Приморская археология — от Испании до Эквадора

13 мая 2014

Валерий ПОСТНИКОВ [текст]

Российские ученые говорят, что Приморье — это уникальная «археологическая провинция». Поэтому наш край привлекает не только местных археологов, но и иностранцев. Это специалисты из Японии, Кореи, Китая, США, Канады и даже Европы. Что ценного может дать приморская археология для международной науки и чем интересны наши древности, нам рассказал археолог, кандидат исторических наук, заведующий Учебно-научным музеем ДВФУ Александр Попов.

— У нашей археологии действительно есть немалый международный потенциал. Чтобы понять интерес зарубежных археологов к нам, нужно посмотреть на себя их глазами. Дело в том, что природа Приморья уникальна для широты 40 градусов нашего полушария. Во многих регионах мира на этой широте — засушливые субтропики, зона степей и полупустынь. Но на побережье Японского моря очень богатая природа и заметно прохладнее. Японское море из-за своих глубин и географического положения — одно из самых продуктивных морей мира в промысловом отношении. Поэтому в нашем регионе развивались своеобразные древние культуры, которые привлекают исследователей своей спецификой.

Недавно я вернулся из Франции, где в городе Ренн проводилась международная археологическая конференция «Археология приморских охотников и собирателей», посвященная изучению «раковинных куч» — кухонных остатков, сделанных первобытными собирателями съедобных морских моллюсков. Были представлены доклады специалистов из Франции, Испании, Португалии, Швеции, Японии, России. Моя презентация была посвящена последним раскопкам раковинных куч в Приморье (кстати, данные исследования поддержаны грантом Научного фонда ДВФУ). Этот доклад вызвал интерес у зарубежных коллег. В результате у нас возникла идея провести сравнительный анализ археологических материалов возрастом 7–5 тыс. лет назад крайних регионов Евразии — атлантического побережья Европы и тихоокеанского побережья Дальнего Востока России.

Исследования древнейшего прошлого Приморья зачастую имеют международный характер. Например, в рамках полученных нами грантов мы работаем над двумя научными темами. Первая — это «Приморье в контексте проблемы эволюции межкультурных контактов в тихоокеанском бассейне» (по данным археологии). Вторая — о развитии древних инноваций на побережье Тихого океана на основе сравнения памятников Приморья и побережья Эквадора. Такие сравнения всегда дают импульс к новым идеям, ценный исследовательский опыт.

Раскопки раковинной кучи на острове Русском

Но ведь Эквадор это очень далеко. Какие у нас могут быть связи с американской археологией?

— Известно, что заселение американского континента происходило через древнюю Берингию, где сейчас находится Берингов пролив. Сюда двигались группы древних людей с запада на восток вдоль ледникового щита с одной стороны, а с другой — вдоль побережья Тихого океана с юга на север. Кроме того, нельзя отбрасывать возможность продвижения по цепи островов восточной и северной части Тихого океана. Эта «южная» дорога оставила нам археологические следы, и частью этого пути, естественно, был Приморский край. Возможно, контакты между азиатским и американским континентами не прекратились с исчезновением берингийского моста и продолжались позднее морским путем. Уточню: при изучении генома некоторых групп западноамериканских индейцев были обнаружены группы, у которых геномы очень схожи с некоторыми группами из Восточной Азии. Это может говорить о том, что когда-то в древности была конкретная миграция из Восточной Азии, достаточно поздняя, около 6 тыс. лет назад, которая участвовала в формировании некоторой части этнических групп индейцев на западном побережье Тихого океана вплоть до Эквадора. Наши археологические памятники имеют большое значение для исследования этого вопроса.

Есть ли у наших археологов какие-то особые, уникальные находки, имеющие международное значение?

— Как известно, Восточная Азия — один из основных и древнейших цивилизационных центров на Земле. Самый известный его представитель — это Китай. Но кроме него туда входят еще несколько регионов, к их числу относится и юг Дальнего Востока России. Одно из важнейших достижений этого цивилизационного центра, к которому имеет отношение наш край, — изобретение технологии производства керамической посуды. В свое время это был серьезный технологический прорыв, одна из главных инноваций периода неолитизации. И дело, конечно, не в простом усовершенствовании быта, а в значительном качественном и количественном изменении питания. Самые древние следы появления керамической посуды мы находим в бассейне Японского моря, в том числе в Приморье. Нигде в мире керамическая посуда не появляется так рано — 12–15 тысяч лет назад. Поэтому древнейшие керамические обломки, обнаруженные на нашем Дальнем Востоке, — это уникальные для нашей науки предметы.

Получается, из-за того, что наши территории относительно мало заселены и меньше подвержены техногенному воздействию, у нас сохранилось приличное количество археологических памятников, с помощью которых мы можем изучать историю Азиатско-Тихоокеанского региона. Поэтому переоценить значение приморской археологии невозможно. Наши материалы очень интересны и тесно связаны с историей большинства стран АТР. Наша археология — часть всемирной истории, просто нужно эту часть знать, понимать и гордиться ее уникальностью.

Охранные раскопки на острове Русском (пос. Канал)

Какие особенно интересные археологические находки мы можем увидеть в Учебно-научном музее ДВФУ?

— В экспозиции нашего музея я бы обратил внимание на погребальные комплексы каменного века, раскопанные нами в бухте Бойсмана. Они замечательные по сохранности, имеют большую научную ценность. Это не только прекрасно сохранившиеся каменное оружие и украшения, но и костный материал. Сейчас в археологии большое значение приобретает исследование древних геномов. Но для этого нужно иметь хорошо сохранившиеся кости древних людей. Такой материал мы имеем — это древнейшие для Дальнего Востока России человеческие останки возрастом около 6 тыс. лет. Они позволяют нам более глубоко изучать исторические процессы древности – передвижения и развитие народов. В нашем музее вы также можете увидеть уникальные каменные, костяные и керамические изделия, произведения первобытного искусства.

Какие у вас планы в открывающемся полевом сезоне?

— В этом году мы планируем полноценные раскопки древней раковинной кучи на острове Русском. Ее мы нашли недавно, когда обследовали площадку под строительство объектов саммита АТЭС. Это очень перспективный археологический памятник эпохи неолита. Работу мы планируем на август, а в сентябре собираемся в экспедицию в Эквадор, где будем изучать уникальный археологический памятник Риаль Альто и надеемся расширить наши познания о процессе неолитизации в тихоокеанском регионе. Кстати, на раскопки на остров Русский к нам приедут магистранты из Эквадора, из Политехнического университета (г. Гуаякиль), который является партнером ДВФУ по международному проекту «Междисциплинарное исследование закономерностей и локальных особенностей формирования ранних обществ, миграций и технологических инноваций на территории Приморья и Эквадора». Кстати, это единственный в Эквадоре вуз, который имеет бакалавриат и магистратуру по археологии. Получается, определенным образом мы помогаем развивать археологию как науку за рубежом.

 

Иллюстрации:

1.      Александр Попов в музее г. Ренн (Франция)

2.      Раскопки археологического памятника Русский-Аякс-1 (кампус ДВФУ)

3.      Погребение в раковинной куче. Бойсмана-2. Около 4000 г. до н.э.

4.      Женское погребение. Поспелово-1. I тыс. до н.э.

фотографии предоставлены Александром Поповым