ДВФУ хочет наладить с промышленностью новый тип отношений

9 августа 2011

Елена АРДАЛЬЯНОВА, «ЗР» — «Остров.ру»

Владивосток, 9 августа, газета «Остров.ру». Андрей Косолапов одним из первых в Приморье стал инвестировать средства в перспективные инновационные проекты. На его счету несколько десятков компаний, которые он организовал, профинансировал, а затем продал стратегическим инвесторам. Теперь свой опыт инновационной деятельности предприниматель будет применять в новой сфере — именно на него возложена задача формирования инновационного блока в Дальневосточном федеральном университете.

Как с точки зрения бизнесмена выглядит сегодня инновационная карта Приморья? Как будет строиться работа с инновациями в ДВФУ? На эти и другие вопросы ответил заместитель проректора ДВФУ по науке и инновациям Андрей Косолапов. 


— Андрей Георгиевич, с инновациями вы знакомы не понаслышке. На ваш взгляд, много ли в Приморье проектов, которые готовы перейти на уровень старт-апа?

— К сожалению, старт-апов у нас мало. Хотя перспективные разработки, безусловно, есть и в недрах ДВО РАН, и в университетах, которые вошли в состав ДВФУ. Но у нас логика финансирования науки не стимулирует инновационную деятельность, а направлена, в основном, на научное продвижение. Разработка может быть научно содержательной, но абсолютно бесперспективной в плане коммерциализации. Этот курс сегодня постепенно меняется — значительно расширились возможности инвестирования проектов, но от этого, к сожалению, не увеличились способности к коммерциализации.

— То есть проблема не в отсутствии инвестиций, а в недостатке проектов? 

— Сегодня есть фонд посевных инвестиций, венчурные фонды. Для получения инвестиций необходимо лишь защитить проект. Но фонду надо доказать, что из проекта действительно можно сделать бизнес, а ученым это не всегда под силу. Денег у фонда в буквальном смысле некуда девать — нет проектов для размещения. От этого — огромное недовложение инвестиционных средств. Это беда всей страны.

— В ДВФУ вы взялись активизировать инновационную деятельность. Что уже делаете?

— В первую очередь мы договариваемся с ДВО РАН о создании малых инновационных предприятий с тем, чтобы вывести их на рынок. В соглашении, которое мы сейчас готовим, описывается порядок создания, инвестирования и управления такими компаниями. Кроме этого, ДВФУ намерен создать собственный венчурный фонд. Это станет прецедентом в российском образовательном мире. Фонд будет инвестировать проекты по инвестиционному алгоритму — как венчурный фонд. Нашему университету как автономному некоммерческому учреждению такие маневры разрешены. 

— По вашему мнению, разработчикам нужно учиться делать бизнес? Или ученый должен оставаться ученым?

— Я недавно был в Массачусетском университете технологий (MIT) — это вуз № 1 в сфере инноваций. Они рассказывали историю про знаменитого профессора, который пошел заниматься бизнесом, основанным на собственной разработке. Это — уникальный случай. Нормальное явление — это когда профессор университета является совладельцем нескольких компаний. Они работают на рынке, ведут переговоры с инвесторами, производят готовый продукт, продают его и т.д. Получается, что ученый из проекта не выходит: что-то дорабатывает, совершенствует. А компании, основанные на его разработках, развиваются в своей коммерческой логике. Ученый вовсе не обязан заниматься продажами, это не его удел.

— Как планируете выбирать проекты для поддержки и инвестирования?

— Мы готовы рассматривать все проекты без исключения. На данный момент нам более ценен сам настрой, драйв, вера в успех. Как только мы начнем стимулировать эту веру, создадим моду на инновации, то количество перейдет в качество. Верить нужно в молодых, у них глаза горят. Поэтому сегодня мы создаем бизнес-инкубатор. Попытаемся там создать ту самую атмосферу, которая должна быть в бизнес-инкубаторах. Основная идея — там должна быть инновационная «тусовка». Мы хотим создать место, где будут проводиться самые разные мероприятия, связанные с инновациями.

— В вузах до момента объединения были созданы инновационные предприятия. Какова их судьба в ДВФУ?

— К сожалению, многие из них представляют собой бумагу, то есть никакого бизнеса в них нет. Поэтому мы хотим изменить подход – мы хотим не создавать новые компании изнутри, а находить их снаружи и входить к ним в партнерство. Это совсем другая ситуация.

Хотя в университетах есть совершенно уникальные примеры. Например, в ТГЭУ много лет назад было создано Малотоннажное предприятие, которое вполне успешно работает на рынке. На базе того оборудования, которое есть в этом университете, мы планируем сделать технопарк по пищевым технологиям. Причем, основная схема деятельности будет заключаться не в выпуске готовой продукции, а в разработке рецептуры для конкретных производств.

— А бизнес, по вашему мнению, готов покупать разработки?

— Мы провели переговоры со множеством крупных компаний, и они говорят о том, что задачи для решения в недрах университета у них точно есть. Хоздоговорную работу университеты вели и до объединения в ДВФУ. Сейчас мы хотим ее систематизировать и создать систему одного окна. То есть у нас есть инновационный департамент, представитель предприятия приходит и объясняет задачу. Мы вникаем в нее, если она нам под силу, подписываем контракт. Таким образом, мы хотим наладить с нашей промышленностью новый тип отношений, который отличается от предыдущего тем, что создается правильный шлюз между задачей и ее решением.