Научная стратегия ДВФУ: создание TopLabs и повышение академической репутации

1 февраля 2016

Валерий ПОСТНИКОВ [текст]

Владивосток, 1 февраля, газета «Остров.ру». Эксперты ДВФУ разработали проект развития научной работы университета, который получил название 35 TopLabs. В течение ближайших лет в ДВФУ будут создаваться новые научные лаборатории во главе с выдающимися учеными, которые будут способствовать повышению научной репутации университета и выводить его в авангард современной науки. Этот проект будет реализован в рамках Программы повышения конкурентоспособности ДВФУ по Проекту 5–100.

— Цель проекта — выведение нашей науки на международный уровень и достижение высоких научных показателей, — говорит проректор по науке и инновациям ДВФУ Алексей Цхе. — Это насущная необходимость для университета. Одним из критериев конкурентоспособности нашего вуза является положение в рейтинге QS, где большое значение имеет академическая репутация. Чтобы повысить наши научные показатели, мы предлагаем создавать научные лаборатории, возглавляемые выдающимися учеными, желательно — нобелевскими лауреатами, работа которых обеспечит цитируемость и научную результативность всего университета. Поэтому эти лаборатории мы назвали TopLabs.

Алексей Цхе.jpg

Авторы проекта определили 35 возможных направлений исследований, в которых могут быть созданы топ-лаборатории. Они относятся к сфере новых промышленных технологий, медицины и биомедицины, освоения океана, материаловедения и международного сотрудничества. На текущий момент от школ ДВФУ поступило 11 предложений по созданию топ-лабораторий. Среди них — Центр исследований правового статуса Арктики и пограничных морей, которую возглавит канадский профессор Теодор Льюис Макдорман (ЮШ), Междисциплинарная лаборатория микроструктурной физики (межшкольная инициатива). Также дальнейшее развитие получит Международная лаборатория горения и энергетики, возглавляемая Каору Марута (ИШ).

Один из близких к реализации проектов TopLabs — Лаборатория исследования климата (Far Eastern Climate Smart). Ее может возглавить Рикардо Валентини — выдающийся ученый-эколог, профессор университета Тушия (Италия, г. Витебро), директор Средиземноморского центра климатических изменений, лауреат Нобелевской премии мира (2007), его индекс Хирша — 55. Это совместный проект ШЕН и ШЭМ ДВФУ.

— Эти лаборатории должны заниматься научными вопросами из так называемой «Глобальной повестки». Почему? Потому что настоящая, большая наука решает мировые проблемы: вопросы изменения климата, борьбы с болезнями, разработки передовых технологий. Работа на таком уровне и является показателем включенности вуза в международное сообщество, в его экономику и науку. Поэтому структуры, которые мы хотим создать, нацелены на решение проблем из «Глобальной повестки». Чтобы конкурировать в мире, нам нужно успешно решать их, — отмечает Алексей Цхе.

Павел Пастухов.jpg

Павел Пастухов на защите проекта 35 TopLabs

— Каждая такая топ-лаборатория — это обособленная структурная единица ДВФУ, которая возглавляется и управляется ученым с мировым именем. Она должна иметь фиксированные минимальные количественные и качественные показатели, обязательные к достижению. При этом она должна вписываться в образовательные процессы ДВФУ и формировать качественные образовательные продукты по общим и специальным курсам, — уточняет директор Департамента инновационного развития ДВФУ Павел Пастухов.

Предполагается, что первая TopLab в ДВФУ будет образована уже в этом году. В 2017–2018 годах будут созданы новые лаборатории, которые войдут в режим нормальной работы, а в 2020 году их должно быть около 35. Сейчас, на первом этапе, определяются несколько (3–5) таких лабораторий, их проекты будут подготовлены и представлены в составе заявки ДВФУ в рамках Программы повышения конкурентоспособности.

Почему именно 35 лабораторий и насколько их список принципиален?

— 35 — это ориентировочное количество возможных лабораторий, перечень наиболее перспективных направлений научной работы в ДВФУ. Он имеет рекомендательный характер, показывает, что мы хотели бы видеть в университете и, как мы полагаем, даст наилучший результат, — говорит Алексей Цхе. — В этих направлениях, на наш взгляд, у нас могут быть прорывы в ближайшие годы. Но это не закрытый список, он может изменяться в зависимости от научной конъюнктуры. В ходе предварительной работы к нам поступали предложения проектов, которые не попали в этот список. Они не отброшены, а находятся в резерве, и в будущем они могут дать ожидаемые результаты.

Каору Марута.jpg

Профессор Университета Тохоку (Япония) Каору Марута в Международной лаборатории горения и энергетики

Мы полагаем, что такое количество лабораторий позволит нам в будущем устойчиво занимать лидирующие позиции в науке. Не все из них останутся. Скажу даже, что мы заинтересованы, чтобы эти лаборатории со временем и регулярно закрывались, решив ту или иную проблему мирового уровня. Лаборатории должны жить: открываться, закрываться, трансформироваться и т.д. Они решили проблему, получили результат, продвинули передний фронт науки и закрылись. Ученые освободились, и у них появился новый проект. Ведь наша цель — не создание структурной единицы, лаборатории как таковой, а решение научных задач, работа над проблемами. У нее должен быть видимый, ощутимый результат.

Отмечу, что если мы говорим о современной науке, то и представлять ее нужно по-новому. Научная лаборатория — это не всегда помещение и оборудование. Лаборатории бывают разные. Есть такие, которые больше наших Школ, а есть состоящие из трех человек. Важны и те, и другие. Лаборатория может быть внутри кафедры или пересекать пять Школ, а может состоять из ученых, находящихся в разных точках света, но работающих над одной проблемой. Главное — чтобы у нее были исследования из «Глобальной повестки» и она периодически вносила вклад в новые знания о мире.

Большинство обозначенных направлений относятся к технической и научно-практической сфере. Найдут ли ученые-гуманитарии свое место в системе TopLabs ДВФУ?

— Очень многого мы ждем и от исследований гуманитарных направлений. Чем привлекательны гуманитарные исследования? Они не так финансово затратные, как, например, в области физики, биологии или техники. При этом они могут дать быстрый, яркий результат. История знает много примеров, когда работы в социогуманитарных областях за очень короткий промежуток времени приобретали большую популярность. Себестоимость этого продукта — минимальна, а эффект — фантастический. Правда, для этого необходимо найти нужного ученого и пригласить работать в наш университет.

Я надеюсь, что проекты подобного рода будут у нас в ближайшее время появляться, и мы должны создавать условия, при которых проведение таких исследований будет возможно в нашем университете. В этом направлении нам тоже нужно искать больших ученых — социологов, археологов, политологов... Дальний Восток России — очень интересный регион, в котором могут возникнуть специфические направления, связанные с нашим уникальным местоположением в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Поэтому социогуманитарный блок для нас также очень важен, и мы надеемся здесь на серьезные прорывы.

Реализация проекта 35 TopLabs поможет нашему университету развиваться на международном уровне. Сейчас многие зарубежные университеты оценивают себя по количеству нобелевских лауреатов, занимающихся научно-исследовательской работой в их лабораториях. Нам бы очень хотелось, чтобы наши лаборатории возглавляли признанные мировые лидеры — будущие нобелевские лауреаты. Это позволит успешно решать актуальные проблемы и развивать наш научный потенциал. В рамках проектного обучения в Сколково наша группа произвела расчеты и пришла к выводу: если у университета выходит в год две публикации в Nature, Science или в других «топовых» журналах с импакт-фактором 28 и выше, то это способствует поднятию вуза в рейтинге QS на 20–40 позиций, а 500 статей в журналах с импакт-фактором, близким к нулю, не влияют на позицию в рейтинге, — отметил Алексей Цхе.

Напомним, что над проектом 35 TopLabs работала группа «Исследовательская политика», в которой участвовали проректор по науке и инновациям ДВФУ, кандидат технических наук Алексей Цхе, директор Департамента инновационного развития ДВФУ Павел Пастухов, заведующая кафедрой почвоведения Школы естественных наук ДВФУ, кандидат биологических наук Ольга Нестерова, доцент кафедры профессионально-ориентированного перевода ВИ – ШРМИ ДВФУ, кандидат филологических наук Елена Суворова, ведущий менеджер Дирекции научных программ и разработок R&D центра «Арктика» ИШ ДВФУ Александр Рязанов, заместитель директора Школы экономики и менеджмента ДВФУ по науке и инновациям, кандидат экономических наук Елена Тюрина.