Фактчекинг: валовой внутренний продукт не отражает реальную ситуацию на рынке?
В соцсетях распространяется информация о том, что валовой внутренний продукт не отражает реальную ситуацию на рынке, что ВВП – это цифры ни о чем и они мало имеют отношения к реальной жизни. Так ли это разберемся в совместном проекте учёных ДВФУ с «Лапша Медиа», направленном на разоблачение недостоверной информации.
Начать следует с того, что исходное Сообщение содержит два основных тезиса. Первый говорит о том, что Валовой внутренний продукт не отражает ситуацию на некоем «рынке», без уточнения конкретики. Главный посыл второго – что показатель ВВП не влияет напрямую на уровень жизни населения той или иной страны.
Валовой внутренний продукт (ВВП) — это рыночная стоимость всех произведенных в стране товаров и услуг для конечного использования, то есть предназначенных для потребления, а не для производства других товаров или услуг. Также ВВП можно рассчитать как общий доход граждан, компаний и государства за определенный период. Впервые это понятие было предложено в 1934 году Саймоном Кузнецом. Следует отметить, что данный показатель может быть как рассчитан с использованием различных методик (по доходам, по расходам или по добавленной стоимости), так и представлен в различных значениях – номинальном ВВП (номинал) и по паритету покупательной способности (ВВП по ППС) в текущих ценах. Номинальный ВВП исчисляется в долларовом выражении, посчитанном с помощью рыночного либо установленного властями обменного курса. Этот показатель является фактическим и не учитывает разницу в ценах на однородные товары и услуги в различных странах. Так как цены в развитых странах выше, чем в развивающихся, номинальный ВВП развитых стран несколько завышен, а номинальный ВВП развивающихся стран несколько занижен. ВВП по ППС является более объективным показателем, так как учитывает разницу в стоимости жизни в разных странах. При использовании данного метода расчёта делается поправка на уровень текущих цен в экономике страны (а значит и покупательную способность валюты). ВВП по ППС точнее определяет уровень жизни для граждан внутри своих стран, без фактического (номинального) сравнения на базе единого показателя.
Другим важным показателем, производным от ВВП, является ВВП на душу населения. Он равен значению ВВП, поделенному на количество жителей страны. Чем выше этот показатель, тем больше и продуктивнее работают граждане и, соответственно, в среднем больше зарабатывают. Например, Люксембург с населением 626 тысяч человек занял по этому показателю в 2021 году первое место в мире, и в этой стране ВВП на душу населения намного больше, чем в Индии или Китае с населением около 1,4 млрд человек. Китай, по данным Международного валютного фонда на 2021 год, занимает только 59-е место в мире — 11 891 доллар. Потому что население огромное, и при самом большом ВВП по ППС на одного китайца приходится гораздо меньше, чем на граждан в десятках других стран. В Люксембурге этот показатель составляет 131 301 доллар — в 11 раз больше, чем в Китае. Для обычных людей наиболее важный из всех видов ВВП — именно тот, который «на душу населения». Но если растёт реальный валовой внутренний продукт страны, это почти всегда означает и рост реальных доходов населения. Поэтому ВВП — не только самый популярный показатель экономического развития страны, но и достаточно надёжный способ определить, насколько богато или бедно живут в ней люди.
Что касается «рынка», упоминаемого в первом тезисе сообщения, то кроме расчета самого ВВП и ВВП на душу населения статистики смотрят вклад каждой сферы экономической деятельности в валовой внутренний продукт. То есть изучают структуру ВВП по отраслям. Это помогает понять, какие направления развиваются быстрее, а какие отстают или стагнируют. Так, многие полагают, что экономика России основана на добыче полезных ископаемых — в первую очередь нефти и газа. Но если посмотреть на структуру ВВП в 2021 году, то окажется, что самую большую долю занимают обрабатывающие производства — 16,1%. На втором месте торговля — 13%. А добыча полезных ископаемых лишь на третьем — 12,8%. Если в Сообщении рынок понимается как совокупность отраслей экономики, тогда тезис неверен. Стоит сказать и о том, что при расчете ВВП не учитывают доходы, которые не связаны с производством. В частности, к ним относятся сделки с ценными бумагами, в том числе на фондовом рынке; государственные безвозмездные расходы — пенсии, пособия, стипендии, субсидии, дотации; продажа подержанных товаров — их стоимость уже посчитали при производстве. Соответственно, если речь шла исключительно о фондовом рынке, можно говорить о том, что процессы, связанные с ВВП, напрямую не коррелируют с ростом или снижением капитализации публичных компаний.
Любые оценки ВВП являются относительными, как из-за различных методик расчёта, так и из-за невозможности полностью охватить все экономические процессы, происходящие в государстве. Например, теневая экономика может включаться в ВВП, однако расчет ее размеров не очень точный из-за сложности оценки. У Росстата есть даже специальный показатель — «ненаблюдаемая экономика». Например, в 2019 она составляла порядка 11,6% ВВП России. МВФ оценивает теневую экономику России заметно выше — более 30%.
Нельзя не отметить и тот факт, что чрезмерный акцент на роли ВВП при оценке благосостояния населения подвергается критике в том числе и со стороны экономистов. Так, по мнению профессора Колумбийского университета, главного экономиста Института Рузвельта Джозефа Стиглица, ВВП не учитывает характер производимой продукции и долговременные перспективы — рост добычи природных ресурсов и рост объёмов высокотехнологичной продукции оказывают на показатель одинаковое влияние. Методика подсчёта ВВП поощряет истощение природных ресурсов, засчитывая уменьшение природного капитала в качестве дохода, хотя этим подрывается основа аналогичных доходов в будущем и ведёт к деградации экосистем, с которыми связано поддержание жизни на планете. Также ВВП не учитывает качество окружающей среды и состояние здоровья людей, их удовлетворенность жизнью. По мнению критиков, рост ВВП в современном мире стал чем-то вроде «магической формулы» для решения всех проблем. Предложен ряд альтернативных индикаторов, призванных устранить недостатки, присущие ВВП. Некоторые из них, в частности Индикатор подлинного прогресса и Чистые накопления также основаны на системе национальных счетов и выражаются в денежной форме.
Затрагиваемая в Сообщении тема является многогранной и содержит множество нюансов и аспектов, по некоторым из которых нет консенсуса даже в среде учёных-экономистов. Вместе с тем, имеющихся в открытом доступе и доступных для понимания читателя материалов достаточно, чтобы сделать вывод о том, что ВВП является полезным показателем, по которому можно сделать некоторые выводы относительно экономики интересующей страны, однако для полного понимания экономических процессов его следует изучать в связке с другими метриками.