорыва» — создание территорий опережающего развития. Процесс пошел?

— В Приморье мы рассмотрели восемь подходящих площадок, хотя представлено было намного больше. Но на первом этапе выбраны наиболее подготовленные с точки зрения качества земельных участков, проведения землеустроительных работ, готовности инфраструктуры, логистики и т. д. Объем внебюджетных инвестиций, который может быть привлечен, более двух триллионов рублей — это только в Приморском крае. А из бюджета для их реализации требуется менее 200 миллиардов — сопоставьте цифры. Вот это, на наш взгляд, и есть «эффективное управление», когда на один казенный рубль мы получаем более 10 рублей частных инвестиций.

— Местный бизнес достаточно настороженно воспринимает территории опережающего развития (ТОР), опасаясь неравных условий. В частности, портовики весьма ревностно отнеслись к созданию экономических портовых зон на базе новых проектов.

— Ну, во-первых, уже существующие порты могут претендовать на статус территории опережающего развития при наличии серьезных программ развития, соответствующих основным параметрам ТОР. Во-вторых, как показывает практика, приход в регион инвестиций с новым качеством и новыми технологиями всегда повышает спрос на местный бизнес, стимулирует его развитие. Рядом с «якорным» инвестором возникает масса новых производств, которых прежде на территории вовсе не было.

— На совещании у президента было заявлено, что в качестве «модельного» образца ТОР вы предложили остров Русский — в чем суть?

— Речь шла о создании на острове Русский современной интеллектуальной площадки, точки притяжения для лучших специалистов стран АТР. В частности, мы предлагаем создание в ДВФУ базовых кафедр ведущих компаний, как российских, так и зарубежных, которые могли бы готовить специалистов мирового уровня.