Ключевые преобразования: проект «Управление»
Максим БАРЫЛЕНКО [текст],
Станислав ТИМОХИН [фото]
Владивосток, 1 марта, газета «Остров.ру». Масштабные преобразования, намеченные университетом в рамках Программы повышения конкурентоспособности ДВФУ (Проект 5-100), требуют кардинального пересмотра принципов управления. Для осуществления изменений группа топ-менеджмента ДВФУ совместно с экспертами Московской школы управления «Сколково» разработала проект «Управление», реализация которого будет способствовать успешному осуществлению других намеченных проектов развития университета, в т.ч. «Бакалавриат 2.0», «Core Education», «35 TopLabs», «Кампус 24/7» и «Школа как центр превосходства в естественнонаучной области».
Среди авторов проекта — проректор по экономике и финансам Виктор Атаманюк, заместитель проректора по стратегическому развитию Андрей Мартыненко, директор Школы экономики и менеджмента Елена Гаффорова, директор Департамента имиджевой политики ДВФУ Жанна Николаева, директор Департамента управления персоналом Ксения Яровенко, директор Центра маркетинга Леонид Копылов и начальник отдела сопровождения проектной деятельности Дирекции программ развития Татьяна Шушарина.
Читайте также: 7 месяцев в Сколково: топ-менеджмент ДВФУ полностью изменит университет
По мнению создателей проекта «Управление», в настоящее время существует дисбаланс полномочий и ответственности между центральным аппаратом (ректоратом) и Школами университета, которые, неся всю полноту ответственности за выполнение всех показателей, имеют крайне мало полномочий, особенно в части формирования собственного бюджета.
— Мы делаем ставку на процесс управления Школами как бюджетно автономными стратегическими академическими единицами, работающими в бизнес-логике и ориентированными не на освоение централизованно поступающих ресурсов, а на воспроизводящийся заказ на глобальном рынке образования и исследований, — отмечает заместитель проректора по стратегическому развитию Андрей Мартыненко.
Центральная идея проекта «Школа как стратегическая академическая единица» — работа над актуальными научными проблемами совместно с ведущими научными центрами мира, которые будут выступать одновременно и как финансовый и научный партнер, и как структура, подтверждающая высокий результат исследований. Студенты и выпускники также должны быть вовлечены в исследовательские проекты Школы.
Школы должны получить возможность не только разрабатывать, но и получать доходы от управления образовательными продуктами. Себестоимость таких продуктов будет рассчитываться «снизу» с учетом стоимости труда преподавателей, цены лабораторного оборудования и расходов на содержание аудиторий. Разница между себестоимостью образовательного продукта для Школы и его рыночной стоимостью, за вычетом отчислений на обеспечение централизованных функций, останется в Школе и будет направлена как на операционное управление, так и на формирование бюджета развития Школы (часть средств в бюджет развития Школы может также поступать из целевых федеральных субсидий).
За ректоратом университета и подчиненными ему подразделениями в этой схеме закрепляется обеспечение всех централизованных функций, в т.ч. выработка общей стратегии, академической и исследовательской политики, управление межшкольными научными лабораториями, аккредитация представленных образовательных продуктов Школ, аудит образовательной и исследовательской деятельности в Школах, а также предоставление сервисных функций.
По мнению авторов проекта, для того чтобы такая децентрализованная система управления реально заработала, необходимо выработать базовые принципы продуктовой политики и четко просчитать «коридор рентабельности» для всех типов продуктов. Это значит, что стоимость единицы продукции (образовательной программы, цены квадратного метра в кампусе, часа работы научной лаборатории и т.д.) не может быть ниже рассчитанной Школой себестоимости и выше «цены отказа», определяемой рынком.
— Подразделение, отвечающее за создание образовательного продукта, будет заинтересовано расширить коридор рентабельности за счет повышения качества и понижения себестоимости, — отмечает Андрей Мартыненко. — Причем это не исключает возможность существования планово-убыточных продуктов, если они будут необходимы Школе и у нее есть понимание, насколько и за счет чего они будут дотироваться.
В планах команды «Управление» на первое полугодие 2016 года определить перечень единиц продукции и создать прозрачную систему расчета и учета себестоимости производства таких единиц, определить политику софинансирования образовательных проектов Школ из бюджета развития университета, а также разработать принципы использования подразделениями «внутри себя» получаемых дополнительных доходов.
Как отмечают участники команды «Управление», создание децентрализованной системы управления Школами станет ключевым проектом пятой стратегической инициативы Программы повышения конкурентоспособности ДВФУ («Совершенствование системы управления, обеспечение концентрации ресурсов на прорывных направлениях и отказ от неэффективных направлений деятельности»). Это позволит не только выстроить систему устойчивого роста академической (рекрутинговой) репутации Школ и университета в целом, но и обеспечить финансовую устойчивость всего проекта развития ДВФУ.