Campus 24/7 — образовательная среда нового поколения

4 февраля 2016

Владислав ШКОДА [текст],

Анастасия КОТЛЯРОВА, Илья ГРАБОВЕНКО [фото]

Владивосток, 4 февраля, газета «Остров.ру». От того, как организован кампус, зависит не только учеба, но и воспитание студентов. Будут ли они свободными, творческими, самостоятельными, открытыми ко всему новому, зависит в том числе и от среды обитания. Проект Campus 24/7, нацеленный на преобразование кампуса ДВФУ, превратит весь университет в саморазвивающееся, постоянно обновляющееся образовательное пространство, которое будет способствовать формированию человека нового типа. Реализация этого проекта запланирована в рамках Программы повышения конкурентоспособности ДВФУ по Проекту 5–100.

Живой кампус

— Кампус — это не просто здания, а социальный организм, — говорит проектор по развитию кампуса ДВФУ Владимир Николаев. — Это постоянная среда обитания студентов, где они учатся, живут, проводят свободное время, взрослеют. В сущности, кампус — это образовательное пространство, которое должно помочь сформироваться молодому человеку как личности с набором определенных качеств, компетенций — целеустремленностью, креативностью, умением системно мыслить, проявлять себя. При этом кампус должен отвечать самым современным запросам абитуриентов из-за рубежа, которые выбирают ДВФУ из числа других иностранных университетов.

Владимир Николаев.jpg Кампус ДВФУ. Основной вход.jpg

Однако, при известных достоинствах нашего кампуса, у нас обнаруживаются заметные разрывы между тем, что есть, и требованиями будущего. У нас по-прежнему распространены представления прошлого века об университетской инфраструктуре. Помещения, пространства используются неэффективно. Жива идеология «Мой кабинет — мой угол». Сейчас, в эпоху мобильных и виртуальных технологий, такая привязка к месту не нужна, она мешает движению, общению, изменениям. КПД от использования пространств и инфраструктуры кампуса должен быть максимальным. Тогда кампус по-настоящему будет жить. Поэтому мы разработали проект реорганизации кампуса, в ходе осуществления которого он должен стать более современным и эффективным. Готовность изменяться, изменять пространство, образовательные и научные траектории во времени — это качества, без которых нам нет места в динамичном мире будущего, — отмечает Владимир Николаев.

— Наши студенты присутствуют в кампусе постоянно, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Важно, чтобы все время, которое они проводят здесь, было потрачено с пользой для своего профессионального роста. Это касается также и преподавателей, сотрудников. Поэтому мы назвали наш проект Campus 24/7 — это символ постоянного движения, максимальных возможностей, непрерывной эффективной работы, — уточняет директор Департамента молодежной политики ДВФУ Илья Яськов.

 Конференция в кампусе.jpg Илья Яськов.jpg

Как сообщили авторы проекта, в ближайшие годы кампус ДВФУ будет переживать большие изменения. Они коснутся режима работы кампуса, будет произведено перераспределение помещений и их перестройка. Кампусу нужна реконструкция под требования современных образовательных технологий. Университет должны составлять многофункциональные трансформируемые пространства и коммуникативные площадки, воплощающие принципы междисциплинарности и зонирования, энергоэффективности и экологичности, должна действовать доступная языковая среда, нужны большие пространства, и у них должен быть высокий КПД. 

 Холл корпуса В.jpg Сопка.jpg

Принципы открытости и свободы будут воплощать аудитории со стеклянными стенами, выставочные площадки, открытые лаборатории и зоны питания, рекреации, зоны услуг. Место прежних кабинетов должны занять коворкинги для преподавателей, для проектной работы — сеть аудиторий вместимостью 6–10 человек. А еще будут лаборатории общего пользования (Fab Lab), зоны общения, где можно проводить занятия, аудитории для тренингов и групповой работы, мини-кинотеатры... Такое переоборудование кампуса можно начинать уже сейчас, а в будущем этот подход станет основой при строительстве второй очереди кампуса.

Людям интеллектуального труда очень важно не забывать о физической активности. В этом могут помочь спортивные уголки, расположенные поблизости с кафедрами и лабораториями. Почему бы и не поиграть на перерыве или во время «окна»? Это поможет не только отдохнуть, но и пообщаться с коллегами в неформальной обстановке.

Начать реализацию проекта можно с того, что во всех корпусах кампуса провести Wi-Fi, оборудовать зоны для общения наподобие коворкинга «Аякс» с максимальным режимом работы, поставить скамейки в коридорах, улучшить систему ориентирования внутри кампуса.

К августу 2017 года планируется провести аудит помещений, инвентаризацию имущества и первые перестройки. Предполагаются значительные изменения в системе управления кампусом, например внедрение особой системы «аренды» помещений Школами и структурными подразделениями ДВФУ ДВФУ, расширение режима работы кампуса до круглосуточного.

Аренда как инструмент развития

— В нашем проекте принципиальным является введение некоей условной арендной платы для всех пользователей помещений университета, — говорит Владимир Николаев. — На первый взгляд, эта идея может показаться очень странной. Смысл этого — не поиск средств, а создание системы контроля полезных площадей в кампусе. «Аренда» — такой жесткий термин был взят нами для того, чтобы заострить внимание пользователей на рациональном использовании помещений. Учет пользования помещениями и плата за них в каком-либо условном эквиваленте покажут нам востребованность аудиторий, возможности их использования. Это новшество имеет объективную основу: у каждого пространства есть своя цена, потому что в любом случае кто-то это помещение содержит и оплачивает его квадратные метры. Такая «аренда» должна находить свое отражение в любой услуге в кампусе — учебная ли это аудитория, досуговое пространство или лаборатория.

Коворкинг Аякс.jpg

Мы полагаем, что такая «монетизация» позволит повысить эффективность использования помещений. Когда управленец анализирует свою деятельность через призму платы, он начинает ее рационализировать. Например, директор Школы. Он определяет приоритеты, знает площади своего подразделения и какие образовательные программы у него есть. Он должен видеть, смогут ли его образовательные программы окупить те объемы площадей, которые они используют. Если эти программы позволяют заплатить «аренду» за используемую площадь, значит, их работа эффективна. Очень хорошо, если Школы станут вводить новые образовательные программы, которые будут окупать используемые площади и даже приносить доход. И наоборот, такой подход может выявить неэффективные программы. Это непростой и неоднозначный расчет, который нужно использовать индивидуально. Но в итоге должен произойти естественный отбор образовательных программ, и Школа сформирует некий портфель продуктов, которые она готова содержать. С ними они готовы идти на рынок, потому что они конкурентоспособны. И это особый стимул для привлечения иностранных студентов. «Аренда» — это инструмент, который должен заставлять думать, один из механизмов преобразования кампуса и всего университета, — подчеркивает проректор.

Вперед, в будущее

Как рассказали разработчики проекта, фактическая работа над реализацией идей проекта идет уже давно. Оборудован коворкинг «Аякс», проводятся конкурсы проектов по развитию кампуса, в каждой Школе создаются учебные классы для самостоятельной работы. На весну этого года запланировано начало аудита помещений, будет организована диспетчерская служба учебных аудиторий. Остальные работы предусмотрены в мастер-плане пространства кампуса.

— Наш кампус очень интересный и действительно уникальный, — отметил Владимир Николаев. — Если сравнивать его с другими кампусами мира с точки зрения сочетания его особенностей — положения, инфраструктуры, экологии, потенциала, он имеет значительные преимущества и может быть очень привлекательным. Но его необходимо доработать. Значительные площади еще не освоены и не обжиты. Реализация проекта Campus 24/7 поможет не только преобразить кампус, но и сделать весь университет в целом лучше, значительно более конкурентоспособным.

Напомним, что в разработке программы Campus 24/7 участвовали проректор по развитию кампуса ДВФУ Владимир Николаев, директор Школы искусства, культуры и спорта ДВФУ Виктория Прошкина, директор Департамента молодежной политики ДВФУ Илья Яськов, директор Департамента имущественных и земельных отношений ДВФУ Ольга Кузина, доцент Школы педагогики ДВФУ Сергей Карпенко, доцент Школы экономики и менеджмента ДВФУ Ольга Синенко.