Фактчекинг: автомобили будут запрещены к 2030 году?

18 октября 2023

В соцсетях и СМИ распространяется информация (1 и 2) о том, что по требованию Всемирного экономического форума использование личных автомобилей будет запрещено к 2030 году. Так ли это, разбираемся в совместном проекте ДВФУ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации. Материал подготовлен для фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».

Как утверждают представленные источники, в нескольких документах, опубликованных Всемирным экономическим форумом, руководство ВЭФ требует от мировых правительств начать постепенный отказ от владения автомобилями, чтобы в будущем полностью запретить их для всех, кроме людей с исключительным социальным кредитным рейтингом. Также упоминается запрет на свободное перемещение и общий отказ от признания частной собственности. Все вышесказанное обозначено как требование, обязательное к исполнению.

Всемирный экономический форум (ВЭФ) — швейцарская неправительственная организация, наиболее известная проведением ежегодных встреч в Давосе. На встречи приглашаются ведущие руководители бизнеса, политические лидеры, видные мыслители и журналисты. Предметом обсуждения являются наиболее острые мировые проблемы, включая здравоохранение и экологию.

Основатель и руководитель ВЭФ — профессор Клаус Шваб. По его инициативе в 1971 был проведён первый симпозиум, собравший около 450 руководителей ведущих европейских компаний, чтобы обсудить перспективы мировой экономики и выработать общую стратегию. В середине 1970-х годов в Давос стали приглашать влиятельных людей со всего мира (членов правительств и лидеров бизнеса), и уже в следующем десятилетии форум приобрёл статус одного из главных событий года.

В 1987 году он получил своё нынешнее название — Всемирный экономический форум, а также хорошо известный логотип ВЭФ, который выражает идею открытого мира и показывает стремление организации объединить мир.

Главным мероприятием ВЭФ являются ежегодные встречи, которые проводятся на горнолыжном курорте Давос. На них в неформальной обстановке обсуждаются ключевые вопросы современности, перспективы экономического развития, укрепления стабильности и мира, положение в «горячих точках».

ВЭФ не принимает резолюции или другие итоговые документы, не генерирует обязательных мер, норм и правил, обязательных для выполнения его участниками, не устанавливает запретов, не выдает разрешений, и не осуществляет никакой управленческой деятельности.

Документы форума не носят обязательного к исполнению или рекомендательного характера, а представляют собой лишь результаты обсуждения какой-либо темы его участниками.

Важно, что опубликованный материал не соответствует информации, изложенной в документах (1 и 2), на которые ссылаются авторы. Налицо намеренная попытка введения читателя в заблуждение – по всей видимости автор (или авторы) материала надеялись, что читатель не будет переходить по ссылкам и переводить прилагаемые документы.

В документе «Переход к «зеленой» энергетике является ключом как к борьбе с изменением климата, так и к созданию устойчивой экономики» изложены размышления о перспективных концепциях устройства государств и мира в целом в новой климатической реальности. Материал под названием «3 подхода к экономике замкнутого цикла для снижения спроса на критически важные металлы» представляет рассуждения о перспективах переработки бытовой техники и электронных устройств, а также продления срока эксплуатации товаров народного потребления.

Никаких указаний или пожеланий по запрету на использование личного автомобильного транспорта не устанавливается. Сведений о каком-либо «социальном рейтинге», системах стратификации и градации населения также не указано.

Следует отметить, что концепция совместного использования имущества – шеринг-экономика, которую авторы публикаций рассматривают как угрозу, уже является частью существующей экономики, в том числе и в Российской Федерации.

Экономика совместного потребления - осознанный отказ от частной собственности ради большей свободы выбора. Понятие новое, поэтому в него часто включают разные бизнес-модели. Но суть везде примерно одинакова: это более эффективное использование имеющихся ресурсов (имущества, времени, денег).

Экономика совместного потребления развивается очень быстро. Уже сейчас мировой рынок оценивается в $30 млрд. А через 15 лет она превысит $500 млрд. Компании-первопроходцы уже оказывают влияние на традиционные секторы. Взять те же Uber или Airbnb. Им удалось существенно изменить структуру сложившихся рынков перевозок и гостеприимства. Цены на такси и аренду жилья существенно снизились. Поведение потребителей меняется и в других сферах, куда проникают идеи совместного использования различных вещей.

В России экономика совместного потребления – восходящий тренд. На территории Москвы и некоторых крупных городов России функционирует каршеринг, бытовые товары выдаются в пользование потребителю по подписке. Онлайн-кинотеатры, музыкальные сервисы – это тоже пример шеринг-экономики. Коворкинги, совместное использование рабочих мест – все это примеры совместного использования человеком материальных ценностей.

Что касается экологических аспектов, то ряд предприятий страны осуществляет переработку электронных устройств, производственного и бытового мусора, производя в результате новые товары, и экономя ресурсы.

Многолетняя практика реализации вышеозначенных бизнес-моделей доказала свою эффективность, не создавая угроз личной свободе потребителя, возникновению ограничений права частной собственности в результате применения не возникло.

Более того – подобные бизнес-модели стимулируют производителей разрабатывать и выпускать продукцию с длительным сроком эксплуатации, учитывать выявленные в ходе использования недостатки, и проводить НИОКР по их устранению.