Ключевые преобразования: проект «Управление»

1 марта 2016

Максим БАРЫЛЕНКО [текст],

Станислав ТИМОХИН [фото]

Владивосток, 1 марта, газета «Остров.ру». Масштабные преобразования, намеченные университетом в рамках Программы повышения конкурентоспособности ДВФУ (Проект 5-100), требуют кардинального пересмотра принципов управления. Для осуществления изменений группа топ-менеджмента ДВФУ совместно с экспертами Московской школы управления «Сколково» разработала проект «Управление», реализация которого будет способствовать успешному осуществлению других намеченных проектов развития университета, в т.ч. «Бакалавриат 2.0», «Core Education», «35 TopLabs», «Кампус 24/7» и «Школа как центр превосходства в естественнонаучной области».

Среди авторов проекта — проректор по экономике и финансам Виктор Атаманюк, заместитель проректора по стратегическому развитию Андрей Мартыненко, директор Школы экономики и менеджмента Елена Гаффорова, директор Департамента имиджевой политики ДВФУ Жанна Николаева, директор Департамента управления персоналом Ксения Яровенко, директор Центра маркетинга Леонид Копылов и начальник отдела сопровождения проектной деятельности Дирекции программ развития Татьяна Шушарина.

Читайте также: 7 месяцев в Сколково: топ-менеджмент ДВФУ полностью изменит университет

По мнению создателей проекта «Управление», в настоящее время существует дисбаланс полномочий и ответственности между центральным аппаратом (ректоратом) и Школами университета, которые, неся всю полноту ответственности за выполнение всех показателей, имеют крайне мало полномочий, особенно в части формирования собственного бюджета.

— Мы делаем ставку на процесс управления Школами как бюджетно автономными стратегическими академическими единицами, работающими в бизнес-логике и ориентированными не на освоение централизованно поступающих ресурсов, а на воспроизводящийся заказ на глобальном рынке образования и исследований, — отмечает заместитель проректора по стратегическому развитию Андрей Мартыненко.

Андрей Мартыненко.jpg 

Центральная идея проекта «Школа как стратегическая академическая единица» — работа над актуальными научными проблемами совместно с ведущими научными центрами мира, которые будут выступать одновременно и как финансовый и научный партнер, и как структура, подтверждающая высокий результат исследований. Студенты и выпускники также должны быть вовлечены в исследовательские проекты Школы.

Школы должны получить возможность не только разрабатывать, но и получать доходы от управления образовательными продуктами. Себестоимость таких продуктов будет рассчитываться «снизу» с учетом стоимости труда преподавателей, цены лабораторного оборудования и расходов на содержание аудиторий. Разница между себестоимостью образовательного продукта для Школы и его рыночной стоимостью, за вычетом отчислений на обеспечение централизованных функций, останется в Школе и будет направлена как на операционное управление, так и на формирование бюджета развития Школы (часть средств в бюджет развития Школы может также поступать из целевых федеральных субсидий).

За ректоратом университета и подчиненными ему подразделениями в этой схеме закрепляется обеспечение всех централизованных функций, в т.ч. выработка общей стратегии, академической и исследовательской политики, управление межшкольными научными лабораториями, аккредитация представленных образовательных продуктов Школ, аудит образовательной и исследовательской деятельности в Школах, а также предоставление сервисных функций.

По мнению авторов проекта, для того чтобы такая децентрализованная система управления реально заработала, необходимо выработать базовые принципы продуктовой политики и четко просчитать «коридор рентабельности» для всех типов продуктов. Это значит, что стоимость единицы продукции (образовательной программы, цены квадратного метра в кампусе, часа работы научной лаборатории и т.д.) не может быть ниже рассчитанной Школой себестоимости и выше «цены отказа», определяемой рынком.

— Подразделение, отвечающее за создание образовательного продукта, будет заинтересовано расширить коридор рентабельности за счет повышения качества и понижения себестоимости, — отмечает Андрей Мартыненко. — Причем это не исключает возможность существования планово-убыточных продуктов, если они будут необходимы Школе и у нее есть понимание, насколько и за счет чего они будут дотироваться.

В планах команды «Управление» на первое полугодие 2016 года определить перечень единиц продукции и создать прозрачную систему расчета и учета себестоимости производства таких единиц, определить политику софинансирования образовательных проектов Школ из бюджета развития университета, а также разработать принципы использования подразделениями «внутри себя» получаемых дополнительных доходов.

Мастер-класс в Сколково.jpg

Как отмечают участники команды «Управление», создание децентрализованной системы управления Школами станет ключевым проектом пятой стратегической инициативы Программы повышения конкурентоспособности ДВФУ («Совершенствование системы управления, обеспечение концентрации ресурсов на прорывных направлениях и отказ от неэффективных направлений деятельности»). Это позволит не только выстроить систему устойчивого роста академической (рекрутинговой) репутации Школ и университета в целом, но и обеспечить финансовую устойчивость всего проекта развития ДВФУ.