Фактчекинг: найден новый континент – Зеландия?

24 октября 2023

В различных источниках обсуждается статья новозеландских авторов о якобы открытии седьмого континента. Так ли это, разбираемся в совместном проекте ДВФУ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации. Материал подготовлен для фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».

По мнению коллектива учёных, опубликованному в журнале Tectonics в сентябре 2023 года, результаты проведённых тектонических и геологических исследований в районе подводного хребта Фэрвэй в Коралловом море позволяют говорить о наличии здесь осколков затонувшего материка Зеландия. Вулканические выбросы относятся к раннему Критскому периоду, а базальтовые и гранитные породы – к позднему Эоцену, а значит – в мезозойскую эру произошло отделение от Гондваны нового континента размером в две трети Австралии. Ландшафт Зеландии мог напоминать запад США и северо-запад Мексики. Однако из-за бурной тектонической активности в зонах магматических разломов континент в итоге опустился в основном ниже уровня Мирового океана. Далее новозеландский исследователь Ник Мортимер заявил о создании точной карты затонувшего континента на основе изучения характера изменений морского дна в районе предполагаемых границ Зеландии.

Данная гипотеза активно распространялась не только в научных, но и в популярных и публицистических изданиях, постепенно обрастая всевозможными домыслами. Например встречались даже измышления о том, что «наконец найдена исчезнувшая Атлантида», несмотря на то, что данные новозеландских учёных относятся к сроку давности не менее 40 млн лет назад, когда никаких людей на Земле ещё не было.Существуют и ещё более фантастические теории о грядущем исчезновении человечества из-за возрастающей тектонической активности и, конечно, о неизвестных формах жизни на «новом континенте».

Отечественный альманах «Вокруг света» опубликовал заметку о возможном открытии ранее неизвестного, седьмого континента площадью 5 млн кв. км. По представленной версии, Северный и Южный острова, составляющие основу территории Новой Зеландии, представляют собой лишь малую часть находящегося под водой материка. В ходе разлома Зеландия отделилась от Антарктиды и Австралии, о чём свидетельствует относительно тонкая в данном районе земная кора – всего 10 км против обычных 30-45 км.

Доцент Московского государственного университета геодезии и картографии Дмитрий Логинов на сайте вуза опубликовал опровержение данных новозеландских учёных. На его взгляд, только лишь по представленной в журнале Tectonics батиметрической карте, отображающей рельеф дна океана, судить об открытии нового материке однозначно нельзя. Скорее всего, речь всё же идёт о шельфовой зоне Новой Зеландии, то есть части земной коры материкового типа, которая сравнительно неглубоко находится под водой. Исходя из такой логики, новыми континентами можно назвать любые подводные возвышения, которых достаточно в Мировой океане. Например, Кергеленское плато или хребет 90-го градуса. Возможно, Зеландия и является субконтинентом, подобно полуострову Индостан, однако данный массив совершенно точно делится пополам Австралийской и Тихоокеанской литосферными плитами, потому важность и значение его преувеличены.

Предположения о существовании нового материка как осколка древнего суперконтинента Гондваны, высказываются уже более 100 лет, однако никаких достоверных доказательств до сих пор не представлено. Термин «Зеландия» применительно к новому гипотетическому континенту был введён в оборот ещё в 1995 году. Имелся в виду затонувший континентальный берег Австралии, предположительно являющийся частью более крупного массива суши. Гипотезу о «Зеландии» предложил учёный из Калифорнийского университета в качестве иллюстрации к идее, что Новая Зеландия, Новая Каледония и обломки земной коры, находящиеся под водой, отделились от Австралии ещё от 60 до 85 миллионов лет назад и могли составлять единую часть суши. Некоторые отечественные авторы также допускали существование Зеландии, которая 65 млн лет назад отделилась от Австралии в результате астероидной бомбардировки и затонула.

Тем не менее, детали всех этих предположений изучить достаточно проблематично в силу труднодоступности горных пород на морском дне. Некоторую дополнительную информацию могут дать сведения о магнитных аномалиях в данной зоне и характере тектонической активности. Кроме того, стоит исследовать различные аспекты вопроса для формирования более полной картины, а открытые результаты должны быть подвергнуты экспертизе и рецензированию со стороны всего международного научного сообщества для верификации.