Core education: Эксперты ДВФУ разработали курс молодого студента
Владислав ШКОДА [текст],
Анастасия КОТЛЯРОВА [фото]
Владивосток, 20 января, газета «Остров.ру». Недавно в ДВФУ прошла защита проектов развития университета, которые были разработаны в ходе учебных тренингов управленческого состава ДВФУ в Московской школе управления Сколково. Они созданы для того, чтобы сделать университет более современным и эффективным, в рамках программы развития ДВФУ и повышения его конкурентоспособности. Среди шести проектов один из самых близких к реализации — проект Core education FEFU, или проект «Первый курс», который значительно изменит жизнь наших студентов и весь университет.
О проекте газете «Остров.ру» рассказывают его разработчики.
— Задача нашей работы в Сколково состояла в том, чтобы найти для ДВФУ свою идентичность в современном образовании, предложить нашему университету то, что могло бы вывести его на качественно иной уровень, — говорит заместитель директора Школы искусства, культуры и спорта по развитию Владимир Павловский. — Нам нужно найти новую образовательную парадигму и на ее основе сформировать новое образование. Нашу группу составили заместители директоров Школ социально-гуманитарного профиля по развитию Пётр Кузнецов (ШЭМ), Олеся Бубновская (ШГН), Роман Дремлюга (ЮШ), Алина Карелина (ВИ – ШРМИ), Ирина Турунтаева (ШП). В результате мы разработали проект образования для формирования компетенций человека нового типа, который может адаптироваться в любом обществе, включаться в нужные группы, занимать лидерские позиции, планировать и реализовывать свои идеи. Мы решили назвать этот проект Core education FEFU (от слова core (англ.) — ядро) — центральная, базовая, основная часть образовательного процесса, которую проходят студенты в первый год обучения.
— Насколько необходимы такие изменения?
— Как известно, ДВФУ стремится стать одним из ведущих университетов АТР, — говорит Владимир Павловский. — Для этого мы должны работать на соответствующем уровне: давать конкурентоспособное образование, быть известными и по-своему уникальными. Поэтому обновления необходимы. Например, для большинства людей в нашей стране высшее образование является синонимом профессии. Этого уже нет нигде в мире. Профессия — это мастерство, набор навыков. И в течение последнего века мы готовили людей для следования профессиональным шаблонам. Что получили в итоге? Большинство выпускников работают не по специальности, многие вынуждены менять свою профессию, и происходит это с большими потерями — психическими, материальными, временными. В наше время быстрых изменений это недопустимо.
В современной жизни главная цель человека — не приобретение профессии, а самореализация и успех. В любых сообществах человек, получающий образование, чтобы быть успешным в дальнейшем, вынужден дополнительно добирать так называемые метакомпетенции — умение критически мыслить, принимать решения, хорошо говорить и формулировать свои мысли, понимать, что происходит вокруг, уметь искать и анализировать информацию. Не важно, получили ли вы образование инженерное, естественнонаучное или гуманитарное. Это то, вокруг чего строится любое современное образование. Чтобы быть успешным в обществе, работать в коллективе или им руководить, вам нужны эти метакомпетенции.
Также важно учитывать, что большинство студентов не совсем понимают, кем они хотят быть. Это проблема студентов во всем мире. Западное образование уже лет сто назад озадачилось вопросом: как дать студенту то образование, которое ему действительно пригодится, как его студенческие годы потратить с пользой для него и его будущего? И был предложен свой вариант. Сейчас англо-саксонская система образования построена по принципу: студент приходит и выбирает два компонента — Major — основное направление (физик, биолог, историк и т.д.) и Minor — то, что мы условно назовем специализацией. Изучив опыт западных коллег, мы предложили свой проект. Он поможет нашим студентам определиться со своими направлениями, набрать нужный им комплект метакомпетенций и пройти «курс молодого студента».
— Хотелось бы отметить, что мы говорим о высшем образовании. А что это такое? — говорит Пётр Кузнецов. — Есть профессиональное образование, и оно прекрасно справляется со своими задачами. Но зачем тогда высшее, если оно отличается от среднего только временем обучения? Понятно, что высшее образование должно качественно отличаться от среднего профессионального. Среднее образование дает профессию. Высшее образование меняет людей. Везде в мире высшее образование направлено на то, чтобы готовить людей к успешной деятельности в обществе. Например, вы можете пройти курсы бухгалтеров и через 20 лет стать востребованным финансовым директором. И можете получить высшее экономическое образование, которое изменит ваше сознание, покажет вам международный опыт в данной сфере, научит вас искать информацию, анализировать, и такое высшее образование приведет вас к позиции финансового директора через 10 лет.
— Как изменится жизнь студентов с принятием новшеств?
— Традиционно на младших курсах у нас проходят общие дисциплины, — говорит Пётр Кузнецов. — В проекте Core вместо поверхностного освоения ряда дисциплин мы делаем упор на проживание и приобретение опыта знаний — физических, философских, и т.д. У первокурсников должен сформироваться осознанный образ того, что такое современная выбранная ими профессиональная область (математика, психология, биология, инженерия и т.д.). Предполагается, что одним из основных видов деятельности в рамках Core будет проектная работа, чтобы студент сразу понимал, что такое работать на производстве или в организации, как проводить исследования и организовывать работу — свою и команды проекта, как презентовать и использовать результаты проекта.
Самое важное на первом году обучения — заложить базу, на основе которой студенты смогут в дальнейшем самостоятельно учиться и развиваться, ввести студента в «самообучающийся» режим. Будет введен блок дисциплин под общим названием «Функциональная грамотность» (углубленное изучение языков, IT-технологий, финансово-юридическая грамотность, творческие дисциплины). При изучении этих дисциплин студент получит необходимые практические, прикладные знания. Блок «Введение в Азиатско-Тихоокеанский регион» будет добавлен для того, чтобы студенты знакомились с реалиями региона, в котором они учатся, и чтобы ДВФУ укреплял свой особый статус одного из ведущих вузов АТР. По-новому будет преподаваться и физкультура, ведь именно через физическую активность и командные игры происходит развитие и формирование лидерских и коммуникативных качеств. Все это выдвигает ряд требований к личности и компетенциям преподавателя, формам организации учебы и, что немаловажно, к самому студенту.
Изменится классическая пропорция самостоятельной и аудиторной работы. Сейчас она делится примерно наполовину. Теперь гораздо больший акцент будет сделан на организацию самостоятельной работы студентов и на проверку того, что студенты сделали. Студенты познакомятся с МООК — массовыми открытыми онлайн-курсами ведущих вузов мира и собственными разработками ДВФУ в этой области. Прохождение МООК будет обязательным, но будет проводиться в свободное от аудиторных занятий время. Потребуется новый, особый, тип преподавателей. Это будут и кураторы самостоятельной работы, которые будут отвечать на вопросы студентов, проверять их работы, вовлекать их в дискуссии, и тьюторы, отслеживающие индивидуальные успехи или неудачи студентов. К подготовке тьюторов мы подойдем с особой тщательностью, активно будем привлекать к этой работе магистрантов. Ведь построение новой образовательной парадигмы не ограничивается одним годом.
Вот как это происходит за рубежом. Примерно раз в месяц студенты прослушивают «звездные» лекции. На аудиторию по 400–500 человек реальные лидеры в той или иной области знаний — ученые с мировым опытом, социальные деятели — читают лекции на какую-либо актуальную тему. Каждую неделю у студентов проходят занятия-диспуты, где они обсуждают, учатся представлять свою точку зрения, аргументированно соглашаться или не соглашаться с точкой зрения других. Кроме этого, они ведут работу над какой-либо проблемой или проектом. Они сначала погружаются в практическую деятельность, а потом выбирают для себя определенную проблематику, в которой они должны что-то решить за первый год обучения. Они реально инициируют, планируют и реализуют определенный проект, напрямую связанный с университетом, островом, городом, регионом.
Получается, что каждый первокурсник ДВФУ будет вовлечен в общую программу, направленную на формирование основных образовательных компетенций и приобретение опыта самостоятельного усвоения знаний. Он много читает, много пишет, много времени проводит на онлайн-курсах, дискутирует, слушает «звездные» лекции, реализует свой проект, который кажется ему важным. Так организовано образование через призму личностного опыта студента. Своеобразный глобальный образовательный квест.
— Когда эти изменения начнут воплощаться?
— Сразу всех студентов в эту систему включить не получится. Это будет происходить постепенно, — говорит Владимир Павловский. — Уже сейчас в ДВФУ перестроен курс английского языка, где группы разделены не по специальностям, а по уровню владения языком. Так же и с физической культурой. Мы полагаем, что в 2016/2017 учебном году произойдет подготовка и запуск ряда курсов в формате Core, должна пройти подготовка специальных преподавателей, которые будут курировать самостоятельную работу студентов. В это же время будет проводиться работа по формированию базы заданий, которые студенты будут решать во время учебы. Возможно, уже с 2018 года Core будет запущена полностью. В числе первых эту систему будут осваивать Школа гуманитарных наук, Школа искусства, культуры и спорта и Школа экономики и менеджмента.
Эти изменения могут показаться слишком смелыми и, возможно, рискованными. Но развитие нам необходимо. ДВФУ взял на себя обязательство стать вузом международного значения, и мы должны реализовать эту цель. У нас есть убедительный близкий пример. Это Китай и Корея, где образование развивается опережающими темпами. Сейчас доля вузов из АТР в Топ-100 QS растет ежегодно. Потому что они модернизируются и успешно заимствуют опыт ведущих университетов мира. И в этой гонке нельзя двигаться со скоростью потока, необходимо его обогнать.