Итальянский эколог Риккардо Валентини и его коллеги говорят о значении климатических исследований в ДВФУ

22 августа 2016

Валерий ПОСТНИКОВ [текст],

Анастасия КОТЛЯРОВА [фото]

Владивосток, 22 августа, газета «Остров.ру». С этого года в ДВФУ начинает работу международная лаборатория изучения климатических изменений Far Eastern Climate Smart LAB под руководством выдающегося ученого-эколога, профессора ДВФУ Риккардо Валентини. О том, какое практическое значение имеют знания о климатических изменениях, профессор Валентини и его итальянские коллеги рассказывают нашим читателям.  

Профессор, насколько исследования климата для нас важны?

—  Вы видите этот деревянный стол? А ведь это не что иное, как конденсированная атмосфера! Дерево — это всего лишь сочетание углерода, воды и прочих элементов, которые организуются круговоротом веществ в природе. Так же знания о климате могут трансформироваться в практические результаты. Они помогают планировать развитие экономики, процессы урбанизации, освоение сельскохозяйственных земель. Этим занимается наш Средиземноморский центр изучения климатических изменений в университете Тушия (Италия). Он оснащен суперкомпьютером, который обрабатывает данные с 500 точек наблюдения по всему миру, формирует климатические прогнозы и рекомендации, которыми пользуются крупные компании и правительства стран.

Какие у вас есть прогнозы относительно России?

— В июне я был приглашен на Петербургский международный экономический форум в качестве эксперта. Там у меня была возможность говорить о климате и его изменениях и прогнозах, о развитии российской экономики и, в частности, о Дальнем Востоке как важном регионе для экономического развития. Климатические изменения позволяют предположить, что этот регион будет перспективен для сельскохозяйственного развития, пищевой промышленности и туристического бизнеса.

Я полагаю, что в ближайшие десятилетия Россия может стать важным производителем сельскохозяйственной продукции. Для этого есть несколько положительных сигналов. В ближайшее время мы завершим исследование состояния российских земель с 1975 года, и на основе этих данных составляется прогноз. Мы делаем вывод, что ежегодно в России все больше и больше земель становятся пригодными для выращивания сельскохозяйственных культур. Это важно не только для России, но и для всего мира. Обеспечение населения Земли продовольствием — это глобальная проблема. В 2050 г. на планете будет 9 млрд людей, и их нужно будет кормить. Нам необходимо все больше и больше сельскохозяйственных земель. И здесь Россия имеет большое преимущество – огромное количество свободных земель. Я верю, что Россия сможет стать важным производителем продовольствия для всего мира.

Вторая сторона этого вопроса в том, что вам нужно диверсифицировать экономику. Это важная задача и проблема для России, как я в этом убедился на экономическом форуме в Петербурге. Вы не можете полагаться только на нефтегазовые ресурсы и должны развивать другие сферы экономики. И считаю, что одна из важнейших и перспективных для России — это сельское хозяйство. Конечно, у России много и других возможностей, например информационные технологии и электроника, что также очень важно.

В итоге — климатические изменения, глобальная продовольственная проблема и диверсификация экономики — это те сигналы, которые говорят о необходимости развивать сельское хозяйство в России. И это подразумевает развитие пищевой промышленности. В этом вопросе я могу рассуждать не только как ученый, но и как бизнесмен. Я организовал в Подмосковье производство пасты по итальянской технологии. Она производится из твердых сортов пшеницы, которую в России выращивают в небольших объемах. Спрос на такую продукцию очень высок, а сырье поставляется из стран Северной Америки. Было бы хорошо выращивать такую пшеницу в России. Такая продукция, от зерна до готовых макаронных изделий, востребована во всем мире.

Справка «Остров.ру». Риккардо Валентини — профессор Университета Тушия (Италия), директор Европейского средиземноморского центра климатических изменений, обладатель нескольких престижных международных наград и премий. В 2007 году был удостоен Нобелевской премии мира в составе Межправительственной группы экспертов, которые получили награду в номинации «За изучение последствий глобальных климатических изменений, вызванных деятельностью человека, и выработку мер по их возможному предотвращению». В 2015 году он был назван «Лучшим экологом Европы». В начале 2016 года впервые посетил ДВФУ и возглавил создаваемую здесь международную междисциплинарную научную лабораторию изучения климата Far Eastern Climate Smart LAB.

1_С.Кастальди и Р. Валентини.jpg

Симона Кастальди и Риккардо Валентини

Чем Приморье вызывает интерес у итальянских ученых?

Симона Кастальди, профессор экологии Второго университета Неаполя:

— Я специалист в области глобальных климатических изменений и эмиссии углерода. Приморье меня интересует как один из лесных регионов умеренного пояса. Леса этого пояса — главные легкие планеты, которые поглощают основную массу углекислого газа на Земле. Мы многое знаем о различных регионах — тропиках, Европе, Северной Америке, России. Но конкретно о вашем регионе у нас мало сведений. Приморье для нас — это неизвестный, еще не обнаруженный пазл в общей климатической картине планеты. Знания о нем могут стать ключом, который откроет полную картину климатических изменений всего умеренного пояса, Арктики, Тихоокеанского региона.

Лука Белелли Маркезини, научный сотрудник Амстердамского свободного университета (Vrije Universiteit Amsterdam):

— Россия — это огромный пояс лесов и сельскохозяйственных земель, я работаю с российскими материалами более 15 лет. Приморье интересно тем, что здесь уникальные климат и растительность, их изучение полезно для исследования перспектив сельскохозяйственного использования. Также нас интересует влияние России на объемы парниковых газов в атмосфере планеты. Эта информация имеет не только научное значение, но и оказывает влияние на экономику и политику.

Томасо Чити, эколог, пост-док Университета Тушия (Италия):

— Я специалист по почвам, изучаю вопрос о том, как взаимодействуют почвы в лесных экосистемах. В основном я работал в тропиках, но бывал и в Европейской части России. Здесь я впервые и открыл для себя, что разнообразие лесов Приморья дает новые возможности в изучении почв.

Что сейчас представляет собой лаборатория климатических изменений ДВФУ?

Риккардо Валентини: — Мы только начинаем наш проект. Сейчас мы должны подготовить много документов, соглашений. Наш июльский визит — начальная точка реальной деятельности. Одна из главных задач этого года — установка оборудования для экологического мониторинга. В планах установить две станции в Сихотэ-Алинском заповеднике, две станции в сельскохозяйственном районе под Уссурийском и одну — в кампусе ДВФУ. Это оборудование представляет собой датчики, которые монтируются на вышках. Они покажут, какое количество парниковых газов производится и поглощается в данном месте. Оборудование будет работать в реальном времени, круглосуточно, годами, и покажет реальное состояние лесов и окружающей среды.

Первая вышка будет установлена здесь, в кампусе. Надеюсь, в начале сентября у меня будет возможность продемонстрировать ее в работе. Также для участников Восточного экономического форума я проведу открытую лекцию.

В нашей лаборатории мы будем использовать новейший вид устройства, которое мы назвали Tree talker. Оно состоит из отдельных сенсоров, вводимых в дерево и регистратора — для онлайн-трансляции данных о содержании воды, росте, фотосинтезе. Это будет как медицинский прибор, который измеряет физиологические данные у человека. Такие устройства мы планируем установить на сотне деревьев. Получаемые сведения будут давать информацию о климатических изменениях, о жизнеспособности лесов. Отмечу, что это первое такое устройство в мире. Полагаю, что оно может вызвать интерес у предпринимателей и некоторые местные компании могли бы производить это оборудование. Это может быть интересной инновацией для международного рынка. Прекрасно, если их будут производить во Владивостоке для всего мира. Эту систему я также представлю на ВЭФ.

2_измеритель в кампус.jpg

Прибор для измерения потоков парниковых газов

Как вы планируете использовать результаты исследований лаборатории?

— Один из важных вопросов наших исследований — роль России в загрязнении и сохранении окружающей среды. Российское правительство, как важный партнер глобальной климатической политики, может использовать эти данные для защиты своих интересов. Сейчас Россия участвует в соглашениях о восстановлении окружающей среды от эмиссии углерода, который она производит, и согласно им вносит значительные платы. Наша система может показать важную роль российских лесов в очищении атмосферы. Эти данные могут стать основанием для внесения изменений в международную нормативно-правовую документацию, по которой Россия платит компенсации за загрязнение окружающей среды. Поэтому мы говорим, что Приморье и Дальний Восток, так богатые лесами, — это важный ресурс российской экономики и экологической политики, а информация об атмосфере и климате — это реальные деньги.

Но наша конечная цель — создать здесь, в ДВФУ, международный центр изучений климатических изменений, наподобие Средиземноморского центра. Он должен стать центром превосходства в вопросах изучения климата во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе и объединить ученых из Восточной Азии и России. Это будет центр, где бы концентрировались исследования в сфере климатических изменений, прогнозов будущего, экономического развития, планирования и даже политики. Здесь должны проводиться самые широкие междисциплинарные исследования экологов, биологов, экономистов, физиков, математиков.

Это очень амбициозные планы. Но если у нас не будет амбиций, мы ничего не сможем сделать. Это действительно важный проект, потому что экономика будущего — это «зеленая» экономика, а для ее развития нужны научные знания и климатические программы. Для экономики нет другого пути, и это совершенно очевидно. Об этом уже сейчас должны думать все правительства мира, искать пути сотрудничества, а крупнейшие компании заботиться о стабильности и безопасности окружающей среды. И для этого мы работаем здесь, — подчеркивает Риккардо Валентини.

3_состав лаборатории.jpg

Ведущие сотрудники лаборатории Far Eastern Climate Smart LAB, слева направо: Ольга Нестерова, Лука Белелли Маркезини, Риккардо Валентини, Симона Кастальди, Томасо Чити и Виктория Семаль

В ходе беседы мы узнали, что Риккардо Валентини — не только ученый и бизнесмен, но и общественный деятель. Он является одним из 50 членов парламента Рима (как одной из провинций Италии), куда был приглашен в качестве эксперта в области науки, планирования и развития сельского хозяйства. В связи с этим мы рискнули поговорить о политике и задали итальянским гостям вопрос о европейско-российских отношениях.

Зачастую в странах Запада Россия представляется как «ужасная» страна со множеством проблем. По вашим впечатлениям, так ли ужасна Россия в реальности?

(Смеется) Совершенно нет. У итальянцев действительно хорошее отношение к России и к россиянам. Связи между Европой и Россией насчитывают столетия. Я говорю о Европе, потому что Италия — важная ее часть. Особенно тесные связи у нас с Петербургом и Москвой. Для нас Россия — это часть европейского развития. Нет оснований разделять Европу и Россию. Я не вижу границ между нами в сфере науки, культуры и искусства. При этом могу отметить, что между Европой и Америкой, как Европой и Азией, есть значительные культурные различия.

Специфика современной России в том, что у вас очень сильный лидер, и Россия становится заметно активнее в вопросе защиты цивилизации от терроризма. Поэтому сейчас многие итальянцы смотрят на Россию как на решение проблемы международного терроризма и глобальных войн.

— Я бы хотела высказать свое мнение, — говорит Симона Кастальди. — Я не думаю, что в Европе Россию представляют как «ужасную» страну. Это совсем не так. У нас множество русских туристов, мы их видим каждый день, и у нас нет оснований так думать. Хочу отметить, что Россия и Италия во многом близки, у нас много общего — и достоинств, и даже недостатков. Нас очень сближает культура. И при этом у нас есть общая черта, не очень продуктивная, — бюрократия, которая и в Италии, и в России сильно развита, что усложняет работу. В Северной Европе (Нидерланды, Германия, Скандинавия) бюрократии меньше, и там все можно делать гораздо быстрее.

Отношения между Европой и Россией во многом определяют политики. Но как показывают события последних лет, политика не объединяет, а больше разъединяет людей. Что же нас объединяет? Все культурные аспекты жизни. И особенно наука.

— Я бы хотел коснуться вопроса о санкциях, который сейчас очень актуален, — отметил Риккардо Валентини. — Выскажу свое твердое убеждение: принятие санкций было большой ошибкой. Они мешают сотрудничеству Европы и России. Это мое персональное мнение. Но, несмотря на санкции, мы можем свободно сотрудничать в сфере науки. Ей не страшны санкции, и она объединяет исследователей. Наука показывает нам пример того, что мы должны делать сейчас — сотрудничать для решения общих задач.