Campus 24/7 — образовательная среда нового поколения
Владислав ШКОДА [текст],
Анастасия КОТЛЯРОВА, Илья ГРАБОВЕНКО [фото]
Владивосток, 4 февраля, газета «Остров.ру». От того, как организован кампус, зависит не только учеба, но и воспитание студентов. Будут ли они свободными, творческими, самостоятельными, открытыми ко всему новому, зависит в том числе и от среды обитания. Проект Campus 24/7, нацеленный на преобразование кампуса ДВФУ, превратит весь университет в саморазвивающееся, постоянно обновляющееся образовательное пространство, которое будет способствовать формированию человека нового типа. Реализация этого проекта запланирована в рамках Программы повышения конкурентоспособности ДВФУ по Проекту 5–100.
Живой кампус
— Кампус — это не просто здания, а социальный организм, — говорит проектор по развитию кампуса ДВФУ Владимир Николаев. — Это постоянная среда обитания студентов, где они учатся, живут, проводят свободное время, взрослеют. В сущности, кампус — это образовательное пространство, которое должно помочь сформироваться молодому человеку как личности с набором определенных качеств, компетенций — целеустремленностью, креативностью, умением системно мыслить, проявлять себя. При этом кампус должен отвечать самым современным запросам абитуриентов из-за рубежа, которые выбирают ДВФУ из числа других иностранных университетов.
— Наши студенты присутствуют в кампусе постоянно, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Важно, чтобы все время, которое они проводят здесь, было потрачено с пользой для своего профессионального роста. Это касается также и преподавателей, сотрудников. Поэтому мы назвали наш проект Campus 24/7 — это символ постоянного движения, максимальных возможностей, непрерывной эффективной работы, — уточняет директор Департамента молодежной политики ДВФУ Илья Яськов.
Как сообщили авторы проекта, в ближайшие годы кампус ДВФУ будет переживать большие изменения. Они коснутся режима работы кампуса, будет произведено перераспределение помещений и их перестройка. Кампусу нужна реконструкция под требования современных образовательных технологий. Университет должны составлять многофункциональные трансформируемые пространства и коммуникативные площадки, воплощающие принципы междисциплинарности и зонирования, энергоэффективности и экологичности, должна действовать доступная языковая среда, нужны большие пространства, и у них должен быть высокий КПД.
Принципы открытости и свободы будут воплощать аудитории со стеклянными стенами, выставочные площадки, открытые лаборатории и зоны питания, рекреации, зоны услуг. Место прежних кабинетов должны занять коворкинги для преподавателей, для проектной работы — сеть аудиторий вместимостью 6–10 человек. А еще будут лаборатории общего пользования (Fab Lab), зоны общения, где можно проводить занятия, аудитории для тренингов и групповой работы, мини-кинотеатры... Такое переоборудование кампуса можно начинать уже сейчас, а в будущем этот подход станет основой при строительстве второй очереди кампуса.
Людям интеллектуального труда очень важно не забывать о физической активности. В этом могут помочь спортивные уголки, расположенные поблизости с кафедрами и лабораториями. Почему бы и не поиграть на перерыве или во время «окна»? Это поможет не только отдохнуть, но и пообщаться с коллегами в неформальной обстановке.
Начать реализацию проекта можно с того, что во всех корпусах кампуса провести Wi-Fi, оборудовать зоны для общения наподобие коворкинга «Аякс» с максимальным режимом работы, поставить скамейки в коридорах, улучшить систему ориентирования внутри кампуса.
К августу 2017 года планируется провести аудит помещений, инвентаризацию имущества и первые перестройки. Предполагаются значительные изменения в системе управления кампусом, например внедрение особой системы «аренды» помещений Школами и структурными подразделениями ДВФУ ДВФУ, расширение режима работы кампуса до круглосуточного.Аренда как инструмент развития
Вперед, в будущее
Как рассказали разработчики проекта, фактическая работа над реализацией идей проекта идет уже давно. Оборудован коворкинг «Аякс», проводятся конкурсы проектов по развитию кампуса, в каждой Школе создаются учебные классы для самостоятельной работы. На весну этого года запланировано начало аудита помещений, будет организована диспетчерская служба учебных аудиторий. Остальные работы предусмотрены в мастер-плане пространства кампуса.
— Наш кампус очень интересный и действительно уникальный, — отметил Владимир Николаев. — Если сравнивать его с другими кампусами мира с точки зрения сочетания его особенностей — положения, инфраструктуры, экологии, потенциала, он имеет значительные преимущества и может быть очень привлекательным. Но его необходимо доработать. Значительные площади еще не освоены и не обжиты. Реализация проекта Campus 24/7 поможет не только преобразить кампус, но и сделать весь университет в целом лучше, значительно более конкурентоспособным.
Напомним, что в разработке программы Campus 24/7 участвовали проректор по развитию кампуса ДВФУ Владимир Николаев, директор Школы искусства, культуры и спорта ДВФУ Виктория Прошкина, директор Департамента молодежной политики ДВФУ Илья Яськов, директор Департамента имущественных и земельных отношений ДВФУ Ольга Кузина, доцент Школы педагогики ДВФУ Сергей Карпенко, доцент Школы экономики и менеджмента ДВФУ Ольга Синенко.