Российские школьники придумали лекарство от рака, детали для машины времени и компьютер из стекла

22 мая 2014

Комсомольская правда

Коренастому Леше Смирнову семнадцать. Не успеваю задать первый вопрос, как он режет:

— Только не спрашивайте, как и кому это пригодится! Я — теоретик. Мое дело понять, как все устроено!

Леша Смирнов, ученик СУНЦ им. Колмогорова

Леша, как и остальные двадцать восемь ребят из России, приехал в Лос-Анджелес на Intel ISEF — международную научную и инженерную ярмарку школьников-ученых. Не буду приводить название его работы. Что нам, нетеоретикам, набор сложных терминов? Поверьте на слово: Леша нашел уравнение, которое описывает очень сложный физический процесс. Да что мы с вами? Из десятка членов жюри ISEF только двое смогли разобраться, каким образом Смирнов вывел формулу.

Детали для машины времени

От разговоров с юнцами, приехавшими на ISEF, у меня в «послевкусии» оставалось радостное ощущение праздника. Потому что ребята — все! — очень светлые и разумные. И очень красивые. А все разговоры о том, что наше интеллектуальное лидерство потеряно,— чушь. Вот они, ребята, к 17 годам уже сделавшие серьезные открытия и потрясающие проекты. Приведу несколько работ, которые можно объяснить ненаучным языком:

Катя Мозгунова и Даша Максимова (ей вообще 15!) из Новосибирска cоздали новое лекарство от рака. Сейчас взрослые ученые уже испытывают его на мышах.

Сева Фомин из Нижнего Новгорода придумал лазер, который проверяет работу кровеносных сосудов, не прикасаясь к телу.

Всеволод Фомин со своим лазером (на ярмарке устроители запретили его включать «в целях безопасности»

— Его земляки Аня Кустарева и Максим Соколов написали программу, распознающую жесты глухонемых и записывающую их в виде обычного текста. Теперь не нужен переводчик, чтобы общаться с людьми, лишенными слуха и голоса!

Лера Вострокнутова из города Чайковский Пермской области готова научить мир очищать почву после разлива нефти. Причем в 20 раз дешевле, чем это делают сейчас. И обходясь без опасных химикатов.

— Другие нижегородцы — Никита Чернядев, Дима Ходебко и Саша Шкитилев — придумали цифровой «сендвич» — они превращают стекло в носитель информации и говорят, что с помощью их технологии можно на крохотную поверхность записать информацию, равную той, что хранится в большой библиотеке.

— Мы прочитали все вузовские учебники по оптике. А там нет почти ничего по нашей теме, — жалуется Никита. — Этим разделом науки раньше не занимались! Приходится самим и теорию разрабатывать.

Ну а Олег Новиков из Иванова мне честно сказал, махнув рукой на свой стенд:

— А это детали, из которых можно будет собрать машину времени!

— Что?! - я решил, что Олег перегрелся на калифорнийском солнце.

— Ну я придумал, как в микроэлементах волны пускать в обратную сторону. Так никто раньше не делал. Время — тоже физическая величина. Значит, и его можно запустить вспять! — И для убедительности кивнул лохматой головой.

Ничего себе школьнички!

Воспитание жюри

На ISEF-2014 наши ребята получили немного наград, как, впрочем, и годом раньше. Тогда, в 2013-м, я очень расстроился. А сейчас понял: такой результат вовсе не потому, что наши не выдержали конкуренцию с командами из Сингапура, Румынии, Бразилии или США. Просто они — другие.

Наверное, так раскованно, как наши школьники, на ярмарке не вел себя никто.

— Жюри не понимало сути химических процессов, которые я использовала, — напирает Лера Вострокнутова.

— С чего это ты так решила?

— А по пустым глазам! Я даже проверяла — чушь полную несла, а потом спрашивала: «Все так?» — «Конечно!»

Лера Вострокнутова «троллила» жюри по чем зря. Кстати, папа у Леры инженер, а в прошлом —член сборной России на зимней Олимпиаде-1994

Копорация Intel уже много лет проводит ISEF. Свозят со всего мира талантливых школьников-ученых и дают им возможность показать себя. Принципиально: ISEF — не конкурс, а ярмарка. Здесь замечают что-то яркое, понятно броское. И в жюри известных ученых немного. В основном добровольцы — преподаватели местных университетов.

Это очень по-американски — устроить грандиозное шоу. В этом году приехали аж 1700 умников. Шоу само по себе неплохой повод популяризировать занятие наукой для молодых. И результат есть: 47 школьников, в разные годы участвовавших в ISEF, стали впоследствии нобелевскими лауреатами.

А вот самой Intel прямой выгоды от ISEF нет. Отбором юных гениев для будущей работы на корпорацию никто не занимается. Интерес более глобальный: школьники, которых поощряют заниматься наукой, повзрослев, станут быстрее развивать технологии. А это значит, что и Intel будет на коне.

При этом ISEF идеально встраивается в систему подготовки молодых ученых в США. В тамошних школах проекты — часть учебной программы. Ученики занимаются наукой, и не важно, их школа в большом городе или в глухой провинции. Талантливым учителя помогают найти научного руководителя из ученых.

Да, проекты бывают и простенькие. Наши умники, посмотрев работы некоторых финалистов ISEF, посмеивались: «Что за детский сад?» Но тут, как в спорте: когда в мяч играют в каждом дворе, а в каждом районе есть спортшкола, и в сборной страны игроки посильнее — есть больше возможностей для отбора лучших.

Два года назад на ISEF победил удивительный мальчик — в 15 лет Джек Андрака придумал методику диагностики рака поджелудочной железы. Его тесты оказались в 28 раз быстрее, в 28 раз дешевле и в 100 раз точнее, чем прежние методики.

 Даешь Ломоносовых!

Наши юные Перельманы пробиваются по-другому. Проблема: в стране нет системы поиска и поддержки талантливых школьников. Новые образовательные стандарты требуют от учителей заниматься с учениками проектами. Но...

— Чаще темы просто высасывают из пальца. Ну типа «Подводная лодка в песках пустыни Сахара». Отчитаться такой работой можно. Только к науке она не имеет никакого отношения, — говорит Александр Рейман — один из немногих энтузиастов, занимающихся с одаренными детьми, сотрудник Института прикладной физики РАН.

В стране есть пять конкурсов для школьников-ученых. Разного уровня и с разными финансовыми возможностями. Где-то их тянут на себе энтузиасты из научных институтов. Где-то вкладываются разумные местные власти. В общем, талантам из Поволжья, Санкт-Петербурга или Москвы есть где показать себя. Больше всего везет участникам конкурса МГУ «Ученые будущего». У главного вуза есть деньги, они оплачивают дорогу и селят ребят в столице на время конкурса.

Единственное на всю страну место, где юные ученые могут повариться с себе подобными, — «Летняя школа» при специализированном учебно-научном центре МГУ. В прошлом году ее организатор кандидат физматнаук Сергей Сергеев нашел спонсора, и половина ребят занимались бесплатно. В этом году спонсора нет. Семьям способных ребят нужно раздобыть 42 тысячи рублей за путевку. Плюс проезд до Москвы. То есть ребята из Благовещенска или Уссурийска точно не доберутся.

В результате наши школьники, приехавшие на ISEF (а это как раз победители пяти научных конкурсов), — штучный товар. Они не только увлеклись наукой, они смогли найти учителей, которые их поддерживают, научных руководителей, поучаствовать в конкурсах. В общем, пробиться, преодолев сопротивление среды.

Учиться в США? Чему?!

— Когда российские школьники стали ездить на ISEF, представители американских вузов, охотившиеся за талантливыми студентами, предлагали им стипендии. Все отказались! — рассказывает профессор МИФИ Наталья Леонова.

— Отказались?! — переспрашиваю я.

— А чему у них в вузах можно научиться? — бурчит с другой стороны стола Сергеев (это мы вместе сидим на завтраке с участниками ISEF). — Американский профессор знает только свою узкую область, а в наших вузах дают здания и глубже, и шире!

Речь, конечно, идет о десятке отечественных вузов — МИФИ, Бауманке, МГУ, МФТИ, университетах в Питере, Нижнем Новгороде, Новосибирске. Здесь, собственно, и снимают сливки, набирая лучших. Потому что в этих вузах удалось сохранить научные школы. 

Но, опять же, речь идет о пробившихся. А сколько ребят не пробилось? Помню, как в прошлом году Паша Курбацкий из Армавира взвился на мой вопрос:

— Про школьных учителей я говорить не буду! К моим успехам они не имеют никакого отношения!

Паша изобрел умную трость-поводырь для слепых и стал одним из победителей ISEF-2013. 

ИТОГ

В общем, талантливые дети, готовые заниматься наукой, у нас есть. И их наверняка много. Вопрос: как им помочь? Ученые, с которыми я говорил и в Москве, и в Лос Анжелесе, считают: без государственной программы поиска и поддержки юных талантов не обойтись. А в первую очередь нужен всероссийский конкурс будущих ученых. Победителей этого конкурса стоит приравнять по льготам к победителям Всероссийской школьной олимпиады. Странно это —олимпиадники, решающие сложные, но все же шаблонные задачи, имеют карт-бланш при поступлении в лучшие вузы. А юные ученые — нет. Несколько замечательных ребят не поехали в Лос-Анджелес только потому, что нужно готовиться к ЕГЭ.

Максим Соколов и Аня Кустарева получили награду за «Переводчик жестов: интерфейс с человеком»

Кого все-таки заметило жюри

Лауреаты основных премий INTEL ISEF-2014

Второе место в секции «Химия»

Екатерина Куценок (г. Москва, лицей No1303, 11 класс), «Новый синтез маннуронил-донора, изучение его конформаций и стереоселективности в реакции гликозилирования».

Третье место в секции «Математика»

Николай Мостовской (г. Санкт-Петербург, школа No564, 11 класс), «Когомологии конечных групп без использования гомологической алгебры».

Четвертое место в секции «Компьютерные науки»

Соколов Максим, Кустарева Анна (г. Нижний Новгород, лицей No 165, 11 класс), «Переводчик жестов: интерфейс с человеком».

Лауреаты специальных премий INTEL ISEF-2014

Первое место от Американской ассоциации по защите прав интеллектуальной собственности и Специальный приз Китайской ассоциации по науке и технике

Чернядев Никита, Ходебко Дмитрий, Шкитилев Александр (г. Нижний Новгород, лицей 82, 11 класс), «Цифровой бутерброд».

Поощрительный сертификат от Ассоциации исскуственного интеллекта

Соколов Максим, Кустарева Анна (г. Нижний Новгород, лицей No 165, Нижний Новгород), «Переводчик жестов: интерфейс с человеком».

Поощрительный сертификат от Американского математического общества

Николай Мостовской (г. Санкт-Петербург, школа No564, 11 класс), «Когомологии конечных групп без использования гомологической алгебры».