Бакалавриат 2.0 — новая образовательная модель ДВФУ

11 февраля 2016

Виталий ЦВЕТОВ [текст],

Анастасия КОТЛЯРОВА [фото]

Владивосток, 11 февраля, газета «Остров.ру». Проект «Образовательная модель бакалавриата – 2.0», разработанный экспертами ДВФУ в рамках Программы повышения конкурентоспособности ДВФУ, должен преобразовать существующую систему обучения в университете с первого по четвертый курс. О сути изменений рассказывают их авторы участники проектной группы «Образовательная политика ДВФУ».

— Сегодня на рынке труда как в России, так и за рубежом, существенно меняются требования к компетенциям выпускников университетов, меняются сами молодые люди, поступающие в университеты, а следовательно, меняются и требования к образовательным технологиям и образовательному процессу. Поэтому необходимо сделать наше образование более эффективным и конкурентоспособным, более понятным для иностранных абитуриентов, которые захотят поступить в ДВФУ, — отмечает начальник отдела образовательных программ ДВФУ Елена Жилина. — Мы планируем переформатировать образовательную модель по всем составляющим: состав и содержание образовательных программ, структуру обучения, методическое обеспечение, кадровое обеспечение, и все, что касается технологического сопровождения всего учебного процесса. Главным действующим лицом в образовательном процессе становится сам студент. Именно он формирует свою индивидуальную образовательную траекторию.

В первую очередь будет значительно увеличен объем часов по иностранному языку во всех направлениях подготовки ДВФУ. Студентам по желанию будет предоставлена возможность изучения восточных языков (китайского, японского, корейского и др.). Это нужно для того, чтобы выпускники ДВФУ уже после получения квалификации бакалавра могли продолжать обучение на иностранном языке, как у нас, так и за рубежом, чтобы их языковая подготовка позволяла работать с зарубежными партнерами. Наиболее интенсивная языковая подготовка будет проходить первые два курса. По истечению этого срока студентам будет предоставлена возможность сдать международный экзамен на подтверждение уровня знаний английского языка, получить соответствующий сертификат и использовать его для продолжения обучения.

Студенты ДВФУ (2).jpg

Все образовательные программы теперь будут ориентированы на изучение особенностей Азиатско-Тихоокеанского региона, чтобы каждый выпускник университета мог стать специалистом, знающим специфику региона, в котором он будет работать. Он должен знать основы культуры, истории, особенности деловой этики стран региона, чтобы он мог приспосабливаться к особенностям рынка труда АТР. Это будет реализовано через специализированные курсы, связанные с экономикой, политикой, культурой и правом стран АТР. 

Студентам, начиная с 3 курса, будет предоставлена возможность обучения в зарубежных университетах-партнерах. Это будет так называемый «Study Abroad семестр», когда студенты, имея должную языковую подготовку, получают возможность расширить свои знания и получить опыт обучения в зарубежных вузах как очно, так и дистанционно, и эти периоды обучения им зачитываются в их образовательных программах. 

Проект предполагает переход на образовательную систему Major и Minor, которая реализуется в большинстве стран Запада и АТР. Major — это специализация в основной области знаний, а Minor — получение дополнительных компетенций из различных областей знаний. К примеру, если основная специализация, Major, — «Экономика», то вы можете получить дополнительную квалификацию Minor в области юриспруденции, технических наук, переводчика и т.д. Minor — это дополнительная квалификация, которую студент имеет право получить с третьего курса без дополнительной оплаты, с получением соответствующего сертификата.

По-новому будут формироваться учебные группы. Студенты будут самостоятельно выбирать свои учебные курсы. Для этого будет введена система так называемого студенческого эдвайзинга, или тьюторского сопровождения со стороны преподавателей. Выбирая тот или иной Major или Minor, каждый студент будет иметь возможность формирования своего собственного индивидуального учебного плана, где будет существовать базовая часть дисциплин, обязательных к изучению, и вариативная, в которой студент выбирает наиболее привлекательные для него учебные курсы, в том числе из других школ. Так, студент из ШЕН может изучать курсы в ШГН, ЮШ и т.д. Соответственно, учебные группы и занятия станут межшкольными. Тем будет обеспечиваться междисциплинарность и возможность коммуникации между студентами разных школ.

Особое внимание будет уделяться проектной работе. Самостоятельная работа студентов будет организована не через выполнение заданий, а через реализацию какого-либо совместного проекта, который может затрагивать несколько дисциплин и будет направлен на решение как практических, так и учебных задач. Цель — получение студентами навыков проектного менеджмента, командной работы. Это очень важно, поскольку проектное управление — это одна из современных компетенций, которая сейчас очень востребована на рынке труда. 

Студенты ДВФУ (3).jpg

— Изменения уже постепенно начинают действовать, — говорит заместитель проректора по международным отношениям ДВФУ Елена Сапрыкина. — С начала 2015 года иностранный язык преподается по-новому, в группах, где студенты объединены по принципу уровня владения языком. Для тех, кто придет на первый курс в 2016 году, мы увеличили часы по иностранному языку вдвое. А первокурсники 2017 года перейдут на систему полного погружения в иностранный язык, будут изучать его на совершенно ином уровне.

Авторы проекта рассказали, что с 2017 года предполагается изменение системы поступления в университет. Возможно, это будет поступление уже не на конкретное направление подготовки, а на некую укрупненную группу направлений. Идея заключается в том, чтобы создать общеуниверситетский первый год, когда нет разницы между теми дисциплинами, которые изучаются студентами-первокурсниками. Этот первый год даст возможность студентам определиться в своем выборе или изменить его.

Не менее важно, что первый год обучения будет направлен на формирование общекультурных и общепрофессиональных, в том числе системных качеств, которые делают студента образованным человеком, профессионалом, способным работать в той или иной области. Конечно, в этой системе должны быть исключения, поскольку существует общемировая практика подготовки специалистов с особыми компетенциями — врачей, инженеров, и необходимо стремиться придерживаться этих стандартов. Более детально особенности первого года обучения проработаны в проекте «Core education».

Читайте также: Core education: Эксперты ДВФУ разработали курс молодого студента

В работе над проектом «Образовательная модель бакалавриата – 2.0» участвовали начальник отдела образовательных программ ДВФУ Елена Жилина, заместитель проректора по международным отношениям ДВФУ Елена Сапрыкина, заместитель проректора по стратегическому развитию ДВФУ Сергей Дубовицкий, директор Школы гуманитарных наук ДВФУ Феликс Ажимов, начальник отдела привлечения иностранных студентов и Службы проректора по международным отношениям ДВФУ Оксана Блажилина, заместитель директора Юридической Школы по учебной и воспитательной работе ДВФУ Игорь Кутюхин, проректор ДВФУ по связям с федеральными органами власти Татьяна Леонова.