Новое о старообрядцах рассказывают на XI краевой религиоведческой школе в ДВФУ

19 марта 2014

Валерий ПОСТНИКОВ [текст],

​Анастасия КОТЛЯРОВА [фото]

18 марта в ДВФУ начала работу XI краевая религиоведческая школа — специальный курс лекций, проводимый с целью углубленного изучения отечественной культуры. В числе ее организаторов — кафедра теологии и религиоведения Школы гуманитарных наук ДВФУ, Департамент образования и науки Приморского края, Приморский краевой институт развития образования, Владивостокская епархия Русской Православной Церкви. Тема религиоведческой школы в этом году — «Старообрядцы в отечественной истории и культуре».

— Наша религиоведческая школа — это плановое событие. Но прежде мы проводили такие школы, главным образом, с просветительскими целями, адресуя их аудитории учителей и старшеклассников. В этот раз вот решили поднять статус мероприятия и привлечь специалистов, которые могли бы читать лекции, интересные и нашим студентам, и преподавателям, — объяснила кандидат философских наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой теологии и религиоведения ДВФУ Анна Здор. — Мы пригласили доктора церковной истории, доктора исторических наук профессора отца Георгия Ореханова, который представляет Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ, г. Москва). Это ведущий вуз в России в области теологического образования, там обучаются не только будущие священнослужители, но и миряне, которые хотят глубже знать свою духовную традицию. Особенность этого университета в том, что наряду с классическим богословским он дает всестороннее гуманитарное образование. Мы давно сотрудничаем с этим университетом, а теперь надеемся на участие ведущих преподавателей ПСТГУ в наших религиоведческих школах.

 Георгий Ореханов

Материал первой лекции о. Георгия Ореханова в основном был посвящен вопросам отношений российского государства и старообрядцев в XVIII—XIX веках, законодательства Российской империи о старообрядцах. Несмотря на кажущуюся сухость темы, на лекции звучало много интересной и актуальной информации. Например, лектор рассказал, что одним из жизненно важных вопросов для старообрядцев был вопрос о законности их браков. Для верующих людей это сложная проблема, связанная с вопросами религиозной догматики. Проблема была в том, что единственной законной формой брака в то время считалось венчание в церкви. Но поскольку старообрядцы находились за пределами господствующей церкви, их браки и дети считались незаконными, возникали проблемы с наследованием имущества. Острота этой проблемы была смягчена, когда в 1874 году в России были приняты правила о метрической записи браков раскольников, по которым браки старообрядцев были легализованы. Этот интересный прецедент, по сути, впервые в России ввел институт гражданского, т.е. нецерковного, брака, который сейчас у нас является основным.

Одной из главных идей лектория стало утверждение, что старообрядчество вовсе не было изолированной частью российской жизни. Например, «Выголексинское общежитие» (монастырская община), которое было основано в 1694 году в Карелии, стало крупнейшим всероссийским центром старообрядчества XVIII века и превратилось в мощный экономический центр, который торговал с Москвой, С.-Петербургом, Поволжьем. Эта община была на особом счету у Петра I, поскольку являлась крупным налогоплательщиком. Экономическое процветание обеспечивало развитие культуры староверов. Здесь было создано одно из главных старообрядческих сочинений «Поморские ответы» (1723). К 1835 году на Выге жило около 3 тыс. человек с общим капиталом 200 тыс. рублей — по тем временам очень значительная сумма.

Приморские старообрядцы. Фотография с выставки «Вера. Надежда. Маньчжурия. Русские старообрядцы в фотографиях японского учёного Ямадзоэ Сабуро. 1938–1941» Источник: http://japanblog.su/post253667350

Или другой интересный пример: известно, что крупный деятель старообрядческого движения Илья Ковылин, один из самых богатых москвичей начала XIX века, помог врачу Михаилу Достоевскому, будущему отцу Федора Достоевского, устроиться на работу в одну из московских больниц, в которой в 1821 году и родился великий русский писатель.

Так, на примере исторических фактов профессор показал, что старообрядчество играло заметную роль в истории нашей страны. По сути, старообрядчество выступало на протяжении XVIII—XIX веков как одна из основных общественных сил в России. По этому поводу можно вспомнить высказывание выдающегося русского публициста Александра Герцена о том, что староверы своим сопротивлением и «археологическими обрядами», в сущности, «отстаивали веру в народную жизнь» (статья «Русские немцы и немецкие русские», 1859).

После лекции мы задали вопросы профессорам:

Отец Георгий, из Ваших лекций понятно, что старообрядчество имеет богатую и интересную историю. Можем ли мы увидеть какие-либо точки соприкосновения этого явления с современным православием?

— Надо понимать, что нас со старообрядцами разделяет очень многое. О сферах соприкосновения, с моей точки зрения, можно говорить только в области старообрядческого искусства и отношения к традиции. Благодаря им мы сохранили представление о древней иконописи, напевах, богослужении. Но меня в большей степени интересует идеология старообрядчества, то, какие идейные посылы, концепты имели для старообрядцев значение и как они влияли на религиозную ситуацию в России в различные исторические периоды.

Каких крупных российских исторических личностей из среды старообрядцев Вы можете назвать?

— Это, например, Павел Великодворский, благодаря энергии которого в 1846 году была создана Белокриницкая иерархия (самостоятельная церковная организация староверов). Это и старообрядческое купечество, которое в конце XIX — начале XX веков стало играть значительную роль в российской экономике, отчасти и в политике. Например, семья Рябушинских, выходцы из старообрядцев, фактически были основателями первого в России автомобильного завода, построенного в 1916 году (впоследствии он стал знаменитым ЗИЛом). Богатых, влиятельных старообрядческих семей было очень много: Коноваловы, Рахмановы, Третьяковы. Выходцем из купцов-старообрядцев был Александр Гучков — один из инициаторов создания партии октябристов (1905), крупный политический деятель начала XX века.

Анна Владимировна, какое значение для нас имеет изучение старообрядчества?

— Это значительный пласт нашей культуры. Но актуальность этой темы определяется не только академическими интересами. Верующими людьми церковный раскол воспринимается как трагедия, как рана, которая нуждается в исцелении, хотя очевидно, что это очень непросто. Потому к данному вопросу неравнодушное отношение. Старообрядцы вызывают уважение и тем, как серьезно они относятся к вопросам духовной жизни и повседневной нравственности, и тем, как чтят традиции, и заботой о сохранении русской культурой своей самобытности. Вот почему вопросы изучения старообрядчества, как и более широкие вопросы изучения религиозной культуры, имеют не только научную, но и общественную значимость.

Напомним, что лекции спецкурса «Русское старообрядчество XVIII — нач. XXI вв.» будут проходить в аудитории F301 Школы гуманитарных наук ДВФУ 20 марта с 10.10 до 13.20; открытая лекция протоиерея Георгия Ореханова «Русская Православная Церковь и Лев Толстой» состоится 20 марта в 15.30 в аудитории F301. 22 марта с 9.30 до 12.00 состоится лекторий, посвященный старообрядчеству на Дальнем Востоке. Место проведения — Приморский краевой институт развития образования, ул. Станюковича, 28, 4-й этаж, актовый зал.