Трактат по «зеленой» архитектуре

29 января 2014

Максим БАРЫЛЕНКО [текст],

Дарья ФИСУН [фото]

Владивосток, 29 января, газета «Остров.ру». В конце прошлого года студентка пятого курса Инженерной школы ДВФУ Яна Марус победила на IV Фестивале инновационных технологий в архитектуре и строительстве «Зеленый проект-2013» — главном всероссийском конкурсе в области «зеленой» архитектуры. В номинации «Студенческий проект» ее работу «Жилая группа в микрорайоне на полуострове Шкота, г. Владивосток» признали лучшей.

Работа Яны обошла проекты студентов 25 крупнейших профильных вузов России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. Например, второе место в студенческой номинации взял студент Казанского государственного архитектурно-строительного университета, а «бронзу» — учащийся аналогичного самарского вуза.

С Яной и ее научным руководителем, профессором кафедры архитектуры и градостроительства Инженерной школы ДВФУ Павлом Казанцевым мы беседуем о прошедшем конкурсе, новых архитектурных тенденциях и будущем «зеленых» проектов в России и мире.

Огурец на крыше

— Яна, это был твой первый «зеленый» проект?

— Целенаправленно работу для конкурса я не делала, это был курсовой проект. На моей специальности (направление — «архитектура»), начиная с четвертого курса, группа делится на две мастерские: «зеленую» и градостроительную. Я выбрала первое направление, которое ведет Павел Анатольевич. Он регулярно отправляет лучшие курсовые и дипломные проекты на крупные конкурсы.

Сначала требовалось сделать общий план жилого района на полуострове Шкота, затем — выбрать отдельную группу домов и разработать ее более детально. Например, эскиз-проект тех нескольких домов, который был отправлен на конкурс, находится на северо-востоке жилого района.

— В чем «экологичность» твоей работы?

При проектировании передо мной стояло две цели: сделать дома «зелеными» (т.е. их функционирование должно наносить минимальный ущерб окружающей среде) и создать комфортное пространство для жизни людей.

Моя жилая группа — это три дома, соединенных общей галереей (наподобие того, как главный корпус кампуса ДВФУ соединен с несколькими другими зданиями). Все элементы домов, включая несущие конструкции, выполнены из дерева.

Особое внимание я уделила дворам. Движение машин в жилом комплексе запрещено (на территории для транспорта предусмотрена подземная парковка, второй паркинг — за территорией жилого района).

Дома для комфорта проживающих я сделала малоэтажными. Еще советские социологи установили: те, кто живет до 5—6 этажа, выходят гулять во двор, а вот жильцы квартир на более высоких этажах уже не воспринимают двор «своим» — проще выйти на балкон. В результате все придомовая территория становится бесконтрольной, а это, в конечном счете, плохо влияет в том числе и на состояние здоровья.

Крыши у жилых домов в моем комплексе плоские. Над ними на независимом каркасе есть навес сложной формы из трубок, которые с внутренней стороны содержат гибкие фотоэлементы. «Солнечная решетка» обеспечит жилую группу электричеством в солнечные дни. За счет своей цилиндрической формы трубки также собирают воду, которую можно использовать в технических целях.

Поставив каждый свой дом двором на юг или юго-запад, я добилась оптимальной ветрозащиты: дома оказались защищены как от сильных зимних, так и от влажных летних ветров (на северной стороне нет ни одной квартиры). В конечном счете, такое расположение влияет и на энергоэффективность дома — расходы на его отопление будут значительно ниже. В узлах на пересечении домов я расположила социально значимые помещения, такие как изостудия, тренажерный зал и вертикальные фермы.

— Можно о последнем поподробнее?

— Вертикальные фермы в архитектуре — сооружения, на территории которых люди выращивают овощные культуры. Выгода здесь не только в дополнительном кислороде, выделяемом растениями, но еще и в том, что экологически чистые продукты для местного потребления выращиваются на дому. За рубежом есть практика встраивания таких ферм в рабочие, офисные пространства. В моем случае фермы придутся по душе так любящим землю пенсионерам и станут для них дополнительным местом приложения труда.

Кстати, такие сооружения в новых домах сейчас очень популярны. В 2010 году, например, в одном из пригородов Лондона сдали жилой комплекс для молодых рабочих. На кровле — 28 индивидуальных огородов. Три четверти квартир было раскуплено еще на стадии строительства.

— Ты планируешь в будущем стать «зеленым» архитектором?

— Конечно, мне бы хотелось продолжить этим заниматься. Пока что думаю после окончания ДВФУ поехать учиться за рубеж, посмотреть, как там развивается «зеленое» направление.

Павел Казанцев: «зеленую» архитектуру изобрели в древнем Китае

— Как давно «зеленая» архитектура стала популярной?

— Это далеко не современное изобретение. Первым «зеленым» архитектором можно назвать древнего человека, выбравшего для стоянки пещеру с южной стороны горы. Китайский фэншуй в рациональном европейском переводе — трактат по «зеленой» архитектуре муссонной климатической зоны, рассказанный в восточных терминах. То же эскимосское иглу из «подножного материала» — снежных блоков, сберегающее тепло и растворяющееся в окружающей среде по завершении «жизненного цикла», идеально подходит под современное определение «экодома». В современной архитектуре «зеленая» идея «вернулась» из 70-х, а документально была оформлена в берлинской хартии «О солнечной архитектуре» в 1993 г.

Каковы мировые тренды в этом направлении?

— Сегодня «зеленая» архитектура перестала быть просто модой, и в большинстве развитых стран мира оценивается как безальтернативный путь развития градостроительной культуры. К 2020 году в ЕС и США просто нельзя будет проектировать «незеленые» здания (здания, в которых используются нефть и газ для отопления, и игнорируются солнечный и ветровой режим территории). Великобритания и Дания в новых архитекторских проектах уже вышли не только на нулевое энерго- и теплопотребление из внешних источников, но и на ноль процентов эмиссии углекислого газа. Сохранения объемов кислорода, выделяемого зелеными насаждениями при фотосинтезе до начала строительства, архитекторы добиваются включением в архитектуру зданий «зеленых» кровель, вертикальных «зеленых» фасадов и «городских ферм».

Другой интересный тренд — строительство многоэтажных деревянных домов. В этом смысле проект Яны скорее норма, а не исключение. Дело в том, что 1 м3 конструкций из дерева консервирует почти тонну углекислого газа. В США даже хотят пересмотреть устаревшие нормативы, согласно которым из-за пожароопасности нельзя строить деревянные дома выше, чем четыре этажа.

Современные технологии обработки дерева серьезно шагнули вперед. Даже «картонные» конструкции уже не горят, например разработанный в Японии трубчатый профиль из бумаги для каркасных конструкций. В эксперименте на огнестойкость газовая горелка за три часа прожгла в стенках профиля лишь небольшое отверстие.

— Насколько в России востребованы «зеленые» проекты?

Проблемы энергоэффективности и энергосбережения сейчас «на слуху» и в нашей стране, можно вспомнить хотя бы ряд законов, принятых недавно. Но сбережение ресурсов планируется достичь за счет внедрения энергосберегающих инженерных систем, эффективных утеплителей, повышения тарифов на энерго- и водные ресурсы и т.п. «Зеленая» архитектура в современной европейской трактовке, о которой мы и говорим, — это форма здания и его размещение на участке, решение фасадов, планировка помещений и ландшафтный дизайн. Как показывают расчеты и эксперименты, только использование этих приемов может снизить потребности в тепле в условиях южного Приморья на 50%.

В европейской части России «зеленые» здания строят зарубежные девелоперы. Заказчики — те организации, которые позиционируют себя как фирмы, сохраняющие окружающую среду. Например, здание Фонда дикой природы построено по «зеленой» технологии. Отечественному «Газпрому», наверное, пока нет потребности так себя позиционировать, поэтому у них обычный офис.

А вот олимпийские объекты в Сочи в основном старались проектировать по «зеленым» стандартам — это одно из требований Международного Олимпийского комитета к странам, проводящим как зимние, так и летние игры.

Если говорить про конкурс «Зеленый проект», на котором выиграла Яна, то на первом таком мероприятии практически не было студенческих работ. Сегодня это 25 вузов из России.

— Что останавливает наших соотечественников, принимающих решение о строительстве? Большие затраты?

— Дороже это только в краткосрочной перспективе. Вот, например, помещение, в котором мы беседуем (интервью проходило в корпусе С на кафедре архитектуры и градостроительства Инженерной школы. — Прим. автора). Витраж во всю стену, но только две небольшие форточки. Хотя кампус находится в парке у моря и «купается» в свежем воздухе, душно и много солнца. Если поставить энергосберегающий витраж, это помещение можно, в принципе, не отапливать, но нужно другое — «селективное» — стекло, раза в два-три дороже. Добавив форточек, можно было бы экономить и на принудительной вентиляции (сколько будет стоить такое постоянное проветривание лет за 50?). Но витраж с форточками также заметно дороже простого «глухого».

Но чтобы такой подход реализовать повсеместно, придется в корне менять всю экономическую модель в области архитектуры. Ведь покупая квартиру или офис, я считаю только стоимость квадратного метра и не учитываю сумму коммунальных платежей за 30—50 лет. Вот и получается, что выгоднее пока ставить обычное стекло.

 — Но все-таки хотя бы какое-то «зеленое» строительство во Владивостоке ведется?

— В основном, в частном секторе. В первую очередь для заказчиков, чьи участки расположены в резко дискомфортных зонах. Два моих недавних проекта, например, будут расположены на вершине горы — людей там попросту сдувает. У них реально насущная потребность поставить дом с учетом розы ветров, да и переплачивать за отопление им не с руки.

Другой пример — построенный недавно микрорайон Снеговая падь. Прежде всего, нужно понять, для кого его проектировали. Для архитектора офицер — заказчик обезличенный. Реальный — Министерство обороны, которому нужно, чтобы дома сдали быстро, к сроку и за минимум денег. Поэтому архитектура района в итоге решена без учета ветра и солнца и других наработок «зеленой» архитектуры. Внедрение «зеленых» технологий могло привести к удорожанию квадратного метра процентов на 10—30%. В краткосрочной перспективе заказчик «зеленых» технологий проиграет, часть офицеров может не получить своих квартир. А так растущие коммунальные платежи останутся только проблемой новоселов. К сожалению, экономика «коротких» денег в области строительства пока преобладает. Хотя давно уже пора включать в паспорт квартиры стоимость квадратного метра с учетом затрат на эксплуатацию жилья примерно за 50 лет (средний срок службы жилого дома).

— Павел Анатольевич, знаете ли вы случаи, когда студенческие «зеленые» проекты находили свое реальное воплощение?

— Лет 10 назад мы пытались предложить для размещения на территории детских садов и во дворах города «солнечные» игровые площадки для детей, защищенные от стылого зимнего ветра и прогреваемые солнышком. Макеты площадок были предложены одному из прежних главных архитекторов города, но до реального строительства дело так и не дошло. Хотя чертежи этих небольших объектов вполне по силам студентам третьего курса. Тем более сейчас в ДВФУ есть программное обеспечение, позволяющее просчитать реальный ветрозащитный и солнечный тепловой эффект студенческих фантазий. Была попытка подключить студентов к проектированию и строительству учебно-опытного экомодуля на загородной базе ДВФУ. Пока это направление в связи с переездом в новый кампус было приостановлено.

В целом, проблема большой «зеленой» архитектуры в том, что нет экономической модели развертывания массового «зеленого» строительства на территории России. Наверное, это следствие, как пока представляется, «неограниченных» сырьевых запасов страны. Страны ЕС, зависимые от экспорта сырья, начинают выстраивать ресурсосберегающую градостроительную культуру.