Фактчекинг: ученые из Швейцарии нашли в организме человека новый орган?

20 октября 2023

В соцсетях распространяется информация о том, что швейцарские ученые открыли в организме человека новый орган. Так ли это, разбираемся в совместном проекте ДВФУ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации. Материал подготовлен для фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».

На официальном сайте журнала Molecular Biology of the Cell (MBoC) в последнем номере, вышедшим 1 октября, действительно есть статья под названием «A dedicated cytoplasmic container collects extrachromosomal DNA away from the mammalian nucleus» (рус.: Специальный цитоплазматический контейнер собирает внехромосомную ДНК из ядра млекопитающих).

Однако, ещё в аннотации данной научной работы прямо заявляется, что авторы исследования понимают под термином «эксклюсома» - в статье так именуется цитоплазматический контейнер, часто также содержащий внехромосомную теломерную ДНК и поддерживающийся клеткой в течение нескольких циклов деления. Этот контейнер представляет из себя двойную мембрану в цитоплазме, он окружает ДНК дочерней клетки и защищает её структуру на одной из стадий клеточного деления, он формируется не всегда и не всех типов клеток. Из этого описания следует, что упомянутая структура не является органом человека или другого млекопитающего, но может являться одной из неоткрытых до этого времени органелл, существующей, однако, только в некоторых типах клеток.

Следует подчеркнуть, что тематика и рассматриваемой статьи, и журнала, где она была опубликована, относятся к внутриклеточному уровню. Основными рубриками журнала Molecular Biology of the Cell (MBoC) являются: рост и деление клеток; ядерные и цитоскелетные процессы; мембранный транспорт и аутофагия; биология органелл; количественная клеточная биология; физическая клеточная биология и механобиология; клеточная сигнализация; биология и развитие стволовых клеток; биология рака; клеточная иммунология и микробный патогенез; клеточная нейробиология; биология прокариотических клеток; и клеточная биология заболеваний. Таким образом, в данном журнале в принципе не публикуются научные статьи, относящиеся к более высоким (тканевому и органному) структурным уровням организации живого.

Данную новость прокомментировали научный сотрудник Института иммунологии и физиологии Уральского отделения РАН Михаил Болков в своём интервью «Известиям» и генетик, заслуженный врач РФ, профессор кафедры поликлинической педиатрии РМАНПО, доктор биологических наук Евгений Лильин для сайта news.ru, которые также опровергли обнаружение у человека нового органа.

Перспективы открытия швейцарских учёных ещё только предстоит оценить. Вместе с тем, нельзя не отметить важность изучения клеточных процессов. Клеточные процессы — это основа жизни, на которой строится весь многообразный организм живых существ. В последние десятилетия научные исследования в области биологии и медицины сильно продвинулись в понимании того, как клетки функционируют и какие процессы происходят внутри них. Эти исследования играют важнейшую роль в различных аспектах нашей жизни и будущего человечества. Клеточные исследования имеют огромное значение в области сельского хозяйства и пищевой промышленности. Они помогают улучшать сорта культур, делая их более урожайными и устойчивыми к болезням, что способствует обеспечению пищей растущего населения планеты.

Клеточные исследования также играют важную роль в борьбе с пандемиями, инфекционными и онкологическими заболеваниями. Понимание механизмов, по которым вирусы и бактерии взаимодействуют с клетками, позволяет разрабатывать вакцины и лекарства для их предотвращения и лечения. Понимание механизмов доставки ДНК в ядро клетки позволило создать вакцину от COVID-19, а разработка "генетических ножниц" CRISPR-Cas9 открывает новые возможности по борьбе с серьёзными наследственными заболеваниями, такими как муковисцидоз, мышечная дистрофия Дюшенна, бета-талассемия, нейродегенеративная болезнь Тея-Сакса и болезнь Хантингтона.

В будущем прорывы в исследованиях клеточных процессов могут привести к созданию искусственных органов и тканей, регенерации тела, и даже возможности модификации генома для улучшения человеческих характеристик. Это открывает новые горизонты для медицины, улучшения качества жизни и развития научных технологий, а государства, наиболее преуспевшие в таких исследованиях, смогут извлечь для себя максимум выгоды в формирующемся шестом технологическом укладе.

В представленном для анализа Сообщении использован прием подмены понятий, в ходе реализации которого автор вводит читателя в заблуждение, через формулировку заголовка (открытие было не на уровне органов и касалось не только человеческого организма), кроме того, упомянутая «эксклюсома» встречается в клетках не всех типов тканей. Заголовок Сообщения носит подчёркнуто кричащий, «кликбейтный» характер и входит в противоречие с текстом Сообщения. Подобный способ часто применяется в интернет-публикациях для увеличения охвата и числа просмотров. В самом тексте Сообщения в дальнейшем приводятся подробности, которые и без привлечения авторитетных источников, лишь на основании знаний школьной программы позволяют сделать вывод о низком качестве данного источника.